Russian Journal winkoimacdos
24.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

"Идеалист" Джона Гришема / John Grisham's The Rainmaker us.imdb.com/Title?Rainmaker,+The+(1997)
США, 1997 г. Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. В ролях: Мэтт Дэмон, Клер Дэйнс, Дэнни Де Вито, Джон Войт, Мэри Кей Плейс, Тереза Райт, Дэнни Гловер, Микки Рурк, Вирджиния Мэдсен, Дин Стоквелл, Эндрю Шу, Рой Шайдер, Рэнди Тревис.

Снимая судебную драму о первых шагах молодого адвоката-правдолюбца, Коппола отказался от ячества и напыщенности, так портивших его последние работы. Маститый режиссер даже программно снял с картины свое авторство, вынеся в название имя создателя литературного первоисточника, короля "проблемного" американского бульварного чтива Джона Гришема. Нам словно предложено всего-навсего посмотреть в динамичном темпе сменяющие друг друга движущиеся иллюстрации к страницам книги. (Иллюстрации, надо заметить, высшего сорта, изобретательно снятые в широкоэкранном формате двукратным обладателем "Оскара" Джоном Толлом.) Напрашивается сравнение с "Веком невинности" Скорсезе; но если там просмотр напоминал ностальгическое чтение у камина, то здесь череда эпизодов походит на жадное перелистывание страниц бестселлера в вагоне метро. Авторы уверяют, что все юридические нюансы проходили тщательную проверку специалистов, но сама за себя (и за отношение фильма с реальной юриспруденцией) говорит фраза главного героя: "Вообще-то, адвокатам не разрешается вступать в личные отношения с клиентами. Но адвокат адвокату рознь. Да и клиенты разные бывают". Фильм поверхностен, но тем и хорош: это - удовольствие "быстрого чтения".

Легкость фильма, однако, кажущаяся; как это и бывает у талантливых людей, за ней стоит обстоятельная работа. Коппола использует излюбленные ракурсы патриархов Голливуда Хоукса и Хичкока, но настолько тактично, что это заметно только очень натренированному "киноглазу". О другом "великом", кинопоэте Американской Демократии Фрэнке Капре, напоминает сценка с прикорнувшим на кушетке в коридоре здания суда неофитом Руди (Мэтт Дэмон). Словно Гари Купер в "Мистер Дидс переезжает в город", только в Дэмоне нет того обаяния и самодостаточности. Но Коппола и это превратил в достоинство: Дэмону, с прилипшей к нему навеки после "Уилла Хантинга" нахальной ухмылкой, очень к лицу ширпотребные фразы типа: "Я накажу этих мерзавцев!" Купер заставлял в себя верить, но времена сменились: теперь герой - только репрезентация молодого человека, которому сценарием прорыта верная колея к финальной победе. Вдоль колеи рассыпаны подорожники характерных эпизодов, заразительно сыгранных звездами всех мастей.

Во времена ярмарки политкорректного тщеславия на экране именно Коппола, как ни странно, преподнес урок изящества в обращении с "государству угодным" материалом. Стильная старомодная музыка Элмера Бернстайна придает фильму искомый шик, а мастерский дубляж сохранил для русского зрителя остроумные аллегро диалогов.

Играя в Бога / Playing God us.imdb.com/Title?Playing+God+(1997)
США, 1997 г. Режиссер Энди Уилсон. В ролях: Дэвид Духовный, Тимоти Хаттон, Анджелина Джолли, Петер Стормаре

"Ад не всегда выглядит как ад. В погожий день он становится похож на Лос-Анджелес". Типичная сентенция для типичного "американского независимого" с неизбежными болтливыми гангстерами в гавайских рубашках. Другое дело, что теперь такими "глубокомысленными" фразами озвучены внутренние монологи бравого Малдера из "Секретных материалов", в частной жизни - актера Дэвида Духовного. Духовный изображает классного хирурга, чье пристрастие к наркотикам привело к летальному исходу пациента и отзыву лицензии на врачебную практику. Для передачи наркотического состояния его героя оператор использует очень дешевые трюки с линзами. Став случайным свидетелем обстрела бара русской мафией, экс-врач успешно проводит подручным инструментом прямо на барной стойке операцию по изъятию пули из тела раненного цветного. Тот оказывается правой рукой инфернального бандита Рэймонда, сразу же предлагающего Духовному стать его "штатным хирургом".

Потом начинается гангстерское кино с вычурным позированием актеров под музыку "Би Джиз" в сценах кровавых перестрелок, которым повторы и замедленная съемка только прибавляют манерности самого дурного толка. Впрочем, сегодня появление еще одного претендента на место "нового Тарантино" удивительно менее всего. Духовный на большом экране растерял все свое хваленое мужское телеобаяние: его герой откровенно зануден. Тем более удручающе становится смотреть последнюю треть картины, представляющую собой однообразную цепочку издевательств законопослушного Духовного над "нежным хулиганом" Рэймондом в обаятельном исполнении Тимоти Хаттона. Ведь задорная игра последнего - пожалуй, единственное объективное достоинство насквозь второсортного фильма.

Алексей Васильев

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru