Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Шведская полка < Вы здесь
Шведская полка # 103
Дата публикации:  26 Февраля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Выпуск подготовил Роман Ганжа


В.В.Петров, Г.А.Поляков, Т.В.Полякова, В.М.Сергеев. Долгосрочные перспективы российской нефти (анализ, тренды, сценарии). - М.: ФАЗИС, 2003. - 200 с. Тираж не ук. ISBN 5-7036-0079-0

Конец нынешнего десятилетия ознаменуется пиком мирового производства нефти. После чего наступит длительное и неуклонное падение, может быть, до скончания времен. Признаки истощения отчетливо видны во всех нефтедобывающих странах. Сила и Слава крупнейших нефтяных месторождений Аляски, Западной Сибири, Мексики, Северного моря давным-давно стала достоянием детских сказок. Минули те времена, когда ежедневно открывались сотни новых месторождений. Единственный регион, который имеет достаточно нефти для поддержания мирового рынка (о значении этого термина см. Карл Поланьи, "Великая Трансформация") на плаву, - Ближний Восток. Эта удаленная, несмотря на название, богатая опасностями и чреватая неприятными неожиданностями область мира на глазах наших бабушек и дедушек стала ставкой в чьей-то грязной игре. Поэтому любая новая возможность добычи нефти в других, более безмятежных уголках мироздания вызывает всеобщий интерес. Отсюда вопрос: насколько устойчивой является стабилизация нефтедобычи в России? Мудрецы говорят, что для эффективного роста добычи российской нефти нет никаких трансцендентально-геологических ограничений. Проблема в отсутствии стратегии, организации, инфраструктуры, времени и информации. Неопределенность и риск связаны с неясностью относительно мест новых рождений. Метод точной оценки перспектив динамики, принимаемый на веру, суть Кривая Хубберта (аналог бритвы Оккама? сестра Большой Берты?), которая зиждется на пресуппозиции, что прошлые и настоящие временные ряды Данных о запасах и добыче могут использоваться для разумного предсказания будущего. Это предполагает, что текущие Данные обладают "памятью о прошлом", а сигналы о будущих Данных могут быть пойманы, отождествлены и правильно истолкованы. Сторонники секты "оптимистов" полагают, впрочем, что Данные трансмутируют как им вздумается, и что будущее предсказать нельзя, а значит, оно будет хорошим. Очевидно, однако, что низкие мировые цены на нефть приведут Россию к падению объемов бурения и прекращению агрессивной разработки пластов. Да, управленцам придется не по душе Кривая Хубберта, ибо сила ее в отсутствии эмоций, лукавства и корысти. И пренебрегать ее предсказаниями, naturally, смерти подобно.


Джудит Батлер. Психика власти: Теории субъекции / Пер. с англ. З.Баблояна. - Харьков: Харьковский центр гендерных исследований; СПб.: Алетейя, 2002. - 159 с. - (Гендерные исследования). Тираж 2000. ISBN 5-89329-554-4

Певица власти, гендера, сексуальности и идентичности, исследовательница теоретических маргиналий левого политического проекта, Джудит Батлер в разные годы поведала миру о субъектах желания, гендерной тревоге, подрыве индивидуальности, дискурсивных пределах понятия пол, политиках перформатива, теориях подчинения, родстве жизни и смерти. В книге "The Psychic Life of Power: Theories of Subjection" (Stanford University Press, 1997) речь идет, конечно же, о субъекции. Синонимами слова subjection, как утверждает программа проверки орфографии Word, являются слова helplessness, hopelessness, weakness, inability и incapacity. Антонимом - слово power. Мишель Фуко, бывало, называл субъекцией выстраивание субъектов. Оксфордский словарь английского языка называет субъекцией 1) акт или факт подчинения, 2) состояние подчиненности, 3) обязательство, 4) акт сопоставления субъекта предикату. Как форма власти, утверждает Джудит, субъекция парадоксальна. Обыденная докса гласит: когда власть внедряет себя в нас, мы, ослабленные ее силой, принимаем ее термины (следует читать "термины высказываемого ею суждения", а именно предикат, поскольку субъект - это мы сами). Однако, полагает Джудит, до этого извращенного проникновения никакого "мы" не существует. Это и есть парадокс. Субъект, традиционно понимаемый как необходимая предпосылка свободы действия, суть эффект подчинения. Сама свобода оказывается эффектом субординации, но, с другой стороны, после (в логическом смысле) становления субъектом его действия начинают производить власть. Это производство составляет суть "социального существования", к которому редуцируется человеческая жизнь: чтобы продолжать себя, субъект вынужден участвовать в воспроизводстве власти через усвоение и применение ее категорий и терминов. Однако субъект никогда не сводится целиком к этой трансляции власти. Всегда остается терзающий его нерастворимый психический остаток, который Джудит называет меланхолией. Меланхолия не укладывается в социальную форму субъекта, являя собой постоянно повторяющийся момент формирования. Джудит уверена, что если специально культивировать это повторение, можно найти лазейку из сансары власти в нирвану безвластия.


Ив Кософски Сэджвик. Эпистемология чулана / Пер. с англ. О.Липовской, З.Баблояна. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 271 с. Тираж 1000. ISBN 5-7333-0042-6

Самая знаменитая гей-теоретик современности и ее шокирующая книга 1990 года. Современное западное мышление, полагает Ева, проистекает из начавшегося в конце XIX века кризиса в определениях гомо/гетеросексуальности (г/г). Первое сущностное противоречие заключается в восприятии г/г-характеристик как значимых либо для небольшой и вполне определенной группы практикующих однополую любовь, либо для людей по всему спектру их сексуальностей. Второе противоречие состоит в толковании выбора партнера своего пола как фактора порогового и отражающего стремление к сепаратизму. Ева концентрирует внимание на перформативных аспектах высказываний о г/г, особенно на аспекте "закрытости" (символизируемой словом чулан, closet), состоящей в том, что сама тема закрытости и раскрывания, обнаруживания себя, не обсуждается. Допустим, вы гетеросексуальны. У вас есть знакомый мужчина, о котором вы знаете, что он гомосексуален. Даже если вы обсуждаете с ним в разговорах тему г/г, вы не будете обращаться к нему как к гею (то есть не будете использовать известный вам факт как пресуппозицию обращенных к нему высказываний), пока он сам в разговоре не затронет тему раскрытости, например, пока он не упомянет между прочим, что он раскрылся кому-то другому. Существуют различные властные стратегии применения незнания, например, реализованная в постановлении Департамента юстиции США, изданном в июне 1986 года и гласившем, что работодатель вправе увольнять больных СПИДом до тех пор, пока он может утверждать о своем незнании того факта, что медицине неизвестны случаи угрозы здоровью работников от этой болезни.

Краткое содержание книги: 1) Аксиоматика (Аксиома 1: Люди отличаются друг от друга). 2) Чулан. Из Оксфордского словаря английского языка. 3) Эпистемология чулана (диалектика подполья и публичного самораскрытия; чулан как структура угнетения геев; концептуальный тупик конструктивистского versus эссенциалистского понимания гомосексуальности). 4) "Билли Бадд" Германа Мелвилла. 5) "Дориан Грей" и последние тексты Ницше. 6) Джеймс М. Барри, Джордж Дюморье, Уильям Теккерей, Генри Джеймс. 7) Пруст, или Чулан как спектакль.


Жиль Липовецкий. Третья женщина: Незыблемость и потрясение основ женственности / Пер. с фр. Н.И.Полторацкой. - СПб.: Алетейя, 2003. - 499 с. - (Феминистская коллекция). Тираж 1000. ISBN 5-89329-515-3

Книга, изданная в 1997 году Галлимаром, посвящена, с одной стороны, "моей дочери Сандре", а с другой (но в некотором смысле той же самой) - женщине вообще. Жиль констатирует, что в современных западных обществах утвердился новый социальный образ женственности, олицетворяющий собой последние завоевания демократии применительно к социальному и личностному статусу лиц женского пола. "Именно этот социально-исторический образ мы и называем третьей женщиной". Раньше мир был замкнутым, теперь он открыт. Раньше все было расписано от начала до конца, теперь уж точно не до конца и, вполне вероятно, не от начала. Раньше было социальное принуждение, теперь мужчины и женщины свободно распоряжаются собой. Однако это вовсе не означает, что упразднено различие полов. Асимметрия осталась, а это значит, что развитие демократии не пришло пока к своему логическому концу. Самое интересное в книге - примечания переводчика. Приведем несколько примеров: 1) В социологии универсум - это всеобъемлющая система отсчета, в пределах которой помещается любой человеческий опыт [примечание к словосочетанию "логика мужского универсума"]. 2) Индивидуализм - в социологии это возможность индивидуального выбора между различающимися реальностями и идентичностями. Индивидуалист возникает как специфический социальный тип, у которого есть по крайней мере потенциал для миграции по множеству доступных миров и который добровольно и сознательно конструирует "я" из "материала" различных доступных ему идентичностей. 3) Социальный стереотип - введенный в 1922 году термин для обозначения "застывшего" образа или представления о социальном объекте различных социальных субъектов [примечание к словосочетанию "социальные стереотипы сентиментального романтизма"]. 4) Деконструкция - особая, изобретенная французским философом Ж. Деррида стратегия по отношению к текстам, которая дезавуирует метафизику в качестве фаллоцентризма - установки на приоритет мужского начала над женским и на вытеснение женского голоса из многоголосия текстов культуры. 5) Как показывают современные наблюдения, в наши дни начинает преобладать эгалитарное воображение как порождение культуры, в которой чувство общей принадлежности к человеческому роду возобладало над страхом сексуальной "чуждости" существа другого пола - тем все еще не до конца изжитым страхом, что творил миф о женщине-вампе, о неизбывном коварстве и разнузданной греховности "прислужницы дьявола". В современной культуре секс занял место греха и мы стали свидетелями торжественного возвращения Венеры Каллипиги - Прекраснозадой Венеры древности [примечание к суждению "Разрушая основополагающую для досовременных обществ систему разнородности полов в пользу глубинной идентичности личностей и полов, правовое равенство породило движение к взаимной открытости полов друг для друга, к признанию в другом себя"].


Франсис Конт. К политической антропологии советской системы: Внешнеполитические аспекты / Пер. с фр. Я.Ю.Богданова. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 219 с. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия). Тираж не ук. ISBN 5-94457-080-6

Франсис Конт (1944). Выпускник Оксфорда. Диссертация (1969) на тему большевизации Украины (1919-1923). Профессор Сорбонны (1985). Славяновед. Сборник составлен из статей разных лет. Тематическая общность: Советский Союз как особая система в контексте международных отношений. Методологическая общность: концептуальный подход плюс антропологический заход. Насилие. Граница. Секретность. Гласность. Конфронтация. Обмен. Дар. Нация. Компромисс. Ультиматум. Мишель Фуко и Инварианты. Роман Якобсон и Вариации. Структура и Феномен. Предмет и Поле Зрения. Точка Отсчета и Система Отношений. Макс Вебер и Углубленное Постижение. Рэмон Арон и Подлинные Уроки Истории. Концепты vs. Полутекучее Состояние, Когда Она Ускользает из Рук. Опасность Импрессионизма. Клод Леви-Стросс и Специфические Отношения. Воображаемое и Священное. Жорж Баландье и Трансгрессия. Миф и Магия. Переходность нынешнего этапа российской истории. Причудливость траектории развития России. Архаизирующие тенденции сталинской системы. Авторитет и Участие. Объединение и Деструкция. Иностранная Модель. Ритм Развития. Юрий Лотман и Оппозиция. Восточное и Западное. Бинарное и Тернарное. Функция и Дисфункция. Пространство и Время. Ясная мысль vs. Бездонная Мысль. Прошлое во Всей Полноте. Поль Вейн и Скрытая Пружина. Христиан Раковский и Красная Армия. Ллойд Джордж и Рапалльский Договор. Ультиматум Керзона. Смысл и Последствия. Страх. Мы колхозницы-доярки. Быстро дело закрутим. По-ударному работаем. Жить по-сталински хотим. Своей мягкостью. Царь допустил просчет. А ЧеКа за горло смело. Весь народ берет. Своей партии. Феликс верный сын. Им замучен миллион. А может, не один. Дзержинский искренне. Чужих детей любил. Ведь он же их отцов. И матерей сгубил. Ленин любил серп и молот. А в стране хаос и голод. Мой миленок комиссар. А я комиссарочка. Он кобель, я проститутка. Прекрасная парочка. В революцию сменили. Мы на Ленина Христа. Оказался черт безрогий. И конечно без хвоста. Кремлевские дармоеды. В путч решили поиграть. Снова стали б наши дети. По родителям стрелять.


Менеджер Мафии: Руководство для корпоративного Макиавелли / Пер. с англ. Retired Capos Non-Profit Association. - М.: Издательский Дом Эт Сетера Паблишинг, 2002. - 142 с. Тираж не ук. ISBN 5-94983-001-6

Если опустить разнообразные издательские приколы, навороты и фишки и оставить от этой книги голый текст, окажется, что 1) эксплуатируется старенькая идея "менеджмента по Макиавелли" (книга Энтони Джея "Менеджмент и Макиавелли" вышла в 1967 году; см. также сюда), 2) приправленная мафиозной романтикой. Самое важное в твоих деловых отношениях - это репутация, основанная на честности. Ты, без вопросов, достигнешь успеха, изобразив честность легко, изящно, естественно, искренне и натурально. Самый опасный враг - это сумасшедший. Его нужно уничтожить, быстро и аккуратно. Думая много, говори мало, пиши еще меньше. Научись говорить "я не знаю". Договоры существуют для того, чтобы их нарушать. Не обсуждай бизнес в общественных местах. Что происходит с врагами, которые не уничтожены? Они процветают, посмотри на Японию и Германию. Ну и так далее...


Стерлинг Джонсон. English as a Second F*cking Language / Пер. с англ. Retired Capos Non-Profit Association или, возможно, English as a Second F*cking Language Institute Moscow Branch. - М.: Издательский Дом Эт Сетера Паблишинг, 2002. - 123 с. Тираж не ук. ISBN 5-94983-009-1

F*ck анализ. John: Mary, would you like to attend the opera this evening? Mary: F*cking-A [Усиленная аффирмация, подтверждение намерения]. Should I wear my black dress? John: Why the f*ck [Усилительное прилагательное] not? Mary: F*cked if I know [Сокращение для "I'll be f*cked if I know", что не имеет ничего общего с совокуплением. Просто эквивалент "будь я проклят, если я знаю", что не имеет ничего общего с анафемой или церковным проклятием. Другими словами, "я не знаю"]. - Oh, f*ck! [Это прерывание диалога. Oh - практически не нужно. F*ck! - выполняет функцию междометия или вводного слова] I just remembered. It got f*cked up [Это означает поврежденный] in the wash. John: Well, f*ck the opera [Здесь f*ck использовано в негативном смысле, подобно "К черту оперу"], let's stay home and f*ck [Здесь f*ck использовано в своем первозданном, первичном, исходном значении]. Mary: Good f*cking idea [Новичок в лингвистике может подумать, что предполагаемое изначальное значение: This is a good idea about f*cking. На самом деле, никакого сексуального подтекста не существует, данное слово просто усиливает значение и является усилителем. And a f*cking good one at that].

Р.Г.: Такой вот, на ***, ****** анализ [звездочками обозначены лексемы of the First ****** Language].

В предыдущих выпусках

Сводный каталог "Шведской лавки"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Шведская полка # 102 /19.02/
Общество и власть. Российская провинция. Т. 1: 1917 - середина 1930-х годов | Виктор Бердинских. Уездные историки: Русская провинциальная историография | Города России XVI века: Материалы писцовых описаний | Аркадий Маньков. Законодательство и право России второй половины XVII века | Николай Захаров. Система русской государственной власти: Юридическое исследование | Александр Щербатов. Обновленная Россия и другие работы | Россия в контексте мировой истории
Шведская полка # 101 /12.02/
Германн фон Кайзерлинг. Америка: Заря нового мира | Ирина Тимонина. Япония: Региональная экономика и политика | Александр Яковлев. Россия, Китай и мир | Е.О.Хабенская. Татары о татарском | Расизм в языке социальных наук | Юрий Петросян. Записки востоковеда | Анналы на рубеже веков: Антология
Шведская полка # 100 /05.02/
Сесил Морис Боура. Героическая поэзия | Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора | Елена Толстая. Мирпослеконца | Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка | Дмитрий Мережковский. Реформаторы. Испанские мистики | Темница и свобода в художественном мире романтизма | Александр А. Панченко. Христовщина и скопчество
Шведская полка # 99 /31.01/
Мартин Малиа. Советская трагедия | Письма во власть. 1928-1939 | Москва и Восточная Европа | Александр Ватлин. Германия в ХХ веке | Вячеслав Шестаков. Генри Фюзели | Семен Экштут. Тютчев | Грегори Надь. Греческая мифология и поэтика
Шведская лавка # 98 /22.01/
Мишель Фуко. Интеллектуалы и власть | Ален Рено. Эра индивида: К истории субъективности | Фридрих Георг Юнгер. Совершенство техники. Машина и собственность | Фердинанд Теннис. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии | "Приобрести весь мир": Сб. статей к юбилею немецкого публициста Фритьофа Майера
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Участник партнерской программы 'Озона'
Участник партнерской программы 'Издательский дом 'Питер'




Рассылка раздела 'Шведская полка' на Subscribe.ru