Темпы голосования по лучшему североамериканскому фильму года меня приятно порадовали. В настоящий момент проголосовало более ста человек - и поток не иссякает. Поэтому я принял решение отложить оглашение окончательных результатов голосования до следующей недели. Для всех поклонников лидирующего "Пятого элемента" - сегодня новая информация о Люке Бессоне.А теперь, как всегда, краткие новости:
- Гонконгская звезда Мишель Йо, удачно дебютировавшая в Голливуде в качестве девушки Джеймса Бонда, будет сниматься в комедии, сценарий которой разрабатывается специально для нее на студии "United Artists". Мишель будет играть телохранителя известного комика, которая должна охранять своего подопечного от фанов. Комик обычно играет в детских фильмах, и поэтому его фаны безвредны - как правило.
- Джек Николсон выступит режиссером фильма "Джулип". Это уже четвертый фильм, срежиссированный известным актером.
- Сбылась мечта Рея Крока, основателя "Макдоналдса". Теперь забегаловки быстрого питания будут располагаться на территории Диснейленда. Согласитесь, есть что-то глубоко символичное в том, что символы американского культурного и кулинарного империализма наконец-то сольются в экстазе. Вот только дети не чувствуют этого высокого символизма и за обе щеки уплетают биг-маки, глядя на микки-маусов. Пожелаем им приятного отдыха!
- Из-за ларингита Мака Джаггера "Роллинг Стоунз" отменили несколько концертов в своем североамериканском туре.
- Неделю назад объявлены номинанты на музыкальную премию Грэмми. Полный список смотри здесь. Наибольший интерес вызывает категория "Альтернатива" и вдохновленный массовым голосованием по американскому кино, я предлагаю поголосовать снова:
А теперь - новости в подробном изложении:
В Москве на прошлой неделе проходил третий фестиваль "Лики любви". В отличие от помпезного летнего ММКФ это фестиваль скромный, почти камерный - всего два зала (плюс открытие/закрытие в "Пушкинском"). Из звезд - только Ральф Файнс, видимо полюбивший Москву после того, как сыграл чеховского Иванова. Зато небольшая программа - семь фильмов - составлена явно лучше, чем конкурсная программа ММКФ. Это, конечно, неудивительно: по сути своей "Лики Любви" - фестиваль фестивалей, озабоченный тем, чтобы представить лучшее, а не то, что еще нигде не засветилось.Единственная проблема, с которой уже третий раз сталкиваются организаторы, - тематический подбор картин. Согласно условиям игры, фильмы должны быть посвящены любви (хотя бы в некоторой степени), и притом любви традиционной - между мужчиной и женщиной. Никаких бисексуалов и зоофилов (педофилия в ограниченных количествах допускается). Не секрет, что в условиях современного кино это требование почти невыполнимо.
Тем не менее организаторы справляются. На фестивале было показано два превосходных и три хороших фильма - да и два оставшихся попадают, на мой взгляд, под понятие "неплохие". Пользуюсь случаем принести извинения читателям за программу, менявшуюся слишком быстро, чтобы я мог отображать это on-line, и приведу краткий список фильмов с характеристиками (звездочки более или менее условны):
"Крылья голубки" Йена Софтли - динамично и современно снятая экранизация классического романа Генри Джеймса, демонстрирующая, что нет нужды устраивать из классики "Ромео и Джульетту База Лурмана", чтобы фильм хорошо смотрелся. *****
"Земля" Хулио Медема - загадочный фильм режиссера "Коров", где напряжение возникает словно ниоткуда и только иногда разряжается в грозовых раскатах. *****
"Китайская шкатулка" Уэйна Уонга - объединение Гонконга с Китаем, увиденное через призму любовной истории с участием Джереми Айронса, Гун Ли и Мэгги Чун. **** 1/2
"Такси" Карлоса Сауры - считается, что лучший испанский фильм года. Мне "Земля" нравится куда больше. ****
"Лолита" Эдриана Лайна - ну наконец-то мы ее увидели! Очень целомудренное кино, в отличие от "Крыльев голубки" трактующее экранизируемый роман как классику, с которой надо обращаться бережно. Единственная радость - английский набоковский текст на лету переводимый русскими набоковскими же субтитрами. "Light of my life", - говорит Джереми Айронс. "Свет моей жизни", - послушно бегут буковки. ***1/2
"Все животные грустят после этого" Бриджит Руан - вероятно, "это" во Франции давно уже случилось, потому что остается только грустить: французское кино в глубоком кризисе. Впрочем, можно только восхититься режиссером и исполнительницей главной роли, столь смело и самоотверженно играющей эротические сцены в свои пятьдесят. Получается действительно здорово. ***
"Интимные отношения" Филипа Гудхью - отличная сюжетная пара к "Лолите". Как бы черная комедия о юноше, который неудчачно снял комнату у сексуальноозабоченных мамы с дочкой. В моем пересказе, кажется, получилось увлекательней, чем на экране. ***
В конце прошлого года в серии "Зоопарк русского рока" вышла кассета Умки (точнее, "Умки и Броневичка") "Дожили, мама!". Это первая ее запись, продающаяся с благословения автора, за что Умка в своей характерной манере извиняется на вкладке: "Хоть чуть-чуть окупятся многолетние страдания и старания Ковриги, раскрутившего меня на этот странный шаг... а те, кто хочет получить кассету бесплатно, знают, что это несложно".
Наверно, уже пятнадцать лет Умка остается одной из наиболее интересных фигур неофициальной Москвы. Возможно, это тот случай, когда жизнь не менее интересна, чем так называемое творчество.
О ранних годах Умки (которая тогда еще не была Умкой) можно прочесть в книге ее первого мужа Егора Радова "69" (героиня, правда, оспаривает адекватность изложения). В свое время бросив аспирантуру у Мариэтты Чудаковой, она ушла в Систему, где жила как и положено жить: найтовала по флэтам и ездила стопом по всей стране. В том числе за ней значится одиночный стоп по Средней Азии - написанная ей об этом книга, возможно, еще существует в виде копии (оригинал был автором уничтожен). Тогда же Умкой было написано несколько десятков песен, которые приобрели, как бы мы сказали теперь, культовый статус в системных кругах и даже выплескивались за их пределы. В конце восьмидесятых Умка возвращается в науку, защищает свою диссертацию по обериутам, издает том прозы Даниила Хармса и несколько сборников, организовывает обериутские конференции в Москве и посещает конференции за границей (разумеется, стопом). Тогда же она начинает заниматься битниками и переводит "Бродяг дхармы" Джека Керуака. В течение пяти лет она ведет жизнь цивильного филолога. Впрочем, уже тогда Леонид Кацис называл ее "обериутом жизни" - независимо от интенций говорившего, это нешуточный комплимент.
Несколько лет назад она снова начала писать песни - и одновременно с этим отодвигаться от филологических занятий. Последним ее выступлением стал доклад "Даниил Хармс и дзэн-буддизм", перед которым она раздала всем присутствующим распечатанный на принтере текст Хармса (действительно, довольно дзэнский), после чего вышла на сцену и молча сожгла свой экземпляр в пепельнице, поставленной на утыканный закладками том Судзуки. Думается, это было единственно возможное сообщение на такую тему.
Летом 1995 года мы виделись в Праге. Она сказала:
- Я тут как-то вечером посидела на Гоголях. Люди стали собираться, знакомые подходить. И я вдруг подумала - а вот так если несколько месяцев посидеть, можно все снова закрутить!
Я скептически промолчал. Тогда мне казалось, что те времена прошли безвозвратно - сегодня я склоняюсь к тому, что Умка все-таки была права: кажется, все снова закрутилось. Андеграунд вновь становится актуальным.
Просьба Умки убрать ее тексты из сети и ее выступление по ТВ вызвали в сетевом сообществе бурные дискуссии. Лучшим итогом им может послужить ее собственная строчка с нового альбома - она же лучше всего описывает ее жизнь:
Можно гнать что угодно, будут стихи все равно.
Стало известно, что Люк Бессон планирует снять на студии "Гамон" фильм "Жанна д'Арк" с Милой Йовович в главной роли. Если этот проект состоится, то это будет первый случай, когда Бессон дважды снял одну и ту же женщину в главной роли (как известно, Анн Парайо развелась с ним вскоре после "Никиты", а Натали Портман оказалась слишком молода для "Пятого элемента"). Сейчас Йовович заканчивает сниматься у Спайка Ли.Помнится, на пресс-конференции в Москве Бессон сказал, что никому не обещал всю жизнь снимать то кино, которое он снимал раньше: он изменяется сам и хотел бы иметь возможность делать фильмы, не похожие не предыдущие. В этом смысле единственное, что роднит "Пятый элемент" и "Жанну д'Арк" с "Никитой" и "Леоном", - это сильный женский характер. С другой стороны, крупнобюджетное кино всегда вызывает у меня опаску: лично я предпочитаю "Голубую бездну" "Пятому элементу". Впрочем, поживем - увидим.
Дэвид Боуи, давно уже проявляющий к изобразительному искусству немалый интерес, решил продать несколько своих литографий. Этот факт, вряд ли способный заинтересовать небогатых читателей "Монокля", радует только тем, что продажу Боуи решил осуществить через Интернет, для чего и завел соответствующий сайт. Произведений немного - два портрета (один - как бы авто, а другой - как бы Игги Попа), одна композиция, напоминающая фото инсталляции на выставке современного искусства, и симпатичная желтая шестиконечная звезда. Цены порядка 300 долларов за литографию с автографом и 100 - за литографию без автографа. Надо же - самый богатый рок-музыкант Англии, а приторговывает по мелочи.
Один из моих постоянных читателей спросил меня в "Гостевой книге", какое кино я бы порекомендовал к Новому году. Понимая, что Новый год уже тогда был на носу, он дал мне сроку две недели, чтобы я определился к сегодняшнему дню и предложил считать Старый Новый год неофициальным Новым годом, к которому надо разработать неофициальную программу фильмов. Как ни странно, ничего неофициального мне в голову не пришло, зато я готов запоздало поделиться радостью от того, что перед Новым Новым годом я посмотрел по ТВ старый фильм Капры "Такая прекрасная жизнь" ("It's a Wondeful Life") и был полностью очарован. Вероятно, это и есть правильное кино: старое, черно-белое, сентиментальное и пафосное до колик и даже в меру мистическое. Отсылки к нему более чем явны в "И.О. Хадсакера" (он же - "Зиц-председатель") братьев Коэнов.
Всем живущим в Америке рекомендую бежать в ближайший прокат и брать смотреть. В Москве, вероятно, фильм есть на Маросейке, но на всех с очевидностью не хватит.
Что же касается альтернативного Нового года, под который надо смотреть "Мертвеца" или что-то еще про смерть и рождение заново, то им бы я объявил восточный Новый год, каковой в этом году состоится в конце января.
Не ограничившись гостевой книгой, тот же читатель написал мне письмо, где высказался о выпусках теленовостей, явно намекая на соответствующую тематику "Сеновала" и "Монокля":
Возможны ли выпуски новостей без некрологов? Они же просто превратились в похоронное бюро. Что такое сенсация? Некролог на как можно большее количество людей? Я не против того, чтобы узнавать новости, но, е-мое, они же просто смакуют похороны, они что, в Красноярске не такие как в Усть-Пиздюйске?
Скажи мне, смерть - это новость? Это каждодневная новость? Или это кризис смерти? Она что, звезда? Может, пора ее звать на ток-шоу?
Честно говоря, звать ее я бы поостерегся - тем более что она вполне приходит сама: на этой неделе ее приняли у себя бывшая поп-звезда, нынешний (теперь, впрочем, тоже бывший) политик Сонни Боно (62 года, разбился, катаясь на лыжах) и Георгий Свиридов (82 года). Говоря о Свиридове, агентство Рейтер особо отметило его авторство музыки перед программой "Время". Оказывается, она называется марш "Время, вперед!". Теперь время для автора остановилось навсегда.