dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 16 марта 1998 года

Место
www.developer.com/directories/pages/dir.java.html

Сколько же можно о гуманитарном? Я - юзер, человек эпохи джаваскрипта что ли, и ничто юзерское мне не чуждо. Ну, по крайней мере, кое-что не чуждо точно.

Множество ссылок на нечуждые интерактивные программы на разных мелких прикладных языках собрано на официальном сайте Gamelan, недавно сменившем свое имя. (Соответственно, все изложенное далее может быть практически интересно только тем, кто сидит за мощными компьютерами с хорошей связью. Остальных приглашаю отнестись, как к ресторанной критике.)

На Gamelan'e поражает как разнообразие программ, так и их полная нефункциональность. Если где и бывает чистое искусство - так в этой прикладной области. Судите сами:

Одно из джава-пианино. Не очень, правда, понятно, кому оно нужно, если есть куча бесплатных и гораздо более эффективных программ, работающих локально и не требующих связи с Северной Америкой. Однако работает потихоньку.

Вовсе необъяснимый проект - говорящий голландский счетчик посещений страницы. Вспоминается запись Л. Чуковской - Ахматовой во время болезни делали уколы морфия, и она недоумевала: "Совершенно не понимаю наркоманов. Появляется экран, а на нем - огромная зеленая муха. Ну кому интересна зеленая муха?"

Кому интересен говорящий голландский счетчик? Даже если говорит по-английски (с неизъяснимыми интонациями).

Программка для начинающих звонарей (канадского производства). Иной раз работает, иной - нет. Но думаю, что это мои проблемы.

Дикий совсем проект - автомат по производству обволакивающей музыки. Датского производства, натурально.

Ну ладно, музыка. А вот перейдем к изобразительному искусству. Во-первых, конечно, спирограф. Если вы в детстве не играли в такую игру, мне вас искренне жаль. Потому что завораживает, как любое рождение порядка из хаоса. Вроде как бессмысленно прилагаешь мышечные усилия, а выходит красота несказанная. Наверстайте уж в Интернете.

Во-вторых, для любителей на стенах писать (вообще-то, среди моих читателей таких вроде бы нет, но зато, несомненно, есть интересующиеся жанром) - виртуальные граффити для канализации нездоровых сил.

Забавно, что бесплатно писать на кибер-стене можно только неделю, потом изволь платить по пять американских рублей в месяц. Не очень понятно, за что именно - стен-то навалом вокруг. (Внимание: в процессе написания на публичной стенке незамысловатого слогана "Пушкин - это наше все!" мой Нетскэйп умер. Русофобия везде одна и никакой всемирной отзывчивости...)

Далее - программка, рисующая рожицы и основанная на статье Хермана Черноффа с многообещающим названием "The use of faces to represent points in k-dimensional space graphically", Journal of the American Statistical Association (68:361-367). Рожицы, положим, очень милые, но тоже вполне можно обойтись без джавы в этом деле.

Едва ли не единственная в этом разделе программка, имеющая действительно прикладное значение, - это милейшая имитация движения электричек в SF Bay Area.

Признаюсь уж сразу, что писал этот раздел Ссылки в последнюю очередь и, взглянув на часы, понял, что расписание тартуских не оживленных джавой автобусов меня поджимает. Так что если вам покажется этот выпуск слишком коротким, шлите рекламации не в Русский Журнал, а в автобусный парк нашего славного города и в корпорацию Sun Microsystems, разработавшую этот прекрасный язык программирования.

Глупости
Вернемся, пожалуй, к разговорам об интертекстуальности, преднамеренности или непреднамеренности аллюзий и прочих профессиональных тонкостях.

Когда после смерти первой жены Достоевский записывает:

он, несомненно, ни на какое читательское восприятие не рассчитывает и вряд ли сам осознает, что эта запись содержит аллюзии на два державинских стихотворения, написанных после смерти первой жены Гаврилы Романовича (оба - о ласточках).

Тем не менее это, кажется, может кое-что сказать читателю о Ф.М., его отношении к Державину и к литературе вообще.

Интересно, что коллеги, с которыми я поделился этим наблюдением, сочли его сомнительным и отчасти кощунственным. То есть позволительно было бы спонтанно выразить свою скорбь, может быть - прибегнуть к какому-нибудь общему месту, а вот литературу отдай литературе, и жену-покойницу реминисценциями не замай.

Слова
На семинаре, слушая студентку и обсуждение ее доклада, параллельно подсчитал: сакраментальное "как бы" за полтора часа было произнесено 47 раз. Три раза произнес его я сам.

Я попробовал поискать "как бы" на Вебе, но ни одна поисковая машина этой гадости не признает (на их жаргоне это называется "стоп-слово"). С другой стороны, зачем искать - Интернет ведь сам по себе некоторое "как бы".

Альтависта, впрочем, не обремененная русским языковым сознанием, но снабженная неплохим синтаксисом, вылавливает некоторое количество "какбы" (проверьте сами - довольно забавный список), но разве Альтависта, туды ее в качель, search дает? База данных у нее маловата для нас.

На этого словесного паразита в последнее время обрушиваются все кому не лень, справедливо усматривая в нем черты постмодернистского дурного влияния. Доходит до смешного: как-то я с утра смотрел по телевизору, как беседует ведущий одной "живой" телепрограммы с молодым человеком, известным журналистом из таблоидных изданий. В студии раздается звонок - некоторая дама благодарит участников беседы за высокую культуру устной речи, в частности за то, что они "ни разу не употребили отвратительное выражение "как бы"".

А я как раз уже пять минут к тому времени пребывал в задумчивости по поводу выражения "как бы отец мой", промелькнувшего в речи журналиста.

В чем притягательность "какбы"? Кажется, в том, что оно позволяет хотя бы отчасти снять с говорящего тяжкий груз ответственности за свои слова. В определенном смысле "какбы" - "волшебное слово". Вот как навроде приходишь в банк деньги менять, и пока барышня их проверяет на подлинность, заранее принимаешь такой независимый вид на случай неудачного прохождения теста.

"Как бы", конечно, - эквивалент кавычек, знак стыдливой неуверенности в собственном слове, присвоение ему статуса как бы чужого. В этом смысле оно закономерно противостоит другому выражению, господствовавшему в начале восьмидесятых и до сих пор бытующему, - "на самом деле". И то, и другое не относится к конкретному слову, но характеризует весь дискурс, как бы все высказывание заключая в как бы кавычки. "Насамомделе" произносилось с некоторым упором и взглядом в глаза собеседнику, "какбы" - стыдливо и a parte.

Но меня гораздо больше другое занимает: "как бы" - одно из любимых тютчевских словечек:

Вот, значит, кто у нас самый главный постмодернист и самый актуальный современный поэт!
Выписка
Л. Гроссман как-то написал о Тютчеве, что "ключ камергера скрывает у него кокарду республиканца". Я до сих пор бьюсь над вопросом - то ли пошутил Гроссман, то ли так увлекся риторикой, что действительно забыл, что ключ камергеры носили на заднице.
Игра

Правила игры.

Ну вот, прошли десять туров игры, и можно подводить итоги.

Но сперва о предыдущем туре. Стихотворение принадлежало Евгению Милькееву, малоизвестному московскому поэту второй трети прошлого века, сибиряку, самоучке и самоубийце. Излишне говорить, что никакого расчета на узнавание автора здесь быть не могло. Хотя это стихотворение и перепечатывалось в томе "Поэты 1840-50 годов" большой серии "Библиотека поэта" (а потом, кажется, вышел и отдельный сборник Милькеева), но и эти книги - не из настольных. Провокативная цель моя была - еще раз обмануть читателя. И правда, не всегда разберешь, где романтики, а где - символисты. Во всяком случае, последние преобладали в ответах читателей. На первом месте по частоте упоминания - Сологуб (что демонстрирует осмысленность ответов - тема губительного дня для Сологуба лейтмотивна), на втором - авторы конца XIX века (Надсон, Фет, Фофанов, Случевский, Апухтин, К.Р.). Два раза упомянут Тютчев, действительно оказавший влияние на Милькеева.

Гипотеза: если бы стихотворение было написано менее экзотическим размером, виртуальная атрибуция переместилась бы в эпоху романтизма, тогда бы Тютчев, пожалуй, лидировал, а вокруг были бы другие поздние романтики. В общем, это была, как говаривал чемпион пионерлагеря "Антей" по пинг-понгу Сергеенко С., "подачка-неберучка". В дальнейшем я от таких радикальных экспериментов воздержусь, конечно.

Итак, последний тур не внес изменений в результат. В конкурсе победил А. Климешов. С чем и поздравляю его.

Как вы помните, я устроил голосование по поводу судьбы этой игры. Предлагалось выбрать один из трех вариантов - закончить ли ее немедленно, продлить до конца года или же продолжить до конца тысячелетия. Итоги всенародного голосования по состоянию на вечер четверга (12.03) таковы: за продолжение до конца года и за немедленное погружение проекта в Лету высказалось одинаковое количество читателей (4, или ровно по 25%). Остальные 50%, очевидно, хотят посмотреть, наскребу ли я заданий еще на два года еженедельных игрищ. (Пока я писал этот выпуск, пришло еще одно письмо с предложением продлить игру до конца века. Так что наш традиционный экстремизм побеждает.) Между тем дела призывают меня в дорогу, поэтому возобновить игру придется уже в апреле, а следующие две "Ссылки" (изготовленные впрок) будут укороченные и без стихов.

Однако, проконсультировавшись с редакцией Русского Журнала, я все-таки решил, что нечестно было бы оставить победителя из первопроходцев без награды. Александра ждут пять "Пушкиных" и подписка на следующие номера 1998-го года.

По жизни
Гениальная фраза попутчицы-старушки в черной лоснящейся телогрейке искусственного меха и сером платке (услышанная в поезде "Псков-Таллин" - тогда еще с одной "н", году в 86-м):

"Я - ровесница Райкина. Вот помрет Райкин - и мне капут!"

Вот это и есть мифологическое мышление.

Закладки

http://people.weekend.ru/Brezhnev/

http://vladivostok.com/rus_mag/eng/N_2/1BREZH.HTM

http://www.users.interport.net/~lana/link/brezhnev.html

http://www.ida.liu.se/~vaden/communism/secr.html
Все ссылки ведут к страницам, посвященным памяти верного ленинца и выдающегося борца за мир Л.И.Брежнева. Все, кроме первой, по-английски, даже владивостокская.

Вот ведь странно как: казалось бы, Леонид Ильич так и просится в герои сайта. И даже в Интернете можно некоторый строительный материал найти (кое-какие ссылки найдете на этих страницах). Ан нет - нету Брежневской Страницы. Даже на зюгановском сайте нет. А ведь мудрый Д.А.Пригов не зря сравнил Леонида Ильича с Кутузовым, о котором даже в апологетической книге Бантыша-Каменского честно сказано, что любимым его занятием в детстве был сон, но который тем не менее одержал победу над коварным Бонапартом.

Если читатели помнят приведенные в одном из предыдущих выпусков выписки насчет Дун Хайчуаня и Крылова, то поймут, о чем я.

www.russ.ru
©1998 Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100