Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Вокруг власти / Политика / < Вы здесь
Смерть шантажиста?
Дата публикации:  18 Апреля 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

К иракской теме вчера добавилась новая тема досужих разговоров: за что убили Юшенкова? В большинстве своем все склонны талдычить о "политическом убийстве". Хотя сама возможность политического убийства в России сегодня весьма сомнительна - и была сомнительна даже в худшие времена начала девяностых. Тогда отстрел шел из-за денег: "мочили" несостоятельных должников, настырных кредиторов и, главное, делили сферы влияния. Сегодня подобный беспредел даже среди наших коммерсантов считается моветоном. А уж в политике сферы влияния с самого начала делили бескровно.

Тем более что ни о каком "влиянии" в случае Юшенкова речь не идет. Сатаров, Никонов и Бунин в своих интервью "Интерфаксу" обоснованно настаивали на том, что у "Либеральной России" перспективы как были, так и остались весьма незначительными. Тем не менее следует отметить, что убийство произошло сразу после победоносного сообщения: Либроссия будет участвовать в выборах, причем не Либроссия Березовского, а именно Либроссия Юшенкова-Похмелкина-Золотухина. Соответствующая пресс-конференция прошла при участии представителей Администрации Президента, Центризбиркома и Министерства юстиции, то есть победа (на этом - достаточно скромном - этапе) была недвусмысленно подтверждена. Однако неверно утверждать, что задача заказчика убийства состояла в том, чтобы воспрепятствовать политической деятельности партии: тогда бы имело смысл мочить всех троих. Возможно, конечно, Юшенковым попугали остальных двух сопредседателей... Но политические перспективы ЛР, повторим, настолько малозначительны, что едва ли здесь можно всерьез говорить о "политическом убийстве". Мало того: любой, кто говорит в этом контексте о политическом убийстве, может считаться соучастником преступления, поскольку пускает следствие по ложному следу.

Что же тогда остается? Деньги? Юшенков особыми "делами" не ворочал - это многие признают. В случае Старовойтовой, например, ходили слухи о "мешке с деньгами", который она якобы несла. Мешка позже не обнаружили. Предположительно, на "Старовойтиху" навел кто-то из ее приближенных, а "киллер" был и не киллером вовсе, а простым уголовником. Сколько, однако, было визгу по поводу "политического убийства"!

Здесь же действовал не уголовник, а опытный киллер. Шофера не стал валить, успел развернуться и убежать. Никто не увидел лица исполнителя. Пистолет и одежда были выкинуты. И вообще, по последним данным, киллер управился не четырьмя (как сообщали вначале), а всего одним выстрелом. Профессионал. Значит, речь идет о чем-то серьезном. Деньги, которые сейчас отпускаются на политику, чаще умещаются в мешке или в коробке из-под ксерокса. За такие деньги убивают уголовники. Да и, как уже сказано, не в моде сегодня так "разбираться". Что же остается?

Компромат. Выход на выборы - это ведь не только возможность на выборах победить. Это - возможность много раз выступить по телевидению. Причем вовсе не обязательно с агитацией. Можно выступить и с некими разоблачениями. Косвенно в пользу такой версии говорит то, что убили Юшенкова в день, когда партия "Либеральная Россия" официально объявила о завершении ее регистрации Минюстом, а вовсе не в сам день регистрации (информацию о регистрации ЛР с указанием имен всех троих сопредседателей Центризбирком обнародовал раньше). Но одно дело - решение ЦИК, а другое - решение самого Юшенкова действовать, заручившись поддержкой центральной власти.

Теперь встает вопрос: кого мог и хотел разоблачить Юшенков - и с какой целью? Первым на ум приходит, разумеется, Березовский. Он вообще слишком часто приходит первым на ум. Газета "Жизнь", например, вышла сегодня со статьей под заголовком "Где Березовский - там и смерть" (красиво перекликается с названием газеты). БАБ достаточно долго сознательно демонизировал свой образ - из пиарных соображений - и теперь может за этой демонизацией прикрыться: мол, меня в этом обвиняют, меня много в чем еще обвиняют, стоит ли слушать?..

Юшенков, общавшийся с Березовским довольно плотно, мог, очевидно, чего-то о нем порассказать такого, на что среагировал бы Интерпол, например. Но зачем? Скорее, не в деньгах здесь было счастье, а в маленьком админресурсе, который получила ЛР. Вполне возможна комбинация: мы тебе "ящик", а ты уж будь добр поговори о Березовском. Но тогда для убийства необходим момент шантажа (либо просто чьей-то болтливости, в результате которой Березовский узнал о планах Юшенкова и принял меры). Шантаж рассматривать интереснее, чем болтливость. Учитывая, что Юшенков не занимался денежными вопросами, он, скорее, потребовал от Березовского каких-либо политических уступок (или "политических", учитывая игрушечность нашей политики в сравнении с экономикой), так что с точки зрения самого трупа это убийство было, возможно, и правда, политическим. Но уж наверняка - не с точки зрения заказчика. За подробностями о реальных проблемах заказчика (если таковым был БАБ) можно обратиться на один из "конспирологических" сайтов.

Мы же подумаем и о прочих возможных кандидатах в заказчики: не БАБом единым сыт конспиролог. В свое время Юшенков, полковник запаса, возглавлял думский комитет по обороне. А до последнего времени был зампредом комитета Госдумы по безопасности. Тут тоже возможны варианты страшных тайн, которые центральная власть намеревалась предать гласности - особенно если учесть, что наших силовиков сейчас, перед выборами, активно перетрясают.

Но и в этом случае не следует вести речь о "политическом убийстве". Юшенкова убили не за то, что он был либералом и не за то, что он мог как политик перебежать кому-то дорогу. Дорогу своему "заказчику" он мог перебежать только как "публичный обличитель". Это, безусловно, имеет некоторое отношение к политике - но лишь косвенное. Как и вся наша "политика".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Вокруг власти' (архив темы):
Всеволод Жаков, Человеческий фактор /18.04/
Локомотивом иракской войны является не администрация в целом, не Конгресс, не американское общество, но конкретная группа людей, объединенных общей философией, в массе своей формально или неформально связанных с Министерством Обороны и разведывательными организациями, пользующихся поддержкой ряда инициативных аналитических центров. Лекция о тайных рычагах иракской войны.
На (двойном) дне /17.04/
Три источника, три составных части политики: легитимность, сила и компромисс. Колонка редактора.
Татьяна Вязовик, Чем грозит унификация социальных технологий /27.03/
Легитимность опирается прежде всего на традиции. Ослабленная легитимность может приводить к ослаблению консенсусной базы, вплоть до ее исчезновения. В этом случае индивиды получают моральное право на любые действия во имя достижения своих целей. Индивидуальный и групповой терроризм в этой ситуации оказывается оправданным интересами и целями групп и отдельных индивидов.
Юрий Солозобов, Пиар смутного времени. Окончание /26.03/
Народ, особенно в провинции, не желал верить в смерть "доброго законного" царя. Слухи о том, что он спасся от "лихих" бояр не прекращались, самозванческая технология получила дальнейшее развитие и, как водится, в упрощенном виде пошла в регионы.
Андрей Н. Окара, Царь и Бог (#4). Новая модель большого евразийского пространства. Окончание /25.03/
Сегодня СНГ уместно охарактеризовать как региональную международную организацию. Тем не менее, вопрос о превращении СНГ в устойчивую конфедерацию можно решить. Главная опасность для конфедерации на постсоветском пространстве - это "механический" москвоцентризм, ведущий к "полутораполярной системе".
Семен Добрынин
Семен
ДОБРЫНИН
Кандидат исторических наук

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: