Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Ни о чем
Дата публикации:  25 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Когда не в шутку занемог
Через магический кристалл
Оброком легким заменил

Генератор R_L

Настоящие книги пишутся не для чтения. В том физиологическом понимании этого процесса, в котором текст тот же бифштекс. Сожрал - и завтра подавайте новый. От такого подхода выигрывает только целлюлозно-бумажная индустрия, производители подтирок, как промышленного, так и бытового назначения. А душа нет.

Настоящая книга - предмет многоразового употребления. Она пишется для перечитывания. Хороший текст похож на бабочку. Его нельзя проглотить и переварить. Сходу, на лету, разом. Во-первых, он так просто и не дается, а, во-вторых, что тогда делать летними вечерами, если всю красоту за один раз взять и зажевать? Только детей. Но больше трех за день все равно не получится. Рано или поздно придется зажечь свет. А он вовсе необязательно имеет электрическую природу. Страничку прозы Мандельштама видели?

Именно с этой точки зрения порочным кажется гастроэнтерологический подход к изящной словесности. Рассуждения об общественной полезности прозы, гражданской значимости поэзии. Во всем диапазоне от "уроков любви" автора "Опытов", до "сеансов освобождения от пафоса" автора "Сала". Плохо пахнет вся эта диетология. А должна хорошо. Как музыка.

Русскую литературу освободил от пафоса двести лет тому назад Александр Сергеевич Пушкин. И примкнувший к нему Николай Васильевич Гоголь. Один написал "Евгения Онегина", а второй "Нос" и "Мертвые души". С тех пор с ней все хорошо, с русской литературой, несмотря на отдельно взятую "Смерть Ивана Ильича". Есть правофланговый.

Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы.

О чем эта главная, единственная и гениальная книга всей нашей изящной словесности? А ни о чем! В том-то и соль. Уксус и перец. Тайна великой кухни. Четыре авторских листа. Текст для пожизненного перечитывания. Как лес, река, небо и любимая. Вневременное и внепространственное совершенство, явившееся нам во всей своей прекрасной полноте лишь через два столетия. Как и было предсказано. После изобретения телеграфа, телефона, телевизора и стека протоколов TCP/IP. Чудес, избавивших художественный текст от неестественных свойств среды передачи данных. Роман, повесть, рассказ больше не транспорт. Не упаковка для пересылки сведений этнографического, экономического, религиозного характера от одного грамотного к другому. Веблог и "Огонек" гораздо лучше справляются с задачей просвещения масс. Коллективной агитации и организации. Эффективней.

И, слава Богу, 220 вольт им в провода. Динамо-машину размером с город Конотоп.

От чего же нас попытался избавить А.С.П.? От примата смысла и прагматической сверхзадачи. Он нам ясно указал цель. Учитесь танцевать. Совет и лозунг оставьте людям с креслом. Гинекологу и военкому. Авторам журналов Men's Health и Cosmopolitan. Дециметровым волнам и FM-частотам. Пусть трудятся. Работают со словом.

"Она все над ним делала только для себя и говорила ему, что она делает для себя то, что она точно делала для себя как такую невероятную вещь, что он должен был понимать это обратно".

А то ведь вот до чего можно дойти, докатиться, даже будучи глыбой, великим человечищем. Если думать всей головой не о ремесле, а о правде жизни. Три кило по шесть рублей. Не знаешь, куда спрятаться. Возвышает не правда, а обман. И это тоже сказал Пушкин.

Только обман - не МММ и не РАО ЕЭС. Обман - это фокус. Ловкость рук и персональный магнетизм. Владенье словом. Стиль. Изящное письмо - единственный продукт и одновременно инструмент сочинителя. И он не предназначен для забивания гвоздей-идей в башку. Моральных кодексов под кожу и нравственных уставов под ногти. Слово писателя должно радовать. Само по себе, как цвет молока и запах сирени. Быть естественным продолжением флоры и фауны. Всей мировой органики и неорганики. Природы, с которой не хочется расставаться. А генетически измененные субстанции, мутанты слабенького человеческого разума, вроде глубоких суждений и основополагающих выводов, к черту. На совочек и в компост. В телевизор и Интернет. Пусть сервируют. Мигают лампочками. Романы тискают. Крыльями машут. И хорошо!

Вот Федор Михайлович Достоевский не дожил. И весь свой век мучился. А нам счастье. Есть! Наконец-то функционирует без сбоев информационное пространство для удовлетворения вечного зуда обмена. Концептуально-мировоззренческими пошлостями. Туда-сюда-обратно. Сто километров в час.

А сочинители свободны. Покой и воля.

Литература ныне - чистое искусство. Наконец-то. Не прикладная теория и не отраслевая наука. Лирика. Интуитивный и спонтанный способ графической передачи эмоций. Средство радоваться жизни. Исполнять завет поэта. Алеть и хорошеть. Полниться Ювенильным морем и цвести Египетской маркой. Искать стотысячный синоним слову "любовь". Благодаря силикону, оптоволокну и численным методам статистики современный писатель может посостязаться с братом-композитором. Общее поле творчества. Одна тема и двести вариантов оркестровки. Идеальный читатель похож на слушателя. Модест Петрович в единственном числе, зато тридцать три Силантьева, плюс Рихтер, Равель и Тосканини. А можно больше. Счастье и радость не имеют количественного выражения. О чем "Картинки с выставки", "Четвертая патетическая" и просто Опус N53, До мажор Гайдна? Ни о чем. Замечательная череда звуков для регулярного повторения. Пример для подражания.

То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Загляденье. Так и литература, изящная словесность в своем теперешнем, естественном состоянии может плясать на одном пятачке. Не гоняться за новостями. Темами, сюжетами, идеями. Достаточно просто стоять на своем месте и расти вверх. Так поступают липа и клен. Просто переписывать то, что по сердцу. По душе. Например, "Евгения Онегина". Год за годом. Вариант Клеха. Вариант Гаврилова. Павловой, Кибирова, Цветкова. Или же. Версия Андрея Геласимова 2001 и его же подход 2003.

Текст за текстом, который ни пересказать, ни перевести.

Лишь только передать другому. Как жизнь. Прекрасный смысл которой смертным неизвестен.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Это критика /24.04/
Есть ли разница между сетевой критикой и бумажной? Выяснить это с максимальной достоверностью нам помогут те, кто эту самую критику делает, и те, кого критикуют. Сегодня мы начинаем публикацию ответов на наши вопросы. Отвечают: Никита Елисеев, Инна Булкина, Лев Аннинский, Мих. Эдельштейн.
Сергей Кузнецов, От Березницкого до Березовского /24.04/
Старое и новое. Выпуск 8. В далеком 1975 году Ян Березницкий написал пророческую книгу о том, что нет разницы между корпорацией и мафией, что бизнес всегда требует предательства, а в предельном случае - крови.
Лариса Миллер, Переписка с Борисом Рыжим /24.04/
К годовщине смерти Бориса Рыжего. После публикации эссе "Чаепитие ангелов" редактор журнала Валерий Прайс переслал мне электронное послание Бориса Рыжего. Так завязалась переписка, которая длилась до 30-го апреля, почти до самой гибели поэта.
Евгения Лысенко, "Переводчику необходима душевная чуткость" /23.04/
Интервью с переводчиком. В переводе поэзии необходимо вдохновение, сидеть необязательно, только переворачивать строчки в голове, а в прозе надо высиживать свои пять-шесть страниц в день.
Рената Гальцева, Непреложное свидетельство /23.04/
Кто и когда из власть имущих решится наконец прервать игру в жмурки, не спасовать перед новым агрессивным меньшинством, чтобы остановить уже иную, антропологическую революцию?
предыдущая в начало следующая
Сергей Солоух
Сергей
СОЛОУХ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100