Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Вольному - воля и FreeDiskSpace
Дата публикации:  21 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Сайты хранения файлов во всемирной Сети вырисовываются как новая большая вещь", - таков был ставший крылатым заголовок одной из статей в C|Net летом прошлого года. Если же не стараться следовать буквальному переводу, то эту "вещь" можно назвать "новой величайшей услугой" в Интернете, сравнимой по своей значимости с появлением новаторских Интернет-сервисов Netaddress и Geocities - пионеров услуг, соответственно, бесплатной электронной почты с веб-интерфейсом и бесплатного хостинга для всех желающих.

Вообще, логика развития информационных технологий была такова, что этот сервис не мог не появиться. В эпоху, когда Oracle и Sun прожужжали уши рекламой преимуществ сетевого компьютера (NC), бессмысленно даже говорить о конкретном авторстве этой идеи. Но среди главных фигур компьютерной индустрии упрочнению этой концепции в умах пользователей и бизнесменов более других (вольно или невольно) поспособствовал "отец персонального компьютера" Стивен Джобс.

В тот день, когда Apple представил свой знаменитый новаторский компьютер iMac, лишенный дисковода для дискет, некоторые потребители грязно ругались, а конкуренты крутили пальцем у виска. Тем не менее, по остальным параметрам "АйМэк" был хорош и "улетал" с полок компьютерных магазинов на "ура".

В такой ситуации нашелся один предприниматель, который увидел возможность хорошего бизнеса в организации для владельцев этих машин хранилищ файлов на Сети. В результате веб-сайт iMacFloppy.com, начавший работать в октябре 1998 года, был продан вместе с платформонезависимым сайтом NetFloppy.com за 1,65 млн. долл. в мае 1999 года (в США это называют успехом).

Впрочем, NetFloppy.com - лишь один из маленьких персонажей в этой нише сетевых услуг и далеко не самый типичный, потому что предоставление в 3-5 Мбайтов свободного места - это уже не характерно для сервиса 2000 года.

В качестве примера сайта для хранения файлов всех желающих уместней рассмотреть сайт FreeDiskSpace, так как он как раз задает планку среднего уровня сервиса для данной сферы, уже не связан явно с поклонниками платформы Apple, имеет типичный договор об оказании услуги.

Согласно своему определению, FreeDiskSpace.com предоставляет службу хранения файлов, к которой можно обратиться в любое время и отовсюду по принципу 24/7 worldwide1.

Уже само название сайта подразумевает, что FreeDiskSpace.com обеспечивает бесплатную службу, позволяющую потребителям (с помощью предоставленных инструментальных средств) передавать, загружать, хранить и сортировать их файлы на безопасном виртуальном жестком диске. Эти услуги поставляются, говоря на языке программистов, "как есть" - пользователь соглашается, что он и только он ответствен за защиту своих записей, а поставщик сервиса не отвечает за возможный ущерб ни перед пользователем, ни перед другими.

Зарегистрировавшемуся пользователю дают квоту от 50 до 300 Мбайт и предупреждают, что как всякая бесплатная услуга такой сервис может быть прекращен в одностороннем порядке.

Десятки миллионов людей хранят свою электронную почту, закладки, ежедневник на удаленных серверах Сети. Теперь приходит время хранения многомегабайтных архивов в веб.

Впрочем, для журналистов - это просто необходимый сервис: приехать в командировку, к примеру, на выставку InternetWorld, нащелкать цифровой камерой снимков, закачать из гостиницы нужные данные в Сеть, попросить редакцию сгрузить их и поставить срочно в номер до возвращения автора на родину. При этом можно говорить о серии мегабайтных фотографий полиграфического качества (освобожденных из памяти цифровой камеры), которые не отправишь, к примеру, через бесплатную почту Usa.net.

Так или иначе "в XXI веке перевозка ценных документов и информации в дипломате будет являться сумасшествием, - сказал Спенсер Реисс, аналитик GilderGroup. - Надлежащее место для важных данных находится где-нибудь в небоскребе под охраной парней в белых пиджаках".

Будем надеяться, что Джонни Мнемоник2 для перевозки большого объема секретных данных действительно не потребуется. Тем более, что этот герой фантастического рассказа Вильяма Гибсона перевозил в своей голове сотни мегабайт информации, загруженной туда в режиме "идиот-всезнайка" - объем примерно равный тому, что уже сегодня может бесплатно предоставить, к примеру, Xoom.com Media Sharehouse.

Правда, сейчас разжиться участком в сотни мегабайт еще мало где удается: большинство поставщиков для начала предлагает свободное пространство емкостью 15-20 Мбайт, наиболее типичные - MyMp3storage.com, FreeDrive и Freediskspace.com дают 50 МБайт, а 100, 300 и 500 Мбайт дисковой памяти в бесплатную аренду пока еще остаются редкостью. Но безопасность этих дисков выше, чем в ноутбуке, который могут украсть или уронить с большой высоты.

Кроме того, некоторые поставщики могут за дополнительную плату предлагать услуги шифрования ваших файлов в удаленном хранилище - Джонни Мнемоник может не понадобиться, в том числе, и по этой причине.

Подведем предварительный итог. Завиральная по своей сути идея сетевого компьютера быстро выдохлась. Но уже на следующий год возникла и была реализована новая концепция бизнеса в Интернете. Она заключается в том, чтобы полезной бесплатной службой хранения файлов в Сети привлечь большое число потребителей и затем продавать рекламу, спонсорство или дополнительные платные услуги типа защиты данных или добавочного пространства на диске.

За последние полтора года лидирующие компании в этой сфере получили инвестиции (иногда не по одному разу) и стоят теперь 18-45 млн. долл. В общей сложности этот сервис предоставляют приблизительно двадцать компаний (и все его лидеры перечислены в конце этой статьи).

Уже сейчас сайты бесплатных хранилищ приучили пользоваться собой сотни тысяч потребителей в десятках стран.

Первооткрывателем данного бизнеса оказалась бывшая Atrieva Corp., ныне Driveway. Согласно действующему в Интернете (с хорошей точностью) принципу "кто первым встал - того и тапки", Driveway.com пока остается самым многопользовательским бесплатным хранилищем файлов - оно имеет более 2 млн. зарегистрированных членов. При регистрации каждый из них автоматически получает там 25 Мбайт свободного пространства.

У истоков компаний, которые занимают эту нишу, стояли многие первооткрыватели других бесплатных сервисов. К примеру, основатели компании Desktop.com Кэйти Бурк и Лэрри Дребес являлись одними из создателей системы бесплатной электронной почты RocketMail и основателями системы поиска людей в Сети - Four11. Как раз вскоре после того, как в октябре 1997 года Four11 был куплен Yahoo!, Кэйти и Лэрри решили начать новое дело и основали сайт и компанию Desktop.com. Их целью было создать новый интерактивный ресурс для потребителей и инфраструктуру для разработчиков приложений веб. И вот в настоящее время Desktop.com предоставляет не только услуги хранения файлов и закладок, но и достаточно мощные веб-приложения. Они интерактивны, мультимедийны и не требуют никакой предварительной установки.

Чтобы было понятно, о чем речь, я приведу крошечный пример из личной жизни.

Когда ко мне впервые приехал друг по переписке из другого города, то первое, что он сделал для того, чтобы лучше представиться, это всунул в мой компьютер самодельный CD-R, на котором можно было посмотреть под специально подобранную музыку его многочисленные фотографии закатов. Если бы мой приятель был членом Desktop.com, то он мог бы расположить свой диск в Сети и прислать мне его адрес. То есть некоторые участки хранилища можно делать доступными внешнему миру, но не как HTML-страницу, а как мультимедийный сайт с собственным интерфейсом и проигрывателем WAV или MP3 музыкальных файлов. Любой разработчик может сделать свою работу доступной аудитории из нескольких друзей или всем потребителями сервиса Desktop.com. Согласно собственному определению, Desktop.com "первая платформа для придания новых красок Сети, формируемая тысячами людей".

Первая, но не единственная.

Myplay - новая служба, которая дает простой способ хранить, организовывать, загружать и проигрывать MP3 и другие цифровые музыкальные файлы из фонотек пользователей Интернета. Ввиду повышенной опасности связей со странами, достаточно равнодушными к международным нормам авторского права и использованию интеллектуальной собственности, там принципиально отказано в регистрации жителям нескольких "государств-отщепенцев" - Ирана, Ирака, Ливии, Северной Кореи, Кубы, Судана и Сирии. Всем остальным говорится: "Добро пожаловать в myplay".

Как уже говорилось Driveway.com имеет более 2 млн. членов, что примерно в четыре раза больше, чем у любого другого сайта в этой нише. Но согласно данным PC Data, самая большая компания в мире, предоставляющая такой сервис, - X:drive. Эта частная компания основанная в начале 1999 года, преобразует "видимый" Интернет в виртуальный жесткий диск. То есть X:drive подключает людей в Сеть "без швов" и с помощью его программ можно манипулировать удаленными файлами и папками так, словно они были сохранены на внутреннем жестком диске.

Среди учредителей X:drive значится Дэвид Бонетт - основатель незабвенных GeoCities.

До 1 декабря 1999 года сайт My Docs Online был одним из многих ресурсов, предоставляющих услуги хранения файлов (с заурядной квотой в 20 Мбайт). Но после этой даты компания My Docs Online стала первооткрывателем нового поколения веб-сервиса файловых хранилищ, которые используют находящийся на стадии становления новый Интернет-протокол WebDAV3. Значение этого события, на первый взгляд, трудно по достоинству оценить. Но дополнительные удобства, в той или иной мере реализованные в FTP-клиентах для Windows (перетаскивание папок методом "оттащи и брось" между локальным диском и сервером, синхронизация файлов на локальном диске и сервере и совместная работа на нем с разграничением доступа), объявлены теперь частными технологиями. А стандартными становятся такие функции, основанные на WebDAV. Они работают в настоящее время только в MS Internet Explorer 5.5 и в MS Word 2000, Excel 2000 и PowerPoint 2000 (опция "Save to the Web"). И вот теперь - в My Docs Online.

Плавно подходя к эпилогу, мне хочется опереться на пространную цитату из книги Виктора Ерофеева: "Чехов остается одним из самых темных писателей русской литературы. Его тайна в том, что он всех устраивал".

Действительно, бесплатные файловые хранилища являются одним из самых "темных" бизнесов для российского предпринимателя (не удивлюсь, если я являюсь первооткрывателем в освещении этой темы в русскоязычной прессе). Но главное, что этот сервис всех устраивает. Он выгоден провайдерам, так как пользователи, "сидящие" на почасовой оплате, проводят больше времени на линии. Он выгоден мобильным пользователям (без комментариев). И выгоден Microsoft, которая связывает успех своих настольных приложений с успехом сетевых приложений для он-лайновых органайзеров, файловых хранилищ и т.п. Единственно, Microsoft пока никак не удавалось организовать такие сервисы на базе Hotmail, как это обещал Билл Гейтс.

Не выгодны файловые хранилища разве что только в России: нашей телефонной сети, которая даже на всеобщий dial-up рассчитана не была, такое, пожалуй, пока не потянуть.

Запуск Германом Клименко сайта для хранения пользовательских закладок и открытие Алексеем Кривенковым он-лайнового органайзера - первые признаки расширения бесплатных услуг в Русском Интернете - в правильном направлении от уже банального бесплатного сервиса хранения почтовых ящиков и веб-страниц. Но традиционных бесплатных файловых хранилищ в домене .ru пока нет.

Ссылки по теме:

iMacFloppy.com

NetFloppy.com

FreeDiskSpace.com

FreeDrive

Desktop.com

Driveway

x:drive

i-drive

@backup

Myplay

MyMp3storage.com

Xoom.com Media Sharehouse

My Docs Online

Visto

Примечания:


Вернуться1
24/7 worldwide - "24 часа в сутки/7 дней в неделю по всему миру". В последние годы в американском Интернете эти слова были истрепаны, как пословица, при рекламе электронных магазинов и в настоящее время употребляются именно в таком кратком написании без пояснений.


Вернуться2
Джонни Мнемоник (Johnny Mnemonic) - придуманный Вильямом Гибсоном персонаж одноименного фантастического рассказа (1981), а позднее и фильма (1995). Русский перевод рассказа (http://www.lib.ru/GIBSON/johnmnem.txt) имеется в Библиотеке Мошкова.


Вернуться3
WebDAV (Web-based Distributed Authoring and Versioning) - Интернет-протокол, работающий поверх HHTP. Его описание смотрите на официальном сайте WebDAV Working Groups (http://www.webdav.org)


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Травин, Второй завтрак с Биллом Гейтсом /18.02/
Репортаж об официальной презентации Windows 2000 и несколько фактов об этой новой ОС.
Линор Горалик, NЕТос и ТаNЕТос /15.02/
Чем больше я размышляю на тему смерти лейблов, тем сильнее мне начинает казаться, что умирать в Сети, должно быть, интереснее, чем жить. Пора задуматься о достойном методе очищения киберпространства от мертвых тел.
Отец Серафимий, Письмо отца Серафимия аpхимандpиту Игнату /10.02/
Начальник yвеpял меня, что "Глаз нет" пишется в одно слово и это название всей ихней фиpмы. "Точкой Рy" они именyют всю Рyсь, а поп - это пpотокол. А "Сеpафим собака" - это якобы такая буква.
Евгений Горный, Комментарий к Роману /09.02/
Все, что вы хотели узнать о Романе Лейбове, но боялись спросить.
София Вист, "Сакраменто 2000" /03.02/
Заключение по технико-культурологической экспертизе действующей модели религиозно-эйкуменистического уличного интернет-виртуального девайса по отправлению религиозных культов.
предыдущая в начало следующая
Андрей Травин
Андрей
ТРАВИН
wolf@au.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: