Russian Journal winkoimacdos
4.09.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Пересмотры архивпоискотзыв

Как преодолеть воинствующий экономизм

В.И. Скрыпник

Внушив обществу и власти, что участие государства в экономических процессах неплодотворно, радикальные реформаторы максимально ограничили возможности государственных органов по принятию решений, оставив в руках государства только бюрократическое регулирование хозяйственной деятельности - регистрацию, лицензирование и т. п. Это привело к тому, что российская экономическая система перестала самовоспроизводиться и развиваться, определять свои приоритеты и участвовать в инвестиционном процессе. А государственный аппарат перестал контролировать ситуацию и воздействовать на ее развитие.

Продолжение реформ в условиях нынешней государственности в России зависит только от того, сумеет ли власть преодолеть неудачи монетаристской политики и создать фундамент федеральной инфраструктуры на базе естественных монополий, казенных заводов и градообразующих производств, что позволило бы возобновить экономический рост, начать структурные преобразования, сохранить политическую стабильность. Сегодня пассивное участие государства в экономике не дает возможности создать и запустить единый хозяйственный механизм страны и решать насущные проблемы, а кризис государственных финансов и отсутствие инвестиционных накоплений лишний раз подтверждают необходимость поиска философской системы развития России.

В нынешней ситуации надеяться на серьезную помощь мировой торгово-финансовой системы не приходится, поскольку роль основного посредника в ней принадлежит США. Более того, однополюсность развития Запада и зависимость всего мирового сообщества от одной страны делает мир нестабильным.

Торгово-финансовая посредническая система капитализма по своей природе не может саморегулироваться, кризис ее неизбежен. Она основана на постоянном увеличении фиктивного капитала и иллюзии бесконечно прекрасного социального будущего, вскормленной безудержной рекламой. Теперь и россиянам предлагают стать заложниками "игры в МММ" в мировом масштабе и поклоняться суррогатным иностранным бумагам.

В этой тяжелейшей ситуации никто, включая и Центробанк России, не способен удержать курс рубля. Эпохе романтиков нынешнего рынка в России приходит конец. Сегодня необходимы реальные действия власти по подъему национальной экономики, так как чистые рыночники с этой задачей не справились. В противном случае радикальные экономисты снова заведут страну в "революционный запой". Выходом на сегодняшний день является отсрочка по выплатам ГКО. Монетаристы радикального экономизма стараются уйти от ответственности и обвиняют в строительстве пирамиды ГКО Центробанк России и Минфин. А ведь это по сути своей попытка сделать рубль устойчивой валютой в мировой однополюсной финансовой системе. В условиях реальной политики переходного периода это было оправданно.

Великий русский мыслитель С. Н. Булгаков в своей работе "Философия хозяйства", предостерегая от притягательной силы экономизма, резко критикует его, говоря о том, что воинствующий экономизм утверждает хозяйственную природу всей культуры и всего человеческого творчества и ищет хозяйственные подосновы в самых высших и наиболее духовных проявлениях жизни. Интуитивно он всем близок. И поэтому, по мнению С. Н. Булгакова, "экономический материализм... не может быть просто отвергнут, он должен быть положительно превзойден, он не позволяет себя отбросить, он повелевает преодолеть".

Экстремистская часть рыночников лихорадочно ищет выход из создавшейся ситуации, вбивая клин между центром и регионами, сталкивая власть и общество. Сегодня вновь, как и в начале века, в стране возникла атмосфера бунта против воинствующего экономизма. Вспомним, однако, что сказал по этому поводу Ф. М. Достоевский: "Одним бунтом жить нельзя", а тот же С. Н. Булгаков продолжил: "Бунтарство есть то же рабство, но только навыворот, духовный плен в поисках рационализма, а вовсе не преодоление его". Лишнее подтверждение того, что следовать крайностям экономического материализма в реальном хозяйствовании - порочно...

Двухполюсная социально-экономическая система развития России 1 не опровергает экономический материализм, а показывает возможности его использования. В двухполюсной политэкономии всеобъемлющая истина экономизма разделяется на две составляющие. Первая - это блок жизнеобеспечения: он первичен, и здесь риск недопустим. Вторая - блок развития, где допускается обоснованный риск. Этим снимается воинственность экономизма, и он занимает свое достойное место в рыночном блоке. Между прочим, сегодня даже сама постановка вопроса о двухполюсной политэкономии является важным шагом вперед. Исчезает острота идейного радикализма в экономизме. Двухполюсная политэкономия перестает быть агрессивной, ее воинствующая природа ослабевает, становится терпимой и управляемой. А когда человек воспринимает мир в широком смысле как хозяйство, тогда и общество начинает испытывать глубокую ответственность за судьбу каждого индивида.

Важнейшей предпосылкой развития двухполюсной системы хозяйствования является тот факт, что системообразующие отрасли (естественные монополии, казенные заводы и градообразующие производства) в доперестроечный период финансировались государством, то есть россиянами, а не частными инвесторами. Высвободившиеся от проводимой государством единой ценовой политики финансовые средства станут достаточными для подъема экономики страны.

Не национализация всей сферы нынешнего естественного монополизма страны, а передача производственной части естественных монополий в собственность государства с созданием вокруг нее рыночной инфраструктуры - вот динамичный путь развития России. Государство как собственник производственной части естественных монополий обеспечит инвестиции и работу общей инфраструктуры, распределяя прибыль от природной ренты в интересах всего общества, что сохранит политическую стабильность и многообразие отношений в российском обществе. Возобновятся денежные потоки, резко сократятся неплатежи, и экономика начнет реально функционировать.

Но просто принять превентивные меры к обеспечению жизнедеятельности общества недостаточно. Необходимо обосновать свой путь философски. Сегодня стало очевидным, что без опоры одновременно на две финансовые системы - торгового капитала и естественного монополизма - Россия никогда не отдаст долгов и не решит своих внутренних проблем. Только в единении этих двух финансовых систем залог поступательного социально-экономического развития и возможности решения насущных проблем россиян к 2000 году.

Чистые рыночники будут стремиться сохранить свое детище - созданный ценой огромных усилий рыночный блок, и действия власти не должны быть направлены на его разрушение (но только социально ориентированного). С другой стороны, ослабление блока жизнеобеспечения из-за неэффективных собственников (бывшей партноменклатуры) обусловило невиданную в России с начала века напряженность, а союз этой номенклатуры с радикальными рыночниками образовал мощную реакционную силу. Тут незачем искать кого-то, кто умел бы хозяйствовать лучше: просто и обществу и власти пора осознать, что самый эффективный собственник естественных монополий в России хорошо известен - это государство.

По словам С. Н. Булгакова, освободиться от воинствующего экономизма помогает философский анализ: "Надо усомниться в том, в чем не принято и неприлично даже сомневаться, надо взглянуть наивными глазами чужестранца или дикаря, для которого крахмальные воротники и белые манжеты, для нас сами собой разумеющиеся, кажутся странными и который спрашивает об их действительном назначении".

Двухполюсная политэкономия, соединившись с философией хозяйства по С. Н. Булгакову, станет философски уравновешенной, займет достойное место в общей философии, будет подтверждена жизнью.

Ни материалистический эмпиризм, ни идеалистический рационализм, так же как и философская система Канта и "саморазвитие духа" по Гегелю, не способны разрешить проблемы познания и экономической свободы каждого человека. И только великий русский мыслитель С. Н. Булгаков в своей работе "Философия хозяйства" дает ответ на основной философский вопрос о взаимоотношении материи и духа. Он доказывает невозможность его разрешения в рамках монической философии, утверждая живое единство субъекта и объекта. По его словам, высшее тождество материализма и идеализма - в единстве развивающейся жизни. Высшим примиряющим мировоззренческим идеалом двух философских начал у С. Н. Булгакова является христианство. Между материализмом и идеализмом пролегает единое знание, и его субъект разрешает проблему Познания и снимает антагонистическое противоречие в философии. По С. Н. Булгакову, многообразие социальных отношений приобщит каждого человека к Познанию и каждый реализует себя через Труд.

Колоссальный резерв общества и власти заключается в определении роли и отношения государства к образованию, науке и информации и его роли в них. Реализовать его означало бы окончательно преодолеть воинствующий экономизм XX века.

Большинство специалистов в области образования и воспитания твердо убеждены в том, что формирование целостного и гармоничного мировоззрения у каждого человека должно предшествовать овладению специальными знаниями и научным исследованиям.

Обществом и властью должно быть признано, что образование и воспитание являются первичными по отношению к науке и информации. Глубокое понимание первичности образования и воспитания и даст возможность, преодолев психологию современного воинствующего экономизма, направить вектор познания и развития в сторону целостного мировоззрения. Это центральный вопрос успеха преобразований в России. Развитие образования, науки и информации, объединенных концептуально "в одной корзине", позволит провести координацию всех приобретенных знаний, сохраняя их непрерывное единство и развитие. Это особенно важно, когда страна не без помощи воинствующих радикалов теряет эффект экономии от масштаба и хаотически распыляет материальные и финансовые ресурсы.

Преодолеть кризис научного сознания и сформировать новый тип мышления может помочь иной статус Министерства науки и технологий, преобразованного в Министерство образования, науки и информации. Оно могло бы заняться и проблемой концентрации ресурсов.

В отличие от прагматического, а часто и меркантильного Запада, в отечественной культуре и науке всегда превалировала ориентация на глубокую духовность. Традиционная потребность в познании, всегдашняя отсылка результатов своего труда к будущему, к потомкам, бескорыстие и душевная импульсивность действий, когда речь идет о благе других, - все это в значительной мере сформировало особый менталитет и направленность изысканий российских ученых, более, чем западные, склонных к фундаментальным исследованиям и глубоким обобщениям. Благодаря российской научной традиции человечество получило множество открытий в области фундаментальных наук и всемирно известные научные школы.

Сейчас российское общество и власть стоят перед настоятельной необходимостью принятия двухполюсной социально-экономической системы, поскольку именно она способна обеспечить в обществе единство духовной и материальной жизнедеятельности. При этом государство не только будет выступать в роли инвестора, но и сможет поддерживать многообразную целостность народов и социальных групп, населяющих Россию.

Двухполюсная политэкономия живет в русле целостной и гармоничной философской системы развития общества, подобно двухполюсной социально-экономической системе пробиваясь сквозь догматическую самозамкнутость философии.

Так преодолевается целая эпоха болезненного, одностороннего интеллектуализма и воинствующего экономического материализма и начинает формироваться философское самосознание свободы, воцаряющейся над необходимостью. Человек будет с первозданным трепетом переживать тайну мирового бытия, всегда находясь в поиске точки опоры, и основой его поиска станут подлинные философские системы, в которых не уничтожается возможность дальнейшего философствования.


Примечания:


Вернуться1
В. И. Скрыпник. Российская национальная идея целостного гармоничного общества. - М.: ВНТИЦ, 1997.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru