Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 34
1958 год

Дата публикации:  9 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ. "ДЕЛО" ПАСТЕРНАКА | КАННСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ И СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | ВОЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Нобелевская премия. "Дело" Пастернака

"23 октября 1958 года большому русскому поэту и писателю Борису Леонидовичу Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В связи с избранием его в Нобелевские лауреаты, с выходом на европейских языках его романа "Доктор Живаго" и его мировым успехом, коммунистическая власть подняла против писателя травлю, создав так называемое "дело" Пастернака, чуть не окончившееся для него насильственной высылкой за пределы родины..." (От редакции. "Грани", #39).

"Писатель Борис Пастернак написал роман. Событие для нашей страны вполне заурядное... Однако, это заурядное, казалось бы, событие, положило основу "Делу" Пастернака. Роман оказался незаурядным.

В чем же необычность романа "Доктор Живаго"?

Конечно, не в его литературных достоинствах или недостатках, ни в его художественных образах, ни в его сюжете, ни в исторической эпохе... Необычность романа заключается в том, что Пастернак был искренен от первого до последнего слова.

Б.Пастернак мог положить свой необычный роман в ящик стола, как это делают те немногие наши писатели, которые движимые совестью, доверяют бумаге свои искренние мысли и чувства. Пастернак поступил необычно: он послал свой роман в редакции журналов...

Б.Пастернак совершил Дело большого мужества. И мы, вместе с ним, старым русским писателем и поэтом, верим, что

... придет пора
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра..."

("Грани", #40).

Каннский фестиваль и советский кинематограф

В 1958 году на фестивале в Каннах "Золотой Пальмовой Ветви" был удостоен советский фильм "Летят Журавли".

"Почти каждый эмигрант счел своим долгом посмотреть советский фильм "Журавли летят"... Сюжет его чрезвычайно прост...

Кроме артистов в фильме играют предметы... Пачка бисквитов, которую топчут ноги уходящих; в разбитом доме часы-кукушка продолжают идти; последнее письмо Бориса в шкатулке с белкой...

Фильм все время держит зрителя в напряжении...

Какова идея всего фильма?

Как это ни парадоксально, особенно для большевиков, выпустивших фильм, стержень его - человеколюбие, любовь к ближнему. Несчастную Веронику, потерявшую родителей, принимает семья доктора Бороздина. Борис погибает на фронте, спасая товарища. Вероника находит сиротку и несет к себе...

Еще один элемент, достойный быть отмеченным: нигде ни разу на всем протяжении фильма не упоминается ни любимая партия, ни правительство, ни гениальный вождь..." (И.Опишня. "Возрождение", #82).

"Последствия культа личности в искусстве"... подверглись широкой "самокритике" на театре, в живописи, в литературе, в музыке и в кинематографии Советского Союза...

Советские фильмы, по словам Льва Кассиля, были "полны казенной красивости, которая скрывала многие изъяны". Они были неискренни, ходульны, поверхностны и безжизненны...

Оказывается, что та самая советская кинематография, которая 40 лет под мажорные фанфары большевистской прессы неизменно объявлялась "самой передовой", "самой великой" и гениальной, - представляла собой "холодную помпезность", "напыщенный монументализм", страдала "плакатностью"...

Новый курс советской кинематографии не ограничился только критикой ошибок прошлого, мечтательными речами и чаяниями, уже появляется ряд фильмов, отмеченных "новыми веяниями"...

Начнем с "Весны на Заречной улице"...

Если обратиться к сюжету этого фильма, то кажется, что ничего нового там не обнаруживаешь. Сюжет знакомый... Таких сюжетов наши кинозрители переглотали в прошлом десятки. В них был все тот же шаблонный ассортимент: плохой рабочий парень, рационализаторские предложения, пивная в часы упадка духа и неизбежное "просветление"...

Почему же так взволновал многих этот фильм?

Тем, как интерпретировали молодые режиссеры старенькую тему...

Вместо "железобетонных", идейно выдержанных героев-монументов, вместо лакированной действительности, схем, точно согласованных с партийными инстанциями, появляется фильм с "некоей поэзией советских будней", с людьми простыми и трогательными, с теплой атмосферой...

Этот столь нашумевший "лирический фильм" - первый, где советские будни показаны без назойливой "точки на фасад", родился в обход партийных требований, планов и циркуляров...

Второй фильм, о котором следует упомянуть, называется: "Это начиналось так"... По словам режиссеров этого фильма, они сделали попытку "рассказать о чистой, верной, доброй любви двух простых наших людей, о любви не ограничивающейся стыдливыми поцелуями, а жадной, сильной, человеческой любви, от которой родятся дети"...

Интересен и новый комедийный фильм "Карнавальная ночь"... Пожалуй, это первый сатирический фильм, бьющий довольно сильно по партийным бюрократам. И, конечно, метящий не только в мелкую сошку...

В лице Огурцова, управляющего "на местах" культурой и искусством, авторы фильма в какой-то мере бьют и по чинушам-коммунистам, облепившими кинематографию со своими "формулировочками"... " (Н.Горчаков "Грани", #38).

Судьба человека

27 августа в старческом доме в Йер-де-Пальме (Франция) умер Георгий Иванов.

"Умер Георгий Иванов - лучший из современных поэтов. Умер в изгнании, не дождавшись России...

Если бы Россия была нам чудом возвращена, мы почувствовали бы, как мы без нее бесконечно несчастны. Г.Иванов это чувствовал всегда и знал, что Россию больше не увидит...

После войны Г.Иванов писал:

Теперь тебя не уничтожат,
Как тот безумный вождь мечтал.
Судьба поможет. Бог поможет.
Но русский человек устал...

Начинал уставать и он. Но как раз в эти смутные послевоенные годы, в условиях крайне тяжелых и, казалось бы, исключающих возможность какого-либо творчества, он написал лучшие свои стихи..." (В.Злобин. "Возрождение", #82).

28 декабря в Париже умер Николай Авдеевич Оцуп.

Книжная летопись

Алданов М.
Самоубийство. Роман. - Нью-Йорк.

Бунина-Муромцева В.
Жизнь Бунина, 1870-1906. - Париж.

Вега М.
Бронзовые часы. "Возрождение", #73-79.

Горянский В.И.
Парфандр и Глафира. Роман в стихах. - Париж.

Евреинов Н.
Живопись и театр. "Грани", #39.

Еленев Н.Н.
Кем была М.Цветаева? "Грани", #39.

Зайцев Б.
Разговор с Зинаидой. "Новый журнал", #55.

Злобин В.
Гиппиус и Философов. "Возрождение", #74-76.

Зуров Л.
Марьянка. - Париж.

Мне как-то давненько не приходилось читать Л.Зурова. Правда, последняя его книга вышла чуть ли не 20 лет тому назад. Поэтому новая, хорошо изданная книга его рассказов, доставила мне особое удовольствие уже самым фактом выхода русской печатной книги в наше столь скудное на издания время...

Все рассказы, собранные в книге, как-то особо рельефно выявляют облик их автора и живо воссоздают атмосферу озерного Новгородско-Псковского края, сохранившего до последних дет перед революцией, а отчасти, видимо, и позже... свой исконный характер. Здесь люди поступают проще и решительнее, перенося и горе свое по-особенному, затаеннее, но, вероятней, и глубже...

Особо характерным является "сказ", как, пожалуй, правильней всего назвать рассказ "Обитель", о Печерском монастыре... Зурову удается дать прочувствовать читателю всю глубину его слов, когда он пишет: "от ветра, грусти, любви, от приливающих чувств влажными становились глаза, и все было для меня родным и понятным, словно сердце всегда жило здесь, и я со всеми отошедшими жил по-сыновьи"..." (А.Шик. "Грани", #38).

Иванов Г.
Стихи. - Нью-Йорк.

Кашин А.
Крест на солнце. Отец Павел. Рассказы. "Грани", #38.

"В глазах у сторожа потухало красное солнце. За железными ржавыми воротами - единственная связь больницы с миром - открывалась узкая пустынная аллея, выходящая на улицу. Отец Павел сел в машину и положил лоб на костяную прохладность руля. Ему хотелось спать. Причащение умирающих всегда вызывало в нем одинаковую реакцию: заснуть бы и не думать, и ничего не знать... Сомнения и ужас и порой страх за себя, и маловерие, и сколько страшных вопросов! ...

Призраки, духи, лица и голос:

"Отец Павел, это что же?.. Это что же, отец Павел?.. Умираю я, а? Да ведь я умираю..."

До самого последнего момента, до окончательной потери сознания - неверие, недоверие, маловерие. Уж на что, кажется, каждый человек должен знать - смерть придет обязательно, не бывает неумирающих. И знает как будто, а вот явится курносая, и сколько сомнения, сколько веры в противоположное, сколько отчаянного утверждения: не может быть, чтобы смерть... не бывает..."

Левицкий С.А.
Трагедия свободы. - Франкфурт-на-Майне.

С.А.Левицкий... написал новую большую книга, посвященную проблеме свободы...

В книге есть очень много тонких и ценных анализов; четкость и ясность изложения составляет вообще, насколько я могу судить по другим работам С.А.Левицкого, отличительную черту его как писателя...

Тем не менее, в книге есть много спорного...

Самое неудачное и неверное в книге С.А.Левицкого - это ее заглавие. Из чтения книги видна видна трагедия человека как субъекта свободы, но в свободе, как таковой, нет ничего трагического... Лучше бы он назвал ее "Тайна или "Проблема" свободы..." (Прот. В.Зеньковский. "Грани", #41, 1959).

Львов Л.И.
Странствия. - Мюнхен.
Царица Евдокия Лукьяновна из рода Стрешневых. - Мюнхен.

Набоков В.В.
Nabokov's dozen. - Нью-Йорк.

Нарциссов Б.А.
Стихи. - Нью-Йорк.

Новгород-Северский И.И.
Аве-Мария. - Париж.
Чудны Лики Твои, Пресвятая. - Париж.

Оцуп Н.А.
Три царя. Драма в стихах. - Париж.

"Новая книга Н.Оцупа "Три царя" вызывает уйму мыслей и чувств. Писать о ней короткую рецензию очень трудно. Предельная простота изложения, сжатость и конкретность затронутых тем, чистота музыкальных мотивов, легкость живых образов, глубина идеи - все это требует серьезного обстоятельного разбора...

"Трагедия веры" трех царей Израиля, начиная с духовных низин маловерного царя Саула, восставшего на Бога и мир в борьбе за свое царское владычество, через библейскую вершину духа-царя Давида - снова вниз, в затягивающую трясину Екклесиаста "растратчика" царя Соломона, пресыщенного и подточенного знаниями в своей вере...

Библейская тема - не случайна в творчестве Н.Оцупа. Это естественное очевидное звено в цепи его мыслей и идей...

В образе царя Давида - мальчика-пастушка, юноши, убивающего Голиафа (за хулу на Бога), воина, "врага народа" и "предателя", ушедшего в изгнание к филистимлянам, могущественного владыки, погрязшего в грехе прелюбодеяния, Давида - убийцы Урии, Давида-отца в борьбе с восставшим против него сыном, и, наконец, Давида на смертном одре, передающего свое царство юному Соломону, - автор возрождает утерянную современным миром любовь и веру во Всевышнего...

Древний мир, столь схожий с нашим, вызывает двоякое ощущение: радости от сознания вечности человеческих законов земной жизни... и глубокой горечи..." (Н.Тарасова "Грани", #38).

Пастернак Б.
Стихи их книги "Доктор Живаго". "Возрождение", #83-84.

Прегель С.
Встреча. - Париж.

Ремизов А.
Григорий и Ксения. "Возрождение", #73.

Сургучев И.
Ночь. "Возрождение", #73-79.

Унковский В.
Александр Вертинский. Из воспоминаний. "Возрождение", #74.

"... Как-то Вертинский забастовал. Сидел в отдельном кабинете, нюхал кокаин и оттуда подавал реплики:

- Дудки!.. Больше у вас не выступаю. Баста!..

При переполненном зале я вышел на эстраду...

- Вертинский капризничает, - разыгрывает истерику, - не желает выступать. Скажу вам по секрету, милостивые государыни и милостивые государи, что в нашей власти его убедить. Но вы в точности последуйте моему совету. Скандируйте по слогам, ударяя в такт двумя руками по столу: "Вертинский - эстрада!" Начнем с полушепота и постепенно будем усиливать голос...

И после полушепота, потом вполголоса, перешедшего в крик и он нарастал и перешел в рев, Вертинский не выдержал и появился в зале, встреченный овацией. Медленно поднялся на эстраду и, сделав галантный поклон, спросил:

- Чего вы хотите от меня?.. Я очень устал, но что поделаешь с вами...

- Иветту, Иветту! - единодушно просила публика.

Один из братьев Слатиных аккомпанировал на пианино. Вертинский запел:

И сладко замирая,
От криков попугая,
Как дикая магнолия в лесу,
Вы плачете Иветта,
Что песня не допета,
Что лето это где-то -
Унеслось в мечту..."

Федорова Н.
Тайна тети Анны Валериановны. "Возрождение", #77.
Дети. - Франкфурт-на-Майне.

Сборники:

Мосты. Вынуск 1. Альманах литературы, искусства и политики. - Мюнхен.

Вольное обсуждение

Из разговоров с советскими гражданами о "Деле" Пастернака (Грани", #40):

"Советская власть отдает себе отчет в опрометчивости решения и придаче нежелательной огласки и рекламы "Доктору Живаго"..."

"Наш писатель, а сначала издают итальянцы! Ну, за это - молодцы итальянцы!"

"У нас книгу "Доктор Живаго читают по очереди".

"Да, Пастернак правильно дал! Печатают ли у нас из-под полы? Конечно! Это у нас живо обтяпают! В Одессе наверно уже толкнули тысячным тиражом..."

"Доктора Живаго" не напечатали потому, что у нас всегда что-нибудь найдут".

"Сейчас печатают всякие крамольные произведения. Например, "Районные будни" - явно антисоветская повесть".

"Его из России никто не выгонял. Ему просто была предоставлена свобода выбора... Он и сам признал, что в своем романе написал много лишнего".

"Почему вы ухватились за Пастернака? Куда ни придешь, только об этом и слышишь! Почему не говорите об Эренбурге?"

"У нас на родине продают эту книгу из-под полы. Этим занимаются иностранные дипломаты. Сколько стоит - не знаю..."

"Раз у нас эту книгу осуждают, значит она направлена против нашего народа, против нас..."

"Доктор Живаго"? Здесь не место говорить об этом, и давайте не говорить о политике..."

"Это уже старое! Пошумели и отшумели. Интересно было бы почитать, но у нас за эту книжонку по головке не погладят... Что говорили в народе? Ну, по-разному: одни ругали, другие дураком называли. За что?! Да за то, что от премии отказался!"

"Доктора Живаго"? Нет, не читал... Только слыхали. Хорошее или плохое? Только плохое. Я читал кой-какие выдержки, не понравилось..."

"Пастернак - человек старой школы. Он высказал свои субъективные взгляды относительно нашего общества, за что и подвергся партийной критике. Раз человек ругает общество, которое его кормит и одевает, то оно имеет право такого человека исключить из своих рядов..."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 57: 1957 /29.06/
Разгром "Литературной Москвы". Незавидное положение Дудинцева. "Обыкновенное чудо" Шварца. Жгучие слезы Шолохова. "Бронзовая птица" Рыбакова. Опущенные абзацы Слуцкого. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 33. Богословие в Советской России. Неотесанный Шмелев. Писатели-эмигранты о самих себе. Смерть Ремизова и Алданова. На что нам чудеса!
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 33 /29.06/
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 32 /25.06/
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 56: 1956 /25.06/
Есенин в наши дни. Самоубийство Фадеева. Шедевры Заболоцкого в "Литературной Москве". Надежды и горечь Эренбурга. Странная поэзия Леонида Мартынова. Поэт наедине с соседкой по квартире. Драматизм Тендрякова. Можно ли читать книжки не думая. Анастасия Отрощенко. Век=текст, зарубежье, выпуск 32.Чудо русской эмиграции. Сон о решениях сентябрьского пленума ЦК КПСС. Советский кинематограф в Париже. Смерть Ильи Сургучева. Крушение любви изобретателя вечных мыльных пузырей. Задачи И.Ильина. "Весна в Фиальте" Набокова. Ответ И.Сабуровой профессиональным нытикам.
Егор Отрощенко, Век=текст. Выпуск 55: 1955 /14.06/
Вновь стали печатать Булгакова и Бунина. Первая публикация Б.Окуджавы в столичном журнале. Приключения Незнайки. Две любимых Евтушенко. Вот что такое кукуруза! Анастасия Отрощенко.Век=текст, зарубежье, выпуск 31. Разбитые мечты поэтов. "Глобусный человечек" Кодрянской. "Портреты современников" Маковского. "Лолита" Набокова. Кто из нас не фатигеет, если должен зарабатывать на жизнь черствым трудом?
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru