Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Иже еси на сервере - 4: Линк к нирване
Буддизм и интернет

Дата публикации:  13 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати
    (От автора: контуры общей темы - "Религия и сеть" - я попыталась изложить вот здесь, чтобы не повторяться в каждой последующей статье, а только ссылаться на них. Что и буду делать.)

На этот раз с интервью дела обстояли прекрасно: Евгений Торчинов, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского университета, дал великолепный материал, быстро и в срок. Но мой собственный переезд в Москву и ряд сопутствующих ему обстоятельств помешали мне сделать мою обзорную часть статьи, и между двумя выпусками "Иже..." образовался крупный зазор. Каюсь.

...В прелестном фильме Three in one bad была такая замечательная сцена: несколько экзальтированная девица шепчет в телефон: "Говори мне непонятные слова! Говори мне непонятные слова!!!" Озадаченный юноша выдавливает что-то вроде "пестицид... феромон... синхрофазотрон..." - и девушка начинает недвусмысленно стонать и извиваться на глазах у зрителей.

Часть обаяния буддизма, видимо, состоит и в этом. В обилии невероятной терминологии. В возможности сказать: "Я вот тут вчера думал на тему проведения хуралов в дацанах Сангхи..." В "закрой свои чакры и не порть мне карму!". Сайтов, изъясняющихся фразами типа "янтра и мантры срунхора Ваджрабхайравы" или "роль гуцулов и гелонгов в хуралах Махаяны" великое множество. Получение же из сети внятной информации простыми словами оказывается делом неожиданно нелегким.

Попытки найти "официальный" сайт буддизма - некое подобие www.vatican.va или www.russian-orthodox-church.org.ru - вызывают у ищущего чувство некоторого недоумения. Из интуитивных URL'oв существует официальный сайт Далай-Ламы, занимающийся исключительно личностью Далай-Ламы, и сайт www.buddhism.org, строгий, серьезный, с хайтековском привкусом и совершенно неясными задачами. С русским буддистским интернетом дела обстоят не менее занимательно: www.buddhism.ru и www.buddha.ru застолблены специфическими буддистскими организациями, чье учение и чей контент носят совсем не общий характер.

Пожалуй, лучшее место для поиска информации статичного характера (философия, принципы, законы, символика, история) - сайт без названия, созданный Александром Крыловым и предоставляющий, в качестве неожиданного бонуса к внятно изложенной информации, картины Рериха. Для желающих же получить представление о повседневном существовании буддистской общины России существует сайт "Буддизм в Интернете", со своим время от времени обновляющимся разделом новостей, с "мудростями дня" и прочими атрибутами активного виртуального существования и, главное, со вполне сносным каталогом ссылок на буддистские сайты России.

Вполне возможно, что неброское существование буддистских сайтов в сети - результат отсутствия в буддизме института миссионерства в христианском понимании этого слова. При всей возрастающей из года в год популярности буддизма в России, буддистские организации не крутят бесконечных баннеров и не хлопают газетными листами у входа в метро. В то же время у меня не исчезает ощущение, что именно буддизм родственен интернету, как ни одна другая мировая религия; мне все время приходится сдерживать мучительное желание начать спекулировать на тему связи реинкарнационной теории с теорией виртуальных личностей, теории подлинного тела Будды (громадного, золотого, светящегося, видимого только просветленным) - с восприятием он-лайн персонажей общественностью... Что-то есть в буддизме, в его здесь-сейчас, от существования в пределах одного коннекта. Но нет, сдержусь.

Следующее ниже интервью любезно согласился дать профессор Евгений Торчинов, буддист и буддолог, активный пользователь сети. Его работы, форум, биографию можно найти на его личном сайте; я хочу поблагодарить его за проделанную работу и еще раз извиниться перед ним за задержку с публикацией этого материала.

Л.Г.:Представьтесь, пожалуйста, поподробнее, чтобы читателю было ясно, с каких позиций и от чьего имени ведется разговор.

Е.Т.: Торчинов Евгений Алексеевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Область профессиональных интересов: история религии и философии в Китае (прежде всего, занимаюсь даосскими текстами), буддология - китайский и отчасти классический индийский буддизм. По своим убеждениям также считаю себя буддистом, причем внесектарным (то есть я не отношу себя к какой-то конкретной исторической школе или "секте"). Поэтому я буду говорить и как академический буддолог, и как буддист.

Л.Г.: Когда речь идет об использовании сети, например, христианами разных конфессий, в первую очередь возникает понятие "виртуального миссионерства", привлечения новых верующих. Миссионерство менее свойственно буддизму, чем христианству; таким образом, что является целью номер один для буддистских школ в связи с присутствием в интернете?

Е.Т.: Действительно, миссионерство как таковое не свойственно буддизму. Дхарма (Учение Будды) проповедуется только если люди обратятся к монахам (членам сангхи - монашеской общины) с просьбой о проповеди. Например, в Тибет проповедников буддизма пригласили цари. В Китай, согласно преданию, монахов также пригласил император Мин-ди, которому во сне явился Будда (это было в 56 году н.э.). Поэтому цель буддистских сайтов прежде всего - предоставление информации о буддизме вообще и об учении конкретных школ в частности для всех интересующихся буддизмом. Причем Учение преподносится информативно, без навязчивости и "саморекламы". Возможно, есть какие-то исключения, но они мне лично не известны. Огромные возможности интернет предоставляет для общения буддистов, организации разных форумов и чатов. Наиболее репрезентативный буддистский форум в рунете - buddhism.org.ru/board/.

Л.Г.: Можно ли провести какие-то парралели (в широком смысле) между интернетом и буддистской философией, мифологией?

Е.Т.: Ну, начнем с сети бога Индры. Это знаменитый образ из Гандавьюха-сутры, очень важный для буддистской философии. В сутре описывается сеть из драгоценных камней, охватывающая собой весь мир. При этом каждый из камненьев отражал все остальные камни и сам также отражался в них: все в одном, одно во всем, все во всем, одно в одном. Ну и, конечно, учение о том, что Будды и бодхисаттвы высоких ступеней могут создавать особые иллюзорные тела (нирманакая на санскрите, тулку по-тибетски, хуа шэнь по-китайски), в которых являются одновременно во множестве миров, наставляя и спасая живые существа. Тоже виртуальные личности своего рода. Такой "виртуальной личностью" был и великий йогин, проповедовавший в Тибете в VIII веке, Падмасамбхава (его имя значит "Лотосорожденный"): житие Падмасамбхавы повествует о том, что он был как бы эманирован умом Будды Амитабхи в качестве мыслеобраза последнего; на Земле же этот йогин появился, родившись из лотоса, росшего в озере. Наверно, можно найти и другие параллели, но пока остановимся на этом.

Л.Г.: Если можете - приведите, пожалуйста, пример реального использования сети буддистами для религиозных нужд, обрядов.

Е.Т.: Такие примеры мне не известны, быть может, потому, что богослужения, литургика вообще играют сравнительно небольшую роль в буддизме: главное - медитация, созерцание, а не совершение "внешних" ритуалов. Пожалуй, единственный пример - сайт учеников китайского буддистского йогина Чэня (1906-1987), которые предлагают через интернет заказывать богослужения "пхова" за упокой (грубо говоря) умерших.

Л.Г.: Есть ли какие-то методы использования cети, не приемлемые для верующего буддиста?

Е.Т.: Как и все последователи традиционных религий, буддисты осуждают использование cети для пропаганды насилия, порнографии, наркотиков и других явлений, не совместимых с тем, что буддизм называет "правильным образом жизни".

Л.Г.: Буддизм - это общее название нескольких довольно разных направлений, школ. Может ли отличаться восприятие сети у представителей этих школ? Если да - как, в чем?

Е.Т.: Вряд ли. Буддизм действительно существует в виде отдельных школ и направлений. Главные из них Тхеравада и Махаяна, которые в свою очередь (особенно, Махаяна) распадаются на различные течения и школы. Но основные мировоззренческие принципы являются общими для всех направлений буддизма и принципиально разные подходы к интернету здесь, видимо, невозможны.

Л.Г.: Христианство, особенно Католическая Церковь, проявляет крайнюю заинтересованность в интернете, старается формулировать официальные позиции, назначает святого и вообще ведет себя замечательно энергично в данном вопросе. Есть ли похожее отношение со стороны буддистских школ?

Е.Т.: Пока (в силу указанных выше особенностей и отсутствия склонности к миссионерству) буддисты здесь явно пассивнее христиан, что, возможно, плохо. Сам я считаю, что буддистам следует активнее использовать сеть прежде всего для распространения информации и критики заблуждений, существующих у тех же христиан относительно буддизма. Впрочем, большинство буддистских организаций России имеют свои сайты.

Л.Г.: Есть ли что-то в ходе развития интернета, каким он (ход) видится сегодня, что у вас, как у человека верующего, вызывает неприязнь и опасения?

Е.Т.: Сам я с большим энтузиазмом отношусь к сети и категорически выступаю против каких-либо ограничений сетевой свободы. Интернет - это островок подлинной демократии в нашем мире, и не надо пытаться эту демократию ограничить, запугивая население всякими "виртуальными" ужасами. Конечно, провайдеры должны нести ответственность за создание на их серверах сайтов, содержание которых является противозаконным (та же наркомания, детская порнография или торговля оружием). Но борьба с таковыми сайтами не должна вести к ограничению свободы "мировой паутины". Плюсов у нее гораздо больше, чем минусов, и эти плюсы надо бережно лелеять и пестовать.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Юлия Рогонова, Изба-читальня /07.02/
Библиотеки-близнецы наводнили русский Интернет.
Сергей Солоух, Give piss a chance /03.02/
Тип климата диктует формы революционного действия. За вороньим обручем северного меридиана сознание освобождает простое приспускание штанов.
Юлия Рогонова, В ожидании будущего. Электронные книги в наступлении на "бумагу" /01.02/
Революции не будет. Пока.
Леонид Зубарев, "Дизайн для толстых", или Прикуси ломало: Черная Метка - Арт. Лебедеву /01.02/
Всему этому, сэр, я верю легко и охотно, но публиковать это считаю бесстыдством... (отзывы)
Роман Лейбов, Горячие и холодные. Список с комментариями /31.01/
Лев Пирогов, Линор Горалик и Денис Бычихин - наше все!
предыдущая в начало следующая
Линор Горалик
Линор
ГОРАЛИК
linor@russ.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки: