news:soc.history.what-if Все о Вебе да о Вебе!.. А вот сегодня для разнообразия о Юзнете. Но для затравки - перевод отрывочка из романа удивительного украинского писателя Юрия Андруховыча "Московиада". (Украинский поэт Отто фон Ф., проживающий в Москве в 1991 году, заходит перекусить в "Закусочную" на Арбатской площади. Если кому интересно дочитать отрывок до конца - посмотрите у меня на тартуском сервере.)Высмотрев свободное место возле какого-то маниакального депрессанта, меланхолически цедящего какао из стакана, ты пристраиваешься рядом.
Так вот - юзнетовская группа soc.history.what-if как раз посвящена сослагательному наклонению в истории. Что было бы, если бы Троцкий, а не Сталин сосредоточил бы в своих руках, как было сказано где-то, необъятную власть? Что было бы, если бы монголы двинулись бы в Западную Европу? Что было бы, если бы в гражданской войне победили конфедераты, а не Красная Армия? Что было бы, если бы тунгусский метеорит разрушил одну из столиц мира? Если бы в 1825-м декабристы взяли власть в руки? Если бы Германия в XIX веке имела много колоний в Африке? Если бы Ельцин проиграл свои первые выборы? Если бы Ельцин выиграл выборы в 2000 году? - впрочем, стоп, тут мы уже переходим от альтернативной истории к футурологии (хотя последняя является, кажется, разделом первой). Группа, как вы понимаете, англоязычная. Но все темы, перечисленные мной (кроме последней), там в разное время обсуждались. Поклонники альтернативной истории имеются и на Вебе, но в Юзнете все гораздо живее. Это, собственно говоря, единственная группа, на которую я подписан (хотя читаю нечасто), - на ее фоне такими скучными представляются русские "политические" группы, что я на них и ссылок ставить не буду.
- Приятного аппетита, - говоришь ты. Но он на это ничего не отвечает, только эдак через минуту задумчиво произносит в сторону куда-то - как будто бы и не тебе:
- Вот вы мне приятного аппетита пожелали. Но сделали это неискренне, во-первых, потому, что вам до меня нет никакого дела, во-вторых, потому, что вы прекрасно знаете, насколько неуместно это пожелание в таком месте и за такой едой. Все меньше воспитанных людей вокруг нас. Традиционные русские пожелания теряют свой смысл. Видите, то, что я пью, называется "какао". Но разве это на самом деле какао? Это вискоза, стекло, свинец, песок - все что угодно, только не какао!..
Молча начинаешь войну со скользкой курицей. Главное - не втягиваться в дискуссии с сумасшедшими.
- Единственная тут воспитанная женщина - это старенькая уборщица, - сообщает тем временем депрессант. - Ей сто пятьдесят лет. Это графиня Лидовских. Она танцевала вальсы с покойным государем императором Александром Вторым. Какая мощная и высокая культура!
- А с двумя следующими императорами? - все-таки спрашиваешь ты, пережевывая куриную лапу.
- Что вы имеете в виду?
- Танцевала ли она с двумя следующими императорами - Александром Третьим и Николаем Вторым? Состояла ли она в интимных сношениях с Гришкой Распутиным? Пошла ли она в сестры милосердия во время первой мировой войны? Бежала ли в Крым под защиту Врангеля в гражданскую? Подвергалась ли преследованиям чека, огепеу, энкаведе, кагебе? Копала ли она траншеи под Москвой летом и осенью сорок первого, когда ей стукнуло ровно сто? Принимала ли она участие в послевоенном восстановлении народного хозяйства, освоении целины, запуске первого искусственного спутника Земли, XXII съезде КПСС? Понесла ли она моральный ущерб в годы застоя? Как встретила она ветер обновления и плюрализма мнений?..
Депрессант вытаскивает из пожелтевшего портфеля початую бутылку "КВН" - крепкого виноградного напитка.
- Я вижу, вы кое-что понимаете, - заговорщицки подмигивает он тебе. - Угощайтесь.
Незаметно для других ты припадаешь к кавеэновскому горлышку. Делаешь один, два, три, четыре глотка. Несусветная гадость! Ты еле переводишь дух.
- Я рад, что современная молодежь кое-что знает про нашу историю, - оживает депрессант. - Про нашу героическую историю. С вашего позволения, - и он прикладывается к бутылке.
- Но история могла бы быть другой, - сообщает он после того, как запил кавеэн несколькими глотками вискозы, стекла, свинца, песка - только не какао.
- Могла, - решительно соглашаешься ты. - Но и такая неплоха!
Появляется несколько цыганят с протянутыми руками, и ты даешь им свой кусок хлеба. Возмущенные, они отходят прочь.
- Историю не выбирают, - почему-то заявляет депрессант.
- И поэтому она не могла быть другой, - соглашаешься ты с ним.
- Хотите еще? - знакомая бутылка вновь выныривает из портфеля.
- Не вижу причин. Чтобы отказываться, - цитируешь ты одного знакомого остряка. И снова вливаешь в себя омерзительный "виноградный напиток".
- Меня до сих пор удивляет, почему в нашей истории все произошло именно так, а не иначе, - говорит депрессант, выдержав паузу после доброго глотка.
- Действительно, - киваешь ты головой, - есть чему удивляться! История могла бы пойти совсем по-другому...
- Могла, - соглашается депрессант. - Но лучше пойти не могла бы.
- История не знает субъюнктива, - объясняешь ты ему. - Сослагательного наклонения. Ферштейн?
- Яволь, майн фюрер! - отвечает на это депрессант, и вы вдвоем начинаете хохотать.
К теме сослагательности в истории. Довольно забавно слушать, когда пытаются объяснить, что такое "киберпанк". Почему "кибер", понятно - очередное определение литературы по теме, вроде "роман из жизни сталеваров". А вот с "панком" неясности. Если суммировать те объяснения, что я слышал, то обнаруживается, что версии двоятся. То ли герой панк (хакер в какой-нибудь футурологической сетевой разновидности), тогда выходит что-то вроде "романа из жизни сталеваров-хулиганов". (Мне приходилось такой читать, про дружинников. Назывался он "Изгнание Василия Зюзина" - страницы с кульминационными сценами из книги были вырваны, зато на первых ста страницах все буквы "о" были закрашены красной пастой.) А может быть - автор панк и творческий метод его соответствующий. Но как-то ничего панковского в уверенно клепающем стандартный американский сци-фи Гибсоне я не обнаружил. Не говоря уж об отечественных авторах, тяготеющих к мозговой игре в духе Карла Иваныча Кастанеды или Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ("органчик" помните? чем не киберпанк?). Я уж не говорю о той разновидности, где добро утомительно побеждает зло, - это, как правило, просто очередной "русский Гибсон". В общем, пустой какой-то термин. Когда в России начали играть в "Цивилизацию" Сида Мейера, никто сперва ничего не заметил. Однако постепенно странные признаки проникновения этой компьютерной игры в жизнь все настойчивее стали заявлять о себе. Впервые я задумался над этим, прочитав книгу Жириновского. Идея "последнего броска на Юг", поиска плодородных вечно цветущих земель... Что-то мне это напомнило... Дальше - больше. Все чаще в масс-медиа стало мелькать загадочное слово "геополитика". Даже комитет думский такой организовался. Ну а когда начали Храм Спасителя восстанавливать, все стало абсолютно ясно. Те, кто игрывал в "Цивилизацию", понимают, о чем я. Помните, насколько уменьшает строительство собора количество недовольных? Тут разъяснилась и загадочная геополитика. Да Господи Боже мой - ясно, чем они там заняты. Режутся фракционно в "Цивилизацию" по Сети... "Явлинский, ты стал вождем "Яблока"... Пусть правление твое будет долгим и счастливым..." - "Зюганов хочет поговорить с тобой". - Дать ли математику фракции "Народовластие"? - ЛДПР построила Обсерваторию Коперника... "Женщины России" полетели в космос. Ну а компьютер за кого играет, спросите вы. Тоже ясно, как Божий день, - за исполнительную вертикаль играет компьютер, кто еще думцев снабжает оргтехникой и программами? Чеченская кампания тоже укладывается в этот сценарий. Варвары, красненькие такие. Это вот - тоже киберпанк или уже шизофрения?
Позволю себе уж заодно небольшой мемуарный фрагмент о сослагательном наклонении. Как-то после лотмановского спецкурса то ли после заседания кафедры, году в 89-90-м, мы во главе с профессором пошли в кафе. За кофием вдруг почему-то зашла речь о том, как бы повели себя разные русские писатели, доживи они до 1917-го. Помню, мы решили, что Чехов несомненно был бы среди левой части белого движения. Толстой сидел бы в Ясной, охраняемый чекистами, чтоб не ушел. Вдруг профессор оживился и спросил меня: "А как вы думаете, что делал бы Тютчев?" Я промямлил что-то насчет того, что бежал бы в Берлин, писал бы памфлеты по-французски, а потом менял бы вехи. "Нет! - радостно возразил Юрмих, - он служил бы в Наркомпросе и тщательно скрывал бы свое знание иностранных языков".
Новости такие - Лена Тальберг решительно вырвалась вперед, оставив далеко позади Кузнецова вместе с моноклем. У Лены теперь 28 баллов, что переполняет меня в очередной раз гордостью за Эстонию. Поскольку оный Кузнецов не распознал Александра Добролюбова, того самого, что почти сто лет назад бросил Петербург и литературу и отправился по Руси странником. И хотя после того вышло у него, если я ничего не путаю, две книги, он так и не вернулся к mainstream'у и окончил дни свои в начале сороковых (кто, впрочем, знает?) азербайджанским печником. Вообще же - правильных ответов было много, что доказывает высокую популярность НЛО в массах. По крайней мере 27-го номера, по которому (с учетом примечания к статье о Добролюбове, поправляющего всегда казавшийся мне неловким стих) я и цитировал Добролюбова. А тебе, Сережа, - стыд и позор, наверстывай!Задание этого тура посвящается Аркадию Борисовичу Блюмбауму, частенько декламировавшему нижеследующие стихи в свойственной ему высокоартистической манере. Просьба к читателям, не знающим, кто автор: даже если вы презираете конкурсы и не играете в эти игры, сделайте одолжение, попробуйте угадать с точностью до 30 лет время написания (используйте для этого ту же форму внизу). Мне это нужно по некоторым соображениям.
Непогода - осень - куришь,
Куришь - все как будто мало.
Хоть читал бы, - только чтенье
Подвигается так вяло.
Серый день ползет лениво,
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
Сердце стынет понемногу,
И у жаркого камина
Лезет в голову больную
Все такая чертовщина!
Над дымящимся стаканом
Остывающего чаю,
Слава богу, понемногу,
Будто вечер, засыпаю...
Удачи!
Этот тур Игры завершен. Участвуйте в последнем туре!
Почему postscriptum в середине? Потому что он относится к прошлому выпуску "Ссылки". Я задавался вопросом, куда повернуто лицо других стран, если Эстония "смотрит в Европу", а Россия то ли тоже смотрит, то ли норовит отвернуться. И вот немедленно получил от Шауля К. разъяснения относительно израильской ситуации. Оказалось, тут, как водится у евреев, все непросто - на культурные метафоры накладываются метафоры языковые:Лицо обращено на Восток. Слово kadima, которое в современном иврите обозначает "вперед", имело в библейском (и постбибл.) языке дополнительное значение "на Восток" и именно поэтому в диаспоре иногда трактовалось как призыв к возвращению в Эрец-Исраэль. Рифма к Европе, естественно, смотрит на Средиземное море, одно из названий которого - ha-iam ha-aharon, то есть море "последнее" или "заднее". (В современном иврите применяется обычно другое название - ha-iam ha-tihon, т.е. "среднее" или, еще точнее, "промежуточное".) Слева (на иврите - smol), таким образом, находятся Турция и Восточная Европа, а с правой стороны (правая сторона - iamin), как вы уже догадались, - Йемен. Таким образом, первоначальная ориентация, отраженная в языке, находится в оппозиции актуальной геополитической ситуации.
Впрочем, языковой аспект я просто упустил. В русском ведь слова "восток" и "запад" тоже скрывают ориентационную (солярную, как, наверное, и в ивритском случае) семантику. С этим, кстати, согласуется гипотеза о связи слова "север" с индоевропейским *-seu = "левый". Второй постскриптум касается романа Д. Болотова и реакции на мой вопрос. Откликнулись пока, увы, только читатели, владеющие "ключом". Один из них ругал автора на чем свет стоит, настаивая на том, что Парников сам во всем был виноват. И правда - я хорошо помню этот случай. Но я вовсе не имел в виду достоверность повествования. Скорее - правдивость изображения процесса протекания жизни. Как вот ботинки протекают или крыши. Для нас, которые с ключами, это затмевается личным интересом, но я как раз и призывал отвлечься от личного. А возразить я и сам могу - никто мне романов не запрещал. Другой мой корреспондент высказал скепсис по поводу романа: тонко заметив, что ключи у всех разные, он все же сомневается, что читатель безо всяких ключей заинтересуется книгой. И хотя у меня есть пример такого читателя, я от выводов воздержусь и подожду хотя бы голосования в конкурсе "Арт-Тенета", где болотовский опус фигурирует в категории "Романы".
http://www.word.com/place/russian_tattoos/
Недавно мне случилось наконец посмотреть Pillow Book (фильм, демонстрирующий явное влияние Windows95), так что это место, посвященное русским тюремным татуировкам, я увидал сквозь призму англо-японских фантазий. Странный эффект получается - проверьте сами! Иллюстраций не очень много, но есть описания. На английском языке, как писали на пластинках времен нашего детства. И довольно легкомысленные. Зато среди фотографий попадаются шедевры.http://tattoo.ru/
А вот наш родной сервер на тему татуировки модной. Совсем не впечатляет - может, попозже там чего и появится.http://www.winnipeg.freenet.mb.ca/~vbu053/Anton_Chekhov.html
Просто и скромно - The Anton Chekhov Page (Канада, английский). Ссылки, фотографии, тексты. Стыдно? Стыдно. Впрочем, среди ссылок есть и русские.http://people.weekend.ru/nazi/
Имеются ссылки на собрание параноидальных текстов и коллекцию карикатур (преимущественно антисемитских), а также гостевая книга; впрочем, автор предупреждает:
Я не обязался только про приятное писать. Эта страница - вполне неприятная. Хозяин не называет своего имени, зато рекомендуется русским националистом и подписывается Коловратом. Впрочем, в Клубе Патриотов он значится как Гривцов Андрей. Всего же в клубе собралось с десяток патриотов."В гостевой книге запрещается:
Раздел "Мода" переименован недавно в "Наци-стиль". Понятно - "мода"-то слово нерусское... не то что "наци" и "стиль". Рекомендуются тяжелые ботинки. Также работает чат, но я не решился туда заходить. Хорошенького понемножку, как сказал Наполеон, покидая Москву. Впрочем, если вы сегодня отправитесь по указанному адресу, ничего из вышеописанного там не обнаружите - все только что удалено администрацией сервера weekend.ru с мотивировкой "как не соответствующая установленным Правилам". Ознакомившись с Правилами, я предположил, что "Страница Русских Националистов" подпала под пункт, запрещающий "размещение на персональной странице материалов, пропагандирующих любые действия, противоречащие российскому законодательству". Видимо, не я один на эту страницу набрел.
- Оскорблять весь русский народ в целом и авторов сайта в частности.
- Выражаться нецензурными словами.
- Пропагандировать чуждую русским иностранную культуру.
- Насмехаться над русскими патриотическими организациями. В особенности над нашими друзьями из РНЕ и ПАМЯТИ.
- Угрожать авторам сайта".Вопрос о цензуре в Интернете обсуждался так много раз, что я ни слова не скажу по этому поводу (хозяева сервера, предоставляющего бесплатное место на вебе, несомненно, имеют право распоряжаться своим диском). Вспоминается при этом анекдот о похожем на Маркса мусорщике, которому велели сбрить бороду. Он, помнится, отвечал: "А мысли я куда дену?"
А за наци не беспокойтесь - переедут на geocities или tripod. И пойдут оттуда сеять ветер.
Как там у служащего Наркомпроса? "Ужасный сон отяготел над нами,/ Ужасный, безобразный сон..."