Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Обществоведение / Политика / < Вы здесь
Российское политико-экономическое устройство
Дата публикации:  10 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

С некоторой долей упрощения экономические силы в любом обществе можно разделить на три основные группы: Власть, Бизнес и Криминал. Соотношения, в которых они находятся, в принципе характеризуют тип государства. В коммунистическом государстве есть только власть, в либертарианском идеале - только Бизнес, полностью криминальное - даже трудно себе представить. Реальные государства представляют из себя некоторую комбинацию этих трех страт. Более подробное рассмотрение приводит к появлению еще одного измерения - статус и функция. Так, например, власть (в лице ли чиновника или института) может быть властью по статусу, но бизнесом функционально (В-Б) - иногда это называется коррупцией (В-Б-К), а иногда государственным предпринимательством (В-Б-Б): разница - в третьем измерении, объяснение которого придется сделать несколько позже. Бизнес тоже может выполнять несвойственные ему функции власти - иногда ограничиваясь лоббизмом, а зачастую прямо вмешиваясь в процесс принятия государственных решений. Российские "олигархи" - характернейший пример бизнеса, построенного на эксплуатации власти (Б-В).

Таким образом, можно нарисовать упрощенную матрицу.

┘┘┘..Власть┘.Бизнес

Власть..В-В┘┘┘В-Б

Бизнес..Б-В┘┘┘.Б-Б

"Идеальной" является ситуация, когда эта матрица диагональна, то есть когда отсутствуют коррупция и госвмешательство, а также бизнес-паразитизм на государстве.

Власть-бизнес и бизнес-власть

То, что большой бизнес и большие деньги в России это, прежде всего, - результат распада государства, точнее, пожалуй, перерождения, давно стало общим местом в любых рассуждениях о России. Можно употреблять термин "разворовывание" - но не в этом дело: существенно то, что власть как на уровне отдельно взятого чиновника, так и в результате суммирования коллективных усилий делает нечто крайне отличное от имплицитного представления о ней. Для российских чиновников власть - это бизнес, причем бизнес сверхприбыльный, в каком-то смысле монопольный. Недаром рациональная и циничная молодежь рвется после окончания институтов попасть на госслужбу. Аргументация варьируется от "там взятки", до "связями обрасту". Госслужба расценивается в качестве значительно более прибыльного дела, чем конкурентный бизнес. Понятно, как зарабатываются деньги - оказываются разнообразные услуги так называемому "бизнесу".

Фактически политэкономическая структура России формируется двумя категориями субъектов: власть-бизнес и бизнес-власть, то есть чиновники, в целеполагании которых превалирует личное или групповое обогащение, и предприниматели, обогащающиеся за счет использования государства. Между этими группами идет перманентная ротация, а внутри самих групп - конкуренция за доступ к наиболее лакомым ресурсам, при этом группы неизбежно порождают друг друга. Существуют, разумеется, категории власть-власть и бизнес-бизнес, но они представлены либо идеалистами, либо маргиналами, функционирующими в неприбыльных сферах. Эта структура закономерно сформировалась в процессе трансформации "административного рынка", столь удачно описанного Кордонским. Наши наблюдения лишь подчеркивают его правоту и предсказательную силу теории.

О механизмах "большого" бизнеса

Кавычки возникли потому, что бизнес "деревенского олигарха" можно назвать "большим" только в масштабах его деревни. А механизмы - общие: есть финансовые потоки в виде денег, льгот, ресурсов по преференциальным ценам, отданные конкретными чиновниками под контроль конкретным предпринимателям. Разница в цене формирует бизнес-властную прибыль, а заслуги чиновника тем или иным способом оплачиваются в виде властно-бизнесовой ренты. Прибыль и тех и других конвертируется в собственность и политику - надо же сохранять свои позиции в бизнесе и власти. Все довольны...

О коррупции, или об ее отсутствии

В некотором смысле в России почти нет коррупции. Чиновники не берут взяток - они занимаются бизнесом. Зачем брать взятки, когда можно создать безумное количество барьеров, прозрачных только для "своих". Эти "свои" вполне официально оплачивают услуги специально созданных "муниципальных предприятий", "кооперативов", "фондов" и т.п. Конечно, взятки тоже берут - как в любой стране мира. И коррупция есть. Иногда непредставимая в других странах, такая как коррупция дорожной полиции. Но это - обычный криминал, особенности в другом. Занятно, что согласно опросам иностранных инвесторов, ведущих бизнес в России, коррупция не считается серьезной проблемой, тогда как по результатам разного рода международных рейтингов российские чиновники - одни из самых коррумпированных в мире. Противоречие разрешается просто - то, что принято называть коррупцией (отклонением), в России - норма.

О "недоприватизации"

Разумеется, при подобных способах ведения бизнеса можно не очень заботиться об эффективности, конкурентоспособности, производительности труда. В экономической теории такая ситуация называется "политизированностью экономики", а в качестве предлагаемого лекарства выступает приватизация. Между прочим, в "экспортном исполнении" обоснования методов и темпов приватизации немалую роль играл именно тезис о "необходимости деполитизации экономики" - можно вспомнить хотя бы знаменитую книгу Бойко и Шляйфера "Приватизируя Россию".

Задача эта не была решена и, видимо, не могла быть решена по совокупности политических обстоятельств. В результате фактически вместо приватизации произошла трансформация "всенародной собственности" в некую квазифеодальную систему откупов, причем помимо собственности оказалась "приватизирована" и власть. Экономика осталась чрезвычайно политизированной, но политизированной иначе, чем это было 10 или 20 лет назад, причем, что особенно интересно для внимательного наблюдателя или, тем более, участника процессов, характер и особенности ее политизированности непрерывно меняются.

Третье измерение матрицы

Введенная уже в самом начале третья общественная сила - Криминал требует усложнения картины. Удобно одновременно с добавлением третьего компонента добавить и еще одно измерение. А именно - разделить "функцию" на "методы" и "цели". Математически это уже окажется не матрицей, а тензором (что-то вроде трехмерной матрицы), но представить это можно как кубик, состоящий из двадцати семи клеток, каждая из которых описывает определенный тип активности, практически все из которых присутствуют в любом обществе, но в существенно разных пропорциях.

┘┘┘┘┘.Власть┘.Бизнес┘.Криминал

Власть┘┘..В-В-В┘..В-В-Б┘..В-В-К

Бизнес┘┘..В-Б-В┘..В-Б-Б┘..В-Б-К

Криминал┘.В-К-В┘..В-К-Б┘..В-К-К

(можно этот кубик представить в виде трех таких матриц).

В каком-то смысле эти пропорции определяют (лучше сказать описывают) различия как между различными государствами, так и различными этапами в развитии одного государства. "Идеальной" опять будет ситуация, когда все "смешанные" типы отсутствуют, а К-К-К мало. Идеалы - недостижимы, зато оказывается, что эта простенькая модель как нельзя лучше описывает российскую ситуацию, когда недиагональные элементы типа "чиновник, стремящийся заработать, использует криминальные методы", "криминальный авторитет, занимающийся бизнесом, рвется во власть" и многие другие не только распространены, но и типичны.

Впрочем, как нетрудно понять, речь идет не только о России. Модель достаточно универсальна. В развивающихся экономиках, как правило, матрица значительно менее диагональна, чем в развитых.

Политэкономическая ситуация и динамика

Вся эта методология понадобилась, чтобы как-то классифицировать и оценивать глубинные процессы, идущие в России, - влияние действий власти на общество и экономику. Хотелось бы констатировать, что "вес" различных клеток матрицы изменяется, смешанные типы становятся менее распространенными. Особенно четко это проявляется в типах, где присутствует Криминал. Скажем, переход от Б-Б-К к Б-Б-Б, обычно называемый "обелением бизнеса", вещь довольно типичная. А вытеснение медиамагнатов из ниши Б-В-В в нишу Б-В-Б оказалось настолько болезненным, что даже привлекло внимание "международной общественности" как "дело Гусинского".

Впрочем, наблюдаются и менее обнадеживающие переходы. Так, заметны переходы из "чистого бизнес-типа" в "бизнес-властный", обусловленные более высокой нормой прибыли в последнем, что в свою очередь обусловлено присутствием "властно-криминальных" типов.

Траектории движения между клетками этой матрицы иногда носят весьма причудливый, но абсолютно закономерный характер. Не хотелось бы приводить конкретные примеры, поэтому придется ограничиться анонимными и обобщенными, даже, пожалуй, полувымышленными примерами. Скажем, предприниматель Б. Начинал бизнес при советской власти как "теневик" (тип К-Б-Б), криминальным был статус - любое предпринимательство считалось незаконным. В конце 80-х годов наш предприниматель перешел в практически чистый тип Б-Б-Б, когда его пчеловодческий бизнес перестал быть нелегальным. В начале 90-х годов оказалось возможным осваивать другие сферы, оказавшиеся значительно более прибыльными, такие как производство и торговля алкоголем, однако бизнес этот в силу своей сверхприбыльности оказался криминальным по средствам (Б-К-Б). Одновременно оказалось выгодным инвестировать часть активов в производство лекарств (довольно логично для производителя прополиса с многолетним стажем) - опять тип Б-Б-Б. Но масштабное лекарственное производство требует существенных отношений с властью - тип Б-В-Б, а в процессе романа с властью выяснилось, что самым прибыльным является завышение цен на госпоставки, использование чужих лицензий без оплаты за них - воровство на бытовом языке - тип Б-В-К. К концу 90-х годов стало понятно, что статус "водочного короля" и "сомнительного фармацевта" как минимум неудобен. Необходимы и легитимизация, и новые возможности для собственно бизнеса. Происходит относительно успешная попытка перевода статуса во "властный", предприниматель Б. Становится депутатом парламента - тип В-Б-Б или В-Б-В, по крайней мере, - в искаженном зеркале российских медиа. Задача решена, восприятие бизнеса как криминального снято, можно на новом витке становиться типом Б-В-Б, то есть бизнесом по статусу, властью по методам и бизнесом по цели.

Или предприниматель А. В начале 90-х - высокопоставленный и некоррумпированный чиновник-реформатор - достаточно редкий тип В-В-В. В конце своей государственной карьеры собирает информацию и контакты, полезные для собственного бизнеса - тип В-В-Б. Уходит с госслужбы и активно использует полузакрытую информацию и изобильные политические связи для развития собственного бизнеса - тип Б-В-Б. В какой-то момент, по слухам, использует контролируемые им структуры для "отмывки" средств колумбийских наркобаронов - тип Б-Б-К. Когда вследствие различных причин бизнес оказывается "под ударом", активно инвестирует в политику, возвращая себе политическое влияние - тип Б-Б-В. Как только становится возможным, переходит в тип Б-Б-Б, оставляя при этом часть своих партнеров в статусах Б-Б-В и Б-В-Б.

Предприниматель В. Также был успешным чиновником, но из типа В-В-В ушел практически сразу, использовав свое положение и служебную информацию для успешных спекуляций с ценными бумагами и манипуляций с государственными кредитами - тип В-К-Б. Уйдя с госслужбы, попытался стать типом Б-Б-Б, однако оказалось, что для успеха на выбранном им поприще необходимо постоянно "выстраивать" отношения с государством, а для этого влиять на соответствующие властные решения - тип Б-В-Б или даже Б-К-Б (если речь идет о коррупции).

Предприниматель М. Также как Б., начинал в теневой экономике в конце 80-х - тип К-Б-Б. Как только оказалось возможным, стал активной фигурой в кооперативном и позже предпринимательском мире. Его торговля компьютерами и ширпотребом относилась к типам Б-Б-Б с некоторой примесью Б-К-Б (cправедливости ради надо отметить, что без нарушения законодательства не обходилось становление почти никакого бизнеса, поэтому о чистом типе Б-Б-Б можно говорить лишь с изрядной долей приближения). В первой половине 90-х обнаружил возможность практической реализации "схемы Понзи" - пирамидальной инвестиционной схемы и осуществил мошенничество грандиозных масштабов - тип Б-К-К - "бизнесом", как и все пирамидальные схемы" она была только по названию, а суть и цель были откровенно криминальными. Когда схема лопнула, попытался защититься, перейдя в политику - В-К-К или В-Б-К, но не сумел и скрылся от властей - К-К-К.

О роли политтехнологов

Переходы между типами иногда осуществляются незаметно, иногда сопровождаются громогласным пиаром и услугами политических консультантов. Кстати, именно здесь и кроется ответ на вопрос, который мучает довольно многих. Есть предприниматель X., затративший довольно много денег на услуги политконсультанта Y., чтобы безуспешно поучаствовать в каких-либо выборах. Да, он поднял свой рейтинг с 3% до 20%, но выборы-то все равно проиграл. За что он заплатил деньги и каков его доход? Предприниматель X изменил свой статус - положение в вышеописанной матрице и получил возможности для бизнеса в сферах, прежде недоступных для его прежнего положения. Что, естественно, сулит уже просчитываемые доходы.

О политике Путина и перспективах

Идет ли речь о демонтаже статус-кво 90-х годов, будет ли действительно наведен порядок во власти, сможет ли Путин превратить власть-бизнес во власть-власть? Ответа на этот вопрос пока что нет. И "власть" периодически" демонстрирует характернейшие примеры смешанных типов любых сортов В-...-..., и тенденции в бизнесе достаточно противоречивы, хотя есть много свидетельств тому, что "матрица диагонализуется", а значит Россия становится все более нормальной страной.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Обществоведение' (архив темы):
Евгений Голоцан, Карл Шмитт как зеркало российского парламентаризма /05.09/
Воля народа и общественное мнение - разные вещи. Пора от парламента (parler - говорить) переходить к реальной Думе, которая будет думать.
Михаил Ремизов, Парламент в постклассический век /04.09/
В Царской России Дума защищала государство от взрыва... Сегодня она защищает государство от всхлипа.
Алексей Бессуднов, Мятеж периферии /10.08/
"Мировая буржуазия" центра грабит "мировой пролетариат" окраин. Латиноамериканские социальные теоретики 60-х исследовали схему "центр - периферия", которая сегодня особенно актуальна (в том числе √ для России).
Александр Артемов, Конспирология как точная наука /12.07/
Тайные общества: от Тамплиеров до Римского клуба.
Элита - это не те, кто лучше, а те, кто правит /12.07/
Руглый стол. Суровый мужской разговор об "универсальных рецептах" оздоровления элиты ведут Вильям Смирнов, Виктор Алкснис, Алексей Зудин и Вячеслав Игрунов.
Максим Кваша
Максим
КВАША
kvasha@hotmail.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: