Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
Тема: Литературная ситуация / Круг чтения / < Вы здесь
Это зоология
Дата публикации:  12 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Вот уже лет десять как я слежу - скорее из любопытства, нежели по необходимости, - за газетно-журнальной критикой. Бывали времена, когда объект наблюдения был захватывающе интересным. В другие времена читать критику было не более волнующим занятием, чем складывать цифры в столбик. В последние два-три года картина представляется мне и вовсе довольно удручающей. Я бы списал это на возраст, кабы не тот факт, что есть несколько критиков (всех их, впрочем, можно легко пересчитать до момента выхода зайчика на прогулку), чтение которых и сейчас представляется мне интеллектуальным приключением. Причиной к написанию этих заметок послужил тот факт, что недавно я узнал о сомнениях одного из этих немногих критиков в своей профессиональной состоятельности. Вообще, можно считать, что пока такие сомнения возникают, с пишущим человеком все в порядке.

Но все полезно в меру. А тут какая мера? На наших глазах со страниц крупнейшего рецензирующего издания страны (теперь новое, еще лучше, в цвете, тираж сорок семь тыщ сто пятьдесят экземпляров) слезают консервативные мальчики в шортах и начинают на всех подручных стенках выводить огненными баллончиками "менетекелупарсин", подсмотренное в отрывном календаре за 1913 год. Публика рукоплещет, мальчики номинируются на премии по разделу "литературная критика", а не получив этих премий, с удвоенной энергией начинают гнобить. Поневоле даже самый вменяемый и знающий критик задумается о том, почему эти персонажи издают газету, а он, хороший критик, работает-работает как каторжный - и ничего.

Ситуация эта представляется мне несправедливой. Именно поэтому я счел возможным, - нет, не вступить в полемику, полемика тут, разумеется, невозможна, - а отреагировать на статью Дмитрия Ольшанского "Как я стал черносотенцем", опубликованную в "Ex Libris НГ" от 11 апреля. Это не критическая дискуссия - литературная критика выходит за пределы моей компетенции. И даже не идеологическая. И вообще не дискуссия, а человеческая реакция. Потому что на текст, в котором сосредоточено такое количество мерзости и скудоумия, я считаю себя обязанным отреагировать. Как человек, как литератор: это вопрос самоуважения. И именно поскольку это человеческая реакция, будет и переход на личности, и резкость в выражениях.

Во первых строках статьи Ольшанский оглядывается в свое либеральное прошлое и не видит там ничего кроме лжи и позора. Это, конечно, гипербола. Если внимательный наблюдатель оглянется в либеральное прошлое журналиста Ольшанского, он обнаружит там и остроумные наблюдения, и горячую полемику, которую журналист Ольшанский вел во всех возможных гостевых, и не менее горячую, хотя и противоположную по направлению критику с идеологических позиций. Еще буквально в декабре 2000 года герой наш громил Ван Зайчика за фашизм, а всех, кто имел неосторожность любить Егора Летова, называл красно-коричневыми. Эволюция за два года действительно была проделана удивительная. Егор Летов теперь жертва тупых демократических масс-медиа. Ван Зайчик, вероятно, герой сопротивления. Не изменился только метод - в первых двух абзацах раскаляется идеологическое тавро, потом с наслаждением до конца рецензии прикладывается. Присутствующие вдыхают запах паленой шкуры, тавро отнимается и складывается в чемоданчик до следующего раза. Объект продолжает бегать по книжным развальчикам "Пирогов" и "Библио-глобусов", клеймитель отправляется в кассу за гонораром.

Тавро не обязательно должно быть идеологическим. Есть еще несколько объектов особой ненависти - свободный стих, например. Поразительно в этой истории то, что восемь из десяти (нет, я не считал, это для красного словца, но думаю, что не сильно ошибусь) рецензий Дмитрия Ольшанского посвящены книгам, вызывающим у него сильнейшее раздражение, которое выливается в трамвайное хамство зарвавшегося люмпена, - как в случаях с отзывами на книги Елены Фанайловой и Евгении Лавут. Даже когда Ольшанский пишет о том, что ему нравится (вот, к примеру, стихи Дмитрия Воденникова, которые и мне нравятся тоже), он не может удержаться от брани в адрес человека, впервые Воденникова напечатавшего. О том, чтобы проследить генезис понравившегося автора или сказать о его текстах что-нибудь, кроме набора дежурных банальностей, речи не идет. У нас времени нет. У нас вон еще сколько скотов без клейма на воле гуляет. Торопиться надо, гнобить и упромысливать.

Ольшанский объявляет девяностые годы потерянным временем для русской литературы, временем либеральной букеровской мертвечины. А сейчас другое дело, мол, хороший пошел литературный процесс, брату-либералу пора на табуретку становиться, брат Митька для него веревочку свил и мыльца припас. А когда придут и спросят, где, мол, братец-то твой, - разведет руками журналист Ольшанский и скажет гордо: "Да вот, Господи, упромыслил". За десять лет мы столько раз слышали стоны о потерянном времени и отсутствии литературы, что никакого Железного Феликса не хватит сосчитать. Не было в девяностые годы ни Петрушевской, ни Садур, ни Дмитриева, ни Шенбрунн, ни Ильянена, ни Шишкина, ни Левкина, ни Шарова, никого не было. Потерянные годы. А уж с поэзией какая беда. Ни Айзенберг стихов не писал, ни Фанайлова, ни Гронас, ни Анашевич, ни Лавут, ни Кривулин. Одна какая-то мертвечина была либеральная. Зато теперь все прекрасно. Потому что теперь у нас есть зато "Господин Гексоген".

Далее Ольшанский пытается привлечь на свою сторону покойного Виктора Астафьева. Вообще, манипуляции с умершими крайне омерзительны, они в учебниках по сексопатологии описаны, в главе "Некрофилия", и еще у Сорокина немножко, по ведомству отсутствовавшей в 90-е литературы. Это у советской власти, к примеру, была привычка не печатать живых западных писателей. Вот помрет имярек - и печатайте на здоровье. Он уже Солженицына поддерживать не станет, писем не подпишет, с диссидентами не снюхается. Не знаю, что сказал бы Астафьев о нынешнем фаворите Национального Бесцеллера (спасибо, Саша), но вспоминается мне один эпизод - Митя, может, его и запамятовал, а я вот помню. Когда в 93-м году любимцы г-на Проханова опубликовали в газете "День", то есть в теперешней "Завтра", письмо о том, что, мол, спасай Россию и прочая, Виктор Петрович выступил с заявлением о том, что письма этого не подписывал. И еще там было: "Не верьте ни единому слову".

Переходим к политической части - статья Ольшанского программная и потому там присутствует политическая часть.

Прогрессизм рушится, и скоро рухнет окончательно. [...] Настает время признания яростных, неправильных, национально мыслящих авторов и сочинений - сочинений, от которых иной читатель содрогнется во вселенском трепете. Истинная литература обсуждает лишь две темы - Смерть и Власть. Только в русском языке есть звучащее приговором словечко "либеральничать".

Собственно, вышеприведенных цитат вполне хватает для того, чтобы понять, с кем мы имеем дело в лице журналиста Ольшанского. А имеем мы дело с фашистом. Употребляя этот термин, я испытываю некоторые трудности, связанные с тем, что он давно уже перестал быть термином, а превратился в матерное слово навроде "мудака", которым вольно перебрасываться в непринужденной газетной полемике, благо под административный кодекс слово "фашизм" у нас не подпадает. Однако в данном случае я говорю только то, что хочу сказать. Журналист Ольшанский стоит на защите экономических интересов крупной национальной буржуазии, цель которой заключается в том, чтобы закрыть, по возможности, все рынки, в первую очередь - рынок идей, принять прогрессивный трудовой кодекс безо всяких там профсоюзов, загнобить нетрадиционные конфессии вроде католиков и прочее в этом духе. Я, заметьте, вовсе не отождествляю эту позицию с позицией нынешней власти. С позицией власти завтрашней - очень может быть.

Тут, конечно, придется признать зловещие законы бытия (страх Божий, неотвратимость смерти, благополучие России в силе ее святых штыков, иерархичность и принудительность как точка отсчета для гармонии в мире, etc.). Только их и журналисту Ольшанскому придется признать, и журналисту Пирогову, который на той же полосе объясняет, что мальчики - это пушечное мясо истории. Вот тогда, конечно, уже придется не петюкать - с достоинством принимать власть в разных ее формах и проявлениях, не упорствовать в злом индивидуализме. Иными словами, понимать порядок. Скажи это, Митя, главному редактору Ex Libris Игорю Зотову. И писателю Лимонову скажи, автору упоминаемой тобою в снисходительно-благожелательном тоне "Книги мертвых". А то петюкают чего-то. Порядка не понимают. Сказано сидеть в тюрьме - сиди, не рыпайся.

Личное, обещал личное. Журналист Ольшанский пишет о вялых потугах тех, кто не готов, заведя в квартире льва, принимать кровавую ванну. Я, как либеральный, условно-атеистический писатель-атеист, иногда бываю в разных клубных заведениях города Москвы. Ну, в ПирОгах, в Проекте ОГИ на литературных вечерах, в ресторанчиках - просто поужинать. Ну, захожу раз в недельку. Часто вижу там журналиста Ольшанского, со львом на поводке, принимающего кровавую ванну. Кровь брызжет, куски мяса журналистского летят, барышни писаются кипятком от ужаса. Потом, бывало, встанет Митя, отряхнется и пойдет очередной памфлет писать про веревку для брата-либерала.

Это все не то чтобы злословие и пустое зубоскальство. Я говорю о том, что все эти мальчики, призывающие к возобновлению смертной казни и оправдывающие концлагеря необходимостью вернуть русской литературе былую витальность, являют собой такой пример скудоумия, исторического беспамятства и безответственности, что впору их в живой уголок сдавать, для поучения школьников. История в России ходит кругами, известное дело, ничему никого не учит, однако как же коротки периоды отрезвления - удивительно. Это такие же точно в начале века снабжали большевиков деньгами и сотрудничали с "Искрой". А потом пошли на фарш и утянули с собой десятки миллионов людей. Эти прочли Солженицына и Астафьева. Не поняли ни единого слова. И теперь снова нас тянут за собой в могилу. Знаете, вы как-нибудь сами. А нас, либералов, леваков, либертарианцев, меня и таких людей, как я, нас не так уж интересует смерть. Давайте как-нибудь так: некрофилы и антропофаги - направо, а мы, которых интересует жизнь, - налево.

Современное, секулярное, либеральное общество объединяется надеждами. Я убежден в том, что есть осуществимые и конкретно обоснованные оптимистические сценарии политического развития, которые приведут нас к тому, что количество насилия и жестокости уменьшится и мир станет лучше (да, я серьезно, я очень серьезно). Я полагаю, что нет ничего важнее конкретных людей и их жизней, в которых случайность является в своем роде синонимом свободы, индетерминизма. Я полагаю, что ирония - постоянное сомнение в собственном словаре и признание за другими словарями права на существование в пространстве описаний, неравноценных с прагматической точки зрения, но равноценных с метафизической, - непременное условие существования человеческих сообществ. Я полагаю, что есть книги, помогающие человеку стать тем, что он есть, и книги, помогающие уменьшить количество жестокости (не расстреливал несчастных по темницам). Это, может быть, и утопия, но я хотел бы жить в обществе, где главной является триада, предлагаемая Ричардом Рорти: случайность, ирония и солидарность. Вам там тоже найдется место, не беспокойся. Вы поселитесь где-нибудь в милой вашим сердцам крестьянской коммуне - ты, Митя; умнейший из современных литературных обозревателей Владимир Бондаренко, Крылов, Проханов, кто там еще, - и будете там друг друга упромысливать и гнобить, раз уж вам это нравится. Не петюкать - ну, по возможности.

То, что журналист Ольшанский имеет возможность печатать фашистские (никаких ярлыков!) статьи в одном из двух рецензирующих изданий страны, - это позор. Тот факт, что реклама Проханова от "молодых интеллектуалов" находит себе место на страницах изданий, всерьез полагающих, что они являются полезным социальным институтом под названием свободная пресса, - это позор. Тот факт, что это происходит при полном молчании и попустительстве всех остальных - это позор такой, что непонятно уже, как теперь отмываться.

Так вот, о зоологии. Есть такие животные - называются крысами. Ну, нормальные животные, грызуны, у них свое место в экологической системе, все путем. Но когда их становится слишком много, они начинают грудных детей жрать и чуму разносить. Тут уж пора санэпидемстанцию вызывать. Чпок-чири-пок, господа, возвращайтесь во тьму, из которой вышли, раз она вам мила. Плодитесь в своей комнате сто один, поедайте самих себя за неимением человечины.

А мы тут как-нибудь посидим на солнышке, глядишь, еще стишок-другой напишем, детишек нарожаем, поедем с ними отдыхать к морю. А на тот случай, если вы снова забудете, где ваше место, так вот она, наша флейта, от принца одного досталась.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Литературная ситуация' (архив темы):
Мария Левченко, Книжный вуайеризм для начинающих маргиналов /11.04/
Поэтическая серия клуба "Проект ОГИ". Авторы новые, молодые, выпускающие в ОГИ первую-вторую книжку, не только актуальнее, но и гораздо интереснее, читабельней, доступнее и ближе мэтров и классиков, изданных здесь же и призванных вроде бы составить фундамент серии.
Владимир Губайловский, "Промежуток" /11.04/
Можно провести параллель между литературной ситуацией 1924 года и 2002, между "Промежутком" Тынянова как мгновенным снимком поэтического пространства - и опросом Курицына. Сегодняшнее ощущение "промежутка" - ощущение "вакаций", отдыха перед подъемом. Ситуация требует не столько прямого творчества, сколько переоценки ценностей.
Александр Агеев, Голод 71 /11.04/
Одна мысль приходит в голову после бесстыдных пиар-кампаний последних недель: как все-таки хорошо и правильно иметь еще одну профессию и зарабатывать на жизнь не одной литературой. Самое лучшее - быть капитаном дальнего плавания, как Виктор Конецкий, и с высоты капитанского мостика чихать на непристойную окололитературную возню.
Олег Дарк, В каком смысле "нет литературы"-2 /10.04/
Отсутствие "отличного от тебя" - противника, союзника, врага или друга - приводит к характерной для современной русской прозы недраматургичности. Так и в современной драматургии. Сочетание: "мне неинтересны чужие судьбы" и "пишу для театра" - кажется сейчас очень естественным.
Дмитрий Бавильский, Стихотворения бедный театр /10.04/
Катахреза #7. Поэтическая серия "ОГИ" - на фоне фона.
Станислав Львовский
Станислав
ЛЬВОВСКИЙ
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:

Rambler's Top100