Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Дар слова. Выпуск 2
Проективный лексикон русского языка

Дата публикации:  11 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

своеправие и своеправые


Есть одно морально-психологическое качество, которое занимает большое место в российской истории и культуре, но для которого еще нет точного обозначения в языке. Английское self-righteous обычно переводится как "лицемерный, фарисейский, ханжеский, самодовольный". Однако ни одно из этих слов не передает точного значения self-righteous: буквально - "само-праведный", "само-правый" или "свое-правый", т.е. уверенный в своей правоте, праведности, непогрешимости. Возможно, сильное развитие этого качества в авторитарном обществе как раз и мешает возникновению соответствующего понятия и слова, которое позволило бы его осознать и критически оценить.

Для заполнения этой лакуны мы предлагаем слово "своеправие", образованное по той же модели (с суффиксом -иj-), что и "своеволие", "своенравие", "своекорыстие".

своепрАвие - неизменная и непоколебимая уверенность в своей правоте; одержимость и ослепленность своей правотой.

Вот несколько литературных примеров проявления этого качества.
В эпилоге романа "Преступление и наказание" Раскольникову снятся своеправые люди будущего, которые истребят друг друга и все живое во имя царственного "я есмь истина".

"...Никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные... Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина..." Ф.М.Достоевский.

Одержимость своей правотой - это и есть самый заразный вирус, над которым не властна медицина. Своеправие в его крайних формах трудно отличить от сумасшествия. Своеправие - это высшая точка, на которой застывает ум, когда он не в состоянии поправить, одернуть себя.

Своеправие может сочетаться с любой идейной позицией, от нигилизма до либерализма. Базаров и Павел Петрович в "Отцах и детях" Тургенева, при всей противоположности своих убеждений, - оба твердые своеправцы. В этом они больше похожи друг на друга, чем на Аркадия и Николая Петровича, которые готовы признать правду иного возраста и мировоззрения.

О своеправии как о моральной мертвенности говорит Б.Пастернак в романе "Доктор Живаго": "Я не люблю правых, не падавших, не оступившихся. Красота жизни не открывалась им".

Для любой культуры важно иметь понятие своеправия в своем словарном запасе, поскольку оно предохраняет от отождествления правды и правоты. Своеправый человек, одержимый собственной правотой, становится слеп к правде. Культура, лишенная этого понятия, становится нечувствительна к фанатизму и догматизму.

Примеры употребления:

Своеправие - вот общее имя нравственных болезней и исторических соблазнов нашей эпохи. Koммунизм, фашизм, фундаментализм и радикализм разных религиозных и атеистических оттенков - это все разновидности своеправия.

В письмах Гоголя проглядывают черты своеправия и даже своеправедничества: хотя автор не прочь себя укорить и покаяться, он и в этом поднимает себя над собеседниками, учит их покаянию, подает пример смирения.

То, что родители склонны к своеправию, ребенок переживает как главную несправедливость. Почему они всегда правы? Только потому, что они старше?


своепрАвый или своепрАвный (-ая, -ое) - тот, кто считает себя всегда и во всем правым; уверенный в своей правоте, невосприимчивый к чужой точке зрения, убежденный в чем-то раз и навсегда.

Для более четкого определения этого понятия следует выделить его в таком ряду: своеправый, самодовольный, гордый, надменный, высокомерный.

Своеправый человек не обязательно самодоволен: он может обвинять себя в недостатке твердости, мастерства, социальных связей или технических умений, он может даже испытывать угрызения совести, но при этом он всегда уверен в непогрешимой правоте своих принципов, в своем идейном или моральном превосходстве над окружающими.

Своеправый человек не обязательно является гордым, надменным, высокомерным. Гордый превозносится над другими, а своеправый может быть тихо и даже смиренно уверен в своей правоте. С другой стороны, и гордый человек не всегда своеправен: он может признавать себя неправым, сомневаться - и тем не менее гордиться даже своими ошибками и пороками, своей неправотой, тогда как своеправый точно знает, что он живет по правде и всегда прав.

Яркий пример своеправия - Владимир Ленин. Вряд ли можно назвать его гордым, высокомерным, надменным: он был прост, обходителен, деловит в обращении с людьми, не личность свою он высоко ставил, а те идеи и принципы, которым приносил в жертву друзей, сословия, Россию, целый мир.

Вместе с тем нельзя отождествлять своеправие с фанатизмом, который развивается обычно на почве религии или квази-религиозной идеологии, массового культа. Фанатик отдает себя во власть какой-то высшей идеи, служит идолам веры, могущества, славы, успеха, тогда как своеправие - это прежде всего утверждение своей собственной правоты. Своеправие может сочетаться с фанатизмом, как в случае В.Ленина, но оно может проявляться и в консерватизме, педантизме, пуризме, осторожности, неприятии каких-либо крайних идей. Своеправие - это черта характера, которая может проявляться и в крупных, и в мелких вещах, от философских и политических убеждений до бытовых привычек, манеры приготовления еды и т.д.

Примеры употребления:

Бойтесь равнодушных и своеправых. Для первых нет истины, для вторых нет ничего, кроме нее. Для одних истина - нигде; для других - в себе.

Честный человек старается делать то, что считает правильным; своеправый считает правильным то, что он делает.


своепрАв или своепрАвец (сущ. муж. р.), своепрАвка или своепрАвица (сущ. жен. р.) - тот или та, кто непоколебимо уверены в своей правоте, проявляют своеправие.

Что за общество! У власти одни самодуры да своеправы. У каждого своя дурь и своя правда, а главное, что он дурь от правды не отличает и за дурь как за правду стоит.

Своеправец, как и правдоискатель, - человек бескорыстный. Разница в том, что один ищет правду, а другой уже нашел ее. Не из эгоизма или корысти он настаивает на определенном образе мыслей и действий, а потому что считает их единственно правильными.

Марфа - своеправая хозяйка: точно знает, какой клеенкой накрывать стол и какой тряпкой ее вытирать. Попробуй взять другую тряпку - тотчас поправит, да еще и ошибку любезно объяснит. Неудивительно, что от такой милой своеправицы все мужики сначала без ума, а потом - в бегах.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Уланов, В плоскости потери /11.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Михаил Гронас. Дорогие сироты, - М.: О.Г.И., 2002.
Татьяна Сотникова, Брюссельское кружево поэта Медведева /10.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Кирилл Медведев. "Все плохо" / Предисловие Д.Воденникова - М.: О.Г.И., 2000.
Владимир Губайловский, Запретить языку структурироваться! /10.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Кирилл Медведев. "Все плохо" / Предисловие Д.Воденникова - М.: О.Г.И., 2000.
Юрий Мамлеев, Русская идея здесь и сейчас /06.11/
В книге "Россия Вечная" предложено принципиально новое понимание России. Ее идеология носит общероссийский характер - и даже более.
Олег Дарк, Террор слов /06.11/
Кажется, ни разу о девушке - первой жертве террористов - журналисты не сказали: "убита". Говорили: "расстреляна". Всякий носитель русского языка знает разницу между словами "расстрелять" и "убить".
предыдущая в начало следующая
Михаил Эпштейн
Михаил
ЭПШТЕЙН
russmne@emory.edu
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100