Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Политэкономия / Политика / Экономические беседы < Вы здесь
Миры-регионы России
Дата публикации:  27 Февраля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Такие противоречивые регионы

Последний год с небольшим был периодом главенства политики над экономикой. Мы выбирали депутатов Государственной думы, президента и почти половину губернаторов. Очередной цикл больших выборов, повторяющийся каждые четыре года, подошел к концу, и теперь власть займется хозяйственной деятельностью.

Символично, что конец цикла ознаменовался добровольной отставкой губернатора Приморского края Евгения Наздратенко по хозяйственным, то есть экономическим, мотивам. Ведь отставка губернатора могла пройти и по другому сценарию, в России снова можно снять выборного главу региона. Это стало возможно, после того как начался новый, уже четвертый по счету за последние десять лет, этап развития федерации (см. справку "Этапы российского федерализма 1990-2000").

Территория, на которой разворачивается данный новый этап, - уникальна. Одна восьмая часть суши поделена на 89 административных единиц - от автономий до областей и краев. Россия - крупнейшая федерация в мире, причем субъекты федерации неравноценны в правах (к примеру, существуют автономные округа, которые входят в состав областей, но одновременно имеют статус субъекта федерации), по численности своего населения, богатству минеральными ресурсами и просто собственной площади. Так, в Москве проживает не менее 8,5 млн. человек (московская агломерация насчитывает до 15 млн. человек), а больший по территории Эвенкийский АО имеет всего 20 тысяч жителей. Одним из лидеров "по площади" является Якутия - 3,1 млн. кв. километров. Причину такого видового разнообразия надо искать в истории административно-территориального устройства (см. справку "Формирование административно-территориального деления России").

Неудивительно, что Российская Федерация часто становится предметом пристального изучения экономистов, политологов и социологов. Цель их изысканий, как правило, сводится к ранжированию 89 отрезков федерации. Одни смотрят на экономические показатели, другие разбирают этнический состав населения или сравнивают результаты выборов всех уровней по регионам, высчитывая их вес в общефедеральных выборах.

Результаты исследований можно прочитать в большинстве популярных журналов - Профиль, Власть, Эксперт, - которые ежегодно публикуют рейтинги инвестиционной привлекательности регионов, размещают информацию о выборах глав администраций. С апреля этого года Министерство финансов будет публиковать государственный долговой рейтинг регионов (так называемые выписки из долговой книги Минфина), сверяясь с которым внутренние и внешние инвесторы будут принимать решение о выдаче кредитов российским областям и краям. Не ставя под сомнение ценность и полезность данных исследований, заметим, что их общим и существенным недостатком является то, что общей картины о том, какие это регионы, как они связаны друг с другом и влияют друг на друга, они не дают. Изучая эти работы, вы словно смотрите на кусочки большой мозаики, которая целиком вам не знакома. Из-за этого регионы предстают в совершенно неожиданном противоречивом свете.

Например, Татарстан и Башкортостан не в чести у политологов: анализ хода выборов бесполезен, волеизъявление их населения, точнее методика его учета, не укладывается в рамки традиционных подходов к выборам. Проще говоря, анализ данных выборов в Федеральное собрание и Президента РФ не позволяет говорить о какой-либо четкой тенденции или черте электорального поведения населения данных территорий. Зато они прямо указывают на подконтрольность народного волеизъявления и процесса его учета региональным властям, ничем другим нельзя объяснить смену предпочтений немалой части избирателей с движения "Отечество - Вся Россия" на прокремлевское (отстаивающее интересы Центра) "Единство".

В то же время в рейтингах инвестиционной привлекательности и Татарстан, и Башкортостан порой занимают строчки выше, чем более демократические субъекты федерации. Конечно, есть Нижегородская область, где относительная демократичность и инвестиции получают высокие оценки всех исследователей. Но равно существуют и Приморский край, и Псковская область, где, казалось, все должно развиваться как нельзя лучше, но год от года они числятся в списках депрессивных регионов.

Не снимает противоречий и экономический анализ, вроде бы избавляющий нас от политики и ее условностей. Кузбасс, наделенный углем и развитой инфраструктурой, обслуживающий львиную долю энергетиков и металлургов живет далеко не так, как должен существовать регион располагающий такими условиями. А Хабаровский край, соседствующий с Приморьем, но не имеющий таких же географических и ресурсных богатств, умудряется провести очередную зиму со светом и теплом.

Наконец, социологи, всегда корректно указывающие погрешность собственных исследований, могут только предполагать, почему Санкт-Петербург - лидер по различным финансовым и коммерческим инновациям - живет намного хуже столицы. Имея в своем распоряжении не только сравнимое по уровню образования население, но и куда больше культурных памятников вкупе с выгодным географическим положением. Северная Пальмира каждый год соревнуется с Москвой даже в части доходов от туризма. В чем же дело? Почему так?

Ответ лежит на поверхности: любое исследование и сравнение регионов по тем или иным выбранным категориям должно быть исчерпывающим и максимально полным. Однако в реальной жизни следовать данной максиме невозможно. Экономисты, работая по данным Госкомстата, не могут точно учесть ни теневого сектора экономики, ни таких показателей, как ожидания или планы населения регионов. Социологи не могут опросить всех, они работают с выборкой. Более глубокий анализ требует длительного времени и все равно не будет точным, ибо люди не всегда искренн, а текущие события постоянно вносят свои коррективы в их оценки и ожидания. Политологи в своих изысканиях ограничены временем предвыборной гонки, после которой их изыскания уже не востребованы, а самые полные исследования большинства из 89 регионов требуются только два раза в четыре года во время парламентских и президентских выборов. Так что по-настоящему полная картина регионов, их перекрестного влияния друг на друга и взаимосвязей между ними, до сих пор не находит спроса на рынке аналитики.

По следам Фернана Броделя

Между тем альтернатива доскональному исследованию тех или иных достоинств регионов существует - это комплексный анализ. Его основное отличие от факторного анализа или социоисследования в том, что цель исследования не в выявлении и учете ряда позиций, а в указании и объяснении тех или иных связей между различными явлениями. По форме и содержанию такое исследование похоже на "жизнеописание" региона, где его история объясняет и политические, и экономические особенности, а вывод о тех или иных его качествах делается на основе анализа прошлого региона и прогноза на будущее.

Такой подход близок к методике Фернана Броделя, сторонника концепции миров-экономик. Описывая могущество и расцвет тех или иных регионов, он анализировал политические и экономические аспекты их развития вместе с их географическим положением и историческими особенностями того или иного периода Всемирной истории. Простейшим методом ранжирования регионов в такой системе было географическое разделение.

Учитывая размеры российской территории, ее климатическое разнообразие, а также историю территориального развития, в самом упрощенном виде Россию можно представить в качестве трех миров-экономик, или регионов-экономик - "западной", или Центральной, России, Урала и Западной Сибири и Дальнего Востока вместе с Восточной Сибирью. Такое деление можно взять за основу комплексного анализа, поскольку это фактически три экономических анклава России, относительно независимых друг от друга. Неслучайно Збигнев Бжезинский именно так видит будущий раскол России. Другим способом деления может служить близость к основным маршрутам транспортировки грузов или место, которое политическая элита данного региона занимает на общефедеральном уровне (вспомните днепропетровское лобби Брежнева, ставропольское - Горбачева, свердловское - Ельцина и питерское - Путина) (также см. справку "Региональные элиты у власти").

Причем Бродель особо указывал в своих исследованиях, что ни один из взятых им на вооружение факторов не является определяющим, только их сочетание давало шанс на развитие тем или иным мирам-экономикам. Внутри стран и регионов он также выделял доминировавшие города или связки регионов-лидеров, которые можно считать внутренними мир-экономиками. В России история не раз выносила на обсуждение проекты, аналогичные созданию Дальневосточной республики. Последней заявкой на миры-регионы стали "суверенные" Башкортостан и Татарстан, а самым ярким из них остается проект Уральской республики, выдвинутый губернатором Эдуардом Росселем. В определенной степени создание семи федеральных округов, можно расценивать как проект миров-экономик "сверху".

Такая политика - это реакция на аналогичные тенденции, не контролируемые федеральным центром. Например, блокирование региональных элит и появление региональных политиков, претендующих или в силу амбициозности, или волею обстоятельств на общефедеральный статус. То, что это не выдумки, показывает прямая поддержка губернатора Хакасии Алексея Лебедя соседним Красноярским краем, где главой администрации является его брат, генерал Александр Лебедь. Судьба Краснодарского края и юга России в целом также складывалась бы куда драматичней, не руководи ей Николай Кондратенко, внедривший механизм плавной передачи власти "по наследству" и ловко взявший на вооружение образ врага в лице абстрактного сионизма вместо конкретного Северного Кавказа.

Простейшими формами регионального политического процесса, лежащего в основе федеративных отношений в России, стало формирование региональных ассоциаций. Так, регионы вокруг Волги вошли в ассоциацию "Большая Волга", а на Урале действует так называемое "Уральское соглашение" (см. справку "Региональные ассоциации России").

Такое взаимодействие неправильно объяснять только узкополитическими интересами губернаторов, здесь в игру вступает комбинация различных факторов, определяющая место и роль тех или иных миров-регионов в современной России. Ее карта, представленная в виде таких объединений, намного интересней и куда четче показывает реальный расклад регионов, нежели официальное лоскутное одеяло из 89 отрезков федерации или фрагментарные исследования регионов.


Приложения:


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Политэкономия' (архив темы):
"Экономические беседы". Введение в рубрику /19.02/
Экономическая мысль подменена экономической верой, гильдия экспертов норовит стать сословием жрецов... Действительность сурово мстит.
Георгий Микерин, Понятия новой экономики по-русски: уничтожение стоимости, прибедненность и оглупление /19.02/
Если бы российский ВВП был произведен в одной из стран с развитой рыночно-правовой экономикой, то он мог бы получить рыночную оценку в пять раз большую по стоимости. История дает России последний шанс попытаться спасти искусственно обесцененную промышленность. "Экономические беседы". Введение в рубрику.
Петр Кирьян
Петр
КИРЬЯН

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы:





Рассылка раздела 'Экономические беседы' на Subscribe.ru