Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / НасНет < Вы здесь
НасНет: выпуск 27
Дата публикации:  15 Декабря 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Проект: девяностые

(Подробней о проекте - здесь)

Ключевые слова: буддизм, христианство, летний отдых

Однажды Белов и Краснов отдыхали на море. Краснов рассуждал об Алистере Кроули, слушал Current 93, рассказывал об Антоне Ла Вее и фильме Starship Troopers. Белов курил с ним вместе ганджу, купался в море, флиртовал с девушками и читал "Тибетскую книгу мертвых". В один прекрасный день он обратил внимание, что на груди Краснова висит православный крест.

- А что это у тебя крест висит? - игриво спросил он.

- Я крещеный, - очень серьезно ответил Краснов и возмущенно добавил: - А ты что думал, для прикола повесил?

- Ну, - растеряно сказал Белов, - от тебя всего можно ожидать.

Прошло два года. Белов с Красновым снова оказались в том же месте, и в один прекрасный день Краснов заметил, что на шее Белова висит на ленточке круглая штучка с изображением чего-то, напоминающего рулевое колесо.

- А что это у тебя висит? - спросил он.

- Это так называемое "колесо учения", на санскрите - дхармачакра, - объяснил Белов.

- А ты что - буддист?

- А ты что думал, для прикола повесил? - ответил Краснов, испытывая радость узнаванья момента - почти что выпуклую.

* * *

И вы тоже пришлите свою историю про девяностые.


Имя

E-mail


Интернет

На днях на подписном листе Академии им. Эдиты Пьехи я принял участие в оживленной дискуссии о баннерах. Несмотря на то, что содержанием своим дискуссия неприлично напоминала все те дискуссии на эту тему, которые велись уже года четыре назад, она меня взволновала - скорее всего потому, что ситуация изменилась.

Три года назад обсуждались баннеры к конкурсу "Арт-Тенета". Кто-то (если я не путаю, Леонид Делицын и Дмитрий Гусев) предложил рекламировать конкурс фразами из победивших работ и/или дискуссий о них. В результате появился баннер "За такое надо стерилизовать на месте" (фраза Вербицкого, если интуиция меня не обманывает). Тогда на подписном листе "Тенет" кипели страсти - допустимо ли рекламировать литературный конкурс подобным баннером, даже если его кликабельность столь велика? В результате баннер убрали и - более того - убрали его и со страницы www.art.spb.ru/konkurs/banners. Из любопытного там остался только баннер "В начале было Слово, только потом - Порно". Весьма кликабельный, кстати.

  • Cаша Шерман. Мистика коммерциализированной утопии
    (подробное изложение сюжета с баннером
    "За такое нужно стерилизовать на месте!")
  • Несколько фрагментов из дискуссии достойны цитирования - тем более, что, с одной стороны, это уже часть истории, а с другой - лист "Тенета" в какой-то момент вроде как выкладывался на веб и, значит, может считаться открытым. К тому же информация должна быть свободна, а никто не говорил ничего криминального.

    Итак, первая точка зрения была озвучена Романом Лейбовым, написавшим:

    Ja kak raz dumal ob etom. I podumal tak - a na xrena nam orientirovat'sja na kommercheskoe naduvalovo? Ponjatno, chto esli goluju teten'ku narisovat' i napisat' freeXXXrated, budut clickat' eshche sil'nee. No potom zhe budut uxodit', pljujas' i obzyvajas'. Kogda rech' idet o business-delax, tam dejstvitel'no ljuboj sluchajnyj posetitel' vazhen, osobenno, esli operiruesh' bol'shimi chislami. A v nashem skorbnom dele... ja dumaju te 4, kotorye po moim fantikam prishli, bolee/menee znali, chego zhdat'.

    (Сохраняю транслит для колорита - старожилы, по идее, должны испытать ностальгию, а пришедшие позже - антропологическое любопытство.)

    На письмо Лейбова Делицын ответил по обыкновению большим текстом, в котором наиболее выразительным был следующий абзац про французского классициста Корнеля и его трагедию о Нероне:

    Da, esli ya budu reklamirovat' sochinenia Kornelia, ya, vozmozhno, napishu na bannere "on iznasiloval trup svoej materi". A ne "on punktual'no vyderzhival 14 slogov v stroke". Potomu chto, xotia on ehti sloga i vyderzhival, no chitali-to ne za ehto, a za to, chto adresovalas' tema, kotoraya volnuet vsex- na figa Neron ehto delal?

    Живой классик Дмитрий Манин, с которым я познакомился неделю назад по делам все тех же "Тенет", высказался лаконичней, но столь же выразительно:

    Reklamnyj transparant ne dolzhen vyderzhivat' kritiku. On dolzhen privlekat' vnimanie.

    Было это все, напомню, три года назад. Конкурс "Арт-Тенета" в результате выиграл "Низший пилотаж" (что вполне соответствовало радикализму фразы "за такое надо кастрировать"), образовалось "Арт-Лито", а "Тенета" стали опять просто "Тенетами". Из точки приложения сил и интересов "всего Рунета", какой конкурс был на момент возникновения, он превратился в нормальный литературный конкурс - то есть в нечто, что интересует любителей литературы, а не всех подряд. Времена литературоцентричности прошли (как раз в 1998 году и прошли - скандал с Ширяновым был последней ласточкой... если так, конечно, можно сказать). Силы и интересы Рунета прикладываются в разные другие места - в том числе, в различные академии (под патронажем одной из них, кстати, и существуют ныне "Тенета"). Академия им. Эдиты Пьехи - самая веселая из всех. Однажды я написал "пародийная" - и тут же получил отлуп: мол, у нас серьезная академия, как вы, академик Кузнецов, можете так писать? Помня об этом, продолжу фразу "самая веселая, хотя, конечно, серьезная". И на ее подписном листе вдруг стали обсуждать какой-то рекламный баннер "Ленты.Ру"... Утверждалось, что он пошл и возмутителен. Как доказательство приводился его текст: "Дочь узнала мать через 20 лет". Или еще как-то в этом роде - желающие могут проверить в архиве академического подписного листа.

    Опять вскипели страсти - можно ли делать слишком кликабельный баннер? Прав ли Манин, написавший, что рекламный слоган "не должен выдерживать критику", а должен привлекать внимание?


    Сравнивая эти две дискуссии, в очередной раз понимаешь, что изменилось за три года. В 1997 году речь шла о литературном конкурсе. В 2000-м - о новостной ленте. В старые времена - о деле бесплатном; сейчас - о коммерческом проекте.

    И я, как журналист и участник множества коммерческих журналистских проектов, хочу сказать, что это принципиальное изменение. Потому что завлекать баннером "Он трахнул свою мертвую мать" на текст трагедии Корнеля - немного глупо, поскольку (тут Лейбов прав) читать ее никто, пришедший по этому баннеру не будет. Но завлекать на новостную статью размером в 2 Кб можно и подобной фразой: статью, скорее всего, прочтут, а даже если нет - посещаемость повысят. Что для Корнеля не так уж важно, а для коммерческого проекта - насущно.

    Но хорошо ли это - завлекать баннером, который вводит читателя в, так сказать, стилистический обман? По-моему - неплохо или, во всяком случае, любопытно. Поскольку только в Интернете можно делать вульгарный заголовок в респектабельной газете - заголовок (точнее, слоган на баннере) живет своей отдельной жизнью, а не болтается сверху статьи. Можно, конечно, помянуть тут Бодрийара - но лучше помянуть Мирзу Бабаева, который еще во времена "Журнала.Ру" сделал проект "Круговращение симулякров".

    На самом деле, скрытой темой дискуссии является вопрос о человеке. Пуристы, осуждающие баннеры ("за это надо кастрировать" или "в желудке сома найдена человеческая голова"), считают, что таблоиды чужды природе "приличного" (интеллигентного, умного, достойного - нужное подчеркнуть) читателя. Вербицкий и Делицын, напротив, думают, что все люди одинаковы - то есть, как они сами, любят читать про то, почему Нерон трахнул труп своей матери. И поскольку они сами - хорошие люди, то нет ничего плохого в интересе к подобным волнующим темам. И, значит, их можно (и нужно) использовать в рекламе.

    С легким прискорбием должен признаться, что я тоже так считаю. Да, даже самый изысканный интеллектуал кликает на баннер "В начале было Слово, только потом - Порно" - что, кстати, служит косвенным подтверждением обратного: похоже, порно на самом деле было вначале всего.

    Места

    Как я уже писал какое-то время назад, теперь я работаю еще и на Weekend.ru. Сегодня там запустился новый дизайн. Он лучше старого, но тоже далек от совершенства. Например, нельзя понять, кто какие статьи написал. И потому - вот список моих наиболее удачных рецензий:

    • "Гринч, похититель Рождества" - в нескольких частях, к сожалению по техническим причинам сваленных в один файл.

    • "Дети небес" - очередное иранское кино на видео.

    • "Искушение монаха" - гонконгское кино Клары Лоу, которую я полюбил еще два года назад за фильм "Плавучая жизнь" (Floating Life).

    • "Коммодо: остров ужаса" - смешная рецензия. Во всяком случае, мне хочется на это надеяться.

    • "Куриный побег". Вся моя жизнь пронеслась перед моими глазами за этот миг. Это было так скучно!

    • "Люди Икс". Бэтмены всегда возвращаются!

    • "Неуязвимый". Твоя мама любит тебя, а твой папа - супермен. Когда я писал статью, я еще не знал, что родители Найта М. Шьямалана были абсолютно не в восторге от того, что он стал режиссером.

    • "Последнее танго в Париже" - тоже в нескольких частях. Дань старой любви.

    • "Реквием по мечте". Остап Кармоди считает этот фильм идеологически вредным. А по мне - так главное, чтобы хорошо снято было.

    • "Три короля". Бремя королей. Цвет кожи уже не важен.

    • "Человек на Луне". Джим Керри без маски Гринча.

    • "Шестой день". Максим Андреев считает, что это прекрасный и глубокий фильм. Мне же в Америке больше всего понравилась звуковая система DHW... или как ее там. Еще круче Dolby.

      * * *

      Традиционно жду от вас свежих эстетических впечатлений.


      Имя

      E-mail



    поставить закладкупоставить закладку
    написать отзывнаписать отзыв


    Предыдущие публикации:
    Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 26 /01.12/
    Опыт построения иерархической вертикали. Наши пригрозили насадить в Силиконовой долине берез и сделать в бассейне болото, чтобы были комары и не было колибри. Неполиткорректности и в Америке полно. Матшкольники не смеются антисемитским анекдотам.
    Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 25 /24.11/
    Можно ли писать матом на животе у кролика? Чем можно довести русский народ? Фашистские методы борьбы с фашизмом: каталогу запрещают каталогизировать. Фантом политкорректности: почему все должны всех любить!? Почему антисемитские и гомофобские шутки должны исчезнуть?
    Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 24 /15.11/
    Советская власть гораздо лучше того, что сейчас. "Народ хочет правду знать, а у тебя ни, блядь, Лигачева, ни Шаламова!" Ностальгия по адресу www.altavista.digital.com. Путин больше похож на Буша - значит, и победит Буш. Последний Бог говорит по-алтайски: через несколько лет будет всемирный потоп, причем замедленного действия.
    Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 23 /08.11/
    Кто всех смешнее? В 80-х было проще, в 90-е все переменилось. Впору задуматься о том, что и Lente.ru надо бы обзавестись каким-нибудь ежедневным комическим приложением.
    Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 22 /02.11/
    Как спасти представителей "крыши" и "таможни" друг от друга. 90-е невозможно воспринимать как цельную эпоху. Запоздалое прощальное слово газете "Вести.Ру" - изданию, делавшемуся ветеранами Рунета. Интернет - это то, про что пишет Настик. Опыт рекламы цифры "четыре".
    предыдущая в начало следующая
    Сергей Кузнецов
    Сергей
    КУЗНЕЦОВ
    kuznet@russ.ru

    Поиск
     
     искать:

    архив колонки:





    Рассылка раздела 'НасНет' на Subscribe.ru