Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Иномарки < Вы здесь
Иномарки #13
Дата публикации:  24 Января 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Book Business: Publishing: Past, Present, and Future by Jason Epstein. - 144 pages. - W.W.Norton & Company; ISBN 0393049841.

Книжная индустрия стоит на пороге великих перемен. Автор посвященной им книги начал карьеру в пятидесятых, основав издательство Anchor Books, с которым связывают революцию в издании книг формата paperback - в мягкой обложке. Кроме этого Джейсон Эпстейн - один из создателей New York Review of Books, для многих являющегося эталоном журналистики. В восьмидесятых в его карьере были успешно осуществленные проекты, принципы которых в дальнейшем легли в основу концепции магазинов онлайновой книготорговли. Ему первому была присуждена Национальная книжная премия за выдающиеся заслуги перед американской литературой.

В книге рассматриваются кризисные для нынешнего состояния индустрии моменты, болевые точки, в равной степени ощущаемые всеми участниками процесса - и писателями, и читателями, и издателями. По мнению Эпстейна, единственный выход из сложившейся ситуации может состоять только в радикальном изменении самой идеи книги, в перевороте, сравнимом по масштабам с гуттенберговским.


Demonology by Rick Moody. - 288 pages. - Little, Brown & Company; ISBN 0316588741.

"Демонология" - классический образец книги (в отличие от сборника) рассказов. В ней есть все, что характеризует и создает жанр: традиционная стилистика малой прозы с ее концентрацией на деталях и тщательно проработанной интонационной картиной, а также своеобразное сюжетное единство книги как целого.

Книгу обрамляют два рассказа, посвященные умершей сестре писателя. Первый - прямое обращение к мертвой, в котором рассказчик пытается разобраться, что же из ее посмертного образа в самом деле принадлежало ей, той, которую он знал до смерти, и что в этот образ привнесли все те, кто вместе с ним оплакивал ее.

Заключительный рассказ дает непосредственную картину смерти сестры. Детали, детали и еще раз детали - за несколько минут до инсульта она заходит в детскую получше укрыть свою дочь, задерживается, чтобы поцеловать ребенка ("потому что моя племянница - маленькая рыжая проказница, которую невозможно не поцеловать"), и едва ли не в следующей же сцене эта женщина уже лежит на операционном столе, и врачи не в силах вновь заставить ее сердце работать.

Сочетания эпизодов могут быть неожиданными, даже слишком резкими, повествование - обрывистым, что создает эффект мозаики, не нарушающий цельности картины, и даже если в тексте встречается авторское, прямым текстом высказанное предупреждение "с этого места начинается трагедия", можно не сомневаться - трагедия действительно начнется, и наше знание о том, что она приближается, ничего не изменит.


The Death of Vishnu: A Novel by Manil Suri. - 256 pages. - W.W.Norton & Company; ISBN 0393050424.

Дебютный роман профессора математики Мэрилендского университета построен по всем канонам постколониальной прозы, заданным Салманом Рушди: понять, где заканчивается индуистская мифология и начинается сюжетная канва современного романа, не только непросто, но, быть может, и не нужно.

Герой по имени Вишну умирает на лестничной клетке своего дома. Его соседи спорят о том, кто из них будет платить за вызов "скорой помощи". Драматизм нарастает по мере того, как в действие вовлекаются все новые жильцы - полубезумный искатель высших значений, покинутый супруг, тоскующий по неверной жене, девица, воображающая себя героиней индийского фильма и так далее. Многоэтажный дом - метафора социального и религиозного расслоения индийского общества, а лестница, на которой происходит действие, - метафора становления души. В конце концов читателю ничего не остается, как поверить в то, что умирающий Вишну - и в самом деле бог Вишну; после его смерти разрушится не только дом, но и вся вселенная.


Kingdom of Shadows by Alan Furst. - 272 pages. - Random House; ISBN 0375503374.

Действие большинства романов Алана Ферста разворачивается во времена второй мировой войны. Но герои его книг - как правило, граждане тех стран, чья судьба решалась не ими самими - как до сорок пятого, так и после. События "Царства теней" происходят в Париже в 1938-1939 годах, основные персонажи: Николас Морат, венгерский аристократ, герой первой мировой, ныне владелец рекламного агентства, и его дядя Янош Полани, дипломат средней руки, который и вовлекает ветерана в опасное предприятие - под видом деловых поездок тот передает в Венгрию письма участникам антифашистского сопротивления и помогает выбраться из страны своим согражданам.

Франция доживает последние мирные дни. Деловые встречи, светские рауты, роскошная жизнь - стильный фон для стильного шпионского романа, внутренний трагизм которого построен на том, что герой знает гораздо меньше, чем читатель, которому заранее известно, что произойдет в дальнейшем. Герою в этом отношении вообще значительно проще, поскольку он не обладает никаким историческим чутьем и действует исходя из соображений человека начала столетия. И уж конечно, он не может представить себе, что случится (в том числе и при его участии) с его страной через несколько лет.

Кирилл КУТАЛОВ-ПОСТОЛЛЬ


Jean-Franсois Deniau. L'ile madame. - 274 pages. - Hachette; ISBN 2012355617.

Начало романа Деньо напоминает сюжет известной сказки "Двенадцать месяцев" - здесь также образовывается сообщество двенадцати мужчин, каждый из которых носит имя одного из месяцев. Только, в отличие от сказки, где старички говорят о погоде и природе, это сборище авантюристов, любителей сложных и запутанных историй, которые встречаются для того, чтобы поведать истории своей жизни: тут и тайные стороны холодной войны, и приключения в экзотических странах, и запутанные дипломатические секреты. У них есть девиз: жизнь намного интереснее любого романа. Внезапно из этого логически замкнутого круга выпадает один из участников, и на его место решают взять женщину...

До "Острова..." Деньо написал роман "Танджура. Круг двенадцати месяцев", который и положил начало истории. Во второй части загнанные в угол "месяцы" находятся во власти у роковой дамы. Смысл книги сводится к одному: от этих прекрасных созданий происходят все беды и несчастья. Феминисткам читать не рекомендуется.


Serge Joncour. Situations delicates. - 216 pages. - Flammarion; ISBN 2080680803.

То, что в книге названо деликатными ситуациями, - всего лишь те случаи, которые происходят с каждым из нас в повседневной жизни и о которых мы еще долго вспоминаем и рассказываем друзьям (или же не рассказываем - из природной скромности). С присущим ему чувством юмора Жонкур описывает пикантности, происходящие на улице, в кафе, в гостях, на пляже. В "Деликатных ситуациях" нет общей сюжетной линии, это 45 разрозненных историй - от рассказа о встрече с прекрасной незнакомкой в кабине лифта до знакомства на улице с самим Богом. Все это напоминает посиделки подростков - с их эротическими фантазиями о том, что было или... могло бы быть. Однако после прочтения полусотни историй читатель наверняка поверит хотя бы в одну - ведь то же самое однажды случилось с ним. И откуда только автор узнал о его тайне?

Екатерина ДЕМИНЦЕВА


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Иномарки #12 /10.01/
"Убежище" Треццы Адзопарди; "Это слепящее отсутствие света" Тахара Бен Джеллуна; "Завтрашний день: есть претензии?" Николя Фарга; "Канон и творчество" Роберта Олтера; "Война в литературе ХХ столетия" Марго Норрис; "Нация фаст-фуд" Эрика Шлоссера
Иномарки #11 /20.12/
"Бодолино" Умберто Эко; "Падал снег" Патрика Рамбо; "Лежащая без сна" Марка Солзмена; "Метафизика кишечника" Амели Нотум; "Ходок" Хантера С.Томпсона
Иномарки #10 /13.12/
"Толкователь хворей" Джумпы Лахири; "Белозубые" Зади Смит; "Интуитивистка" Колсона Уайтхеда; "Нерешительный" Патрика Пуавр д'Авора; "Камилла" Антони Палу; "Насущное" Фолькера Брауна; "Хроника чувств" Александера Клуге
Иномарки # 9 /06.12/
"Аллах не обязан" Амаду Курумы; "В этих объятиях" Камий Лоран; Diabolus in musica Яна Апперри; "Из жизни мертвецов" Уилла Селфа; "На кого ты похожа?" Энн Энрайт
Иномарки: выпуск 8 /29.11/
"Слепая убийца" Маргарет Этвуд; "Ингрид Кавен" Жан-Жака Шуля; "Тварь, которую забыл создать Господь" Джима Харрисона; "Лучезарный камень" Кристиана Жака; "Судьба" Тима Паркса; "Автор неизвестен" Дональда У.Фостера
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Иномарки' на Subscribe.ru