telnet://rmud.net.ru:4000 Изделие народных мастеров - полностью русифицированный, простите, MUD. Прочитав в последнем номере журнала "Интернет" об этой забаве взрослых шалунов, вспомнил я старинные времена, когда адрес мой заканчивался на vask.ut.ee, терминалы назывались VT100, а операционка - VAX. Неповторимое время, когда не видал я в глаза всех этих графических браузеров (собственно, тогда никаких и не было, кроме "Мозаики"), а пользовался lynx'ом, как деды; когда вершиной поисковой мысли была Veronica, а пиво стоило раза в два дешевле... Но впрочем, я не о том. Итак, в терминальной комнате вычцентра было душно, темновато (окна выходили во двор), пахло дешевым тогда пивом и потом. С утра до ночи, да и всю ночь (тогда вычценр был открыт круглосуточно) сидело там несколько мрачных юношей, цокающих клавиатурами и временами безумно выражающих сложные виртуальные чувства. "Это - мудисты", - объяснил мне знающий человек. В общем, и фэнтези я никогда не читал, и MUD (MultiUser Dimension/Dungeon/Domain) прошли мимо меня. Вот решил сегодня наверстать, предлагаю в виде отчета репортаж из параллельного Мира Трех Лун (почему не десяти? Бог весть). В Мире Трех Лун (он же - Мир Копья какого-то) новичка встречает инструкция столь же занудная, сколь и противоречивая:Имя Вашего персонажа должно соответствовать миру Копья. Однако имена не должны принадлежать богам или героям Кринна. Кроме того, имена не должны совпадать с именами известных личностей из RL (Тэтчер) или принадлежать героям популярных произведений в любых стилях (Гэндальф). При определении популярности имен и произведения пользуйтесь здравым смыслом. Также недопустимо давать своему персонажу тривиальные имена (Александр), глупые (Ботинок) или состоящие из двух или более самостоятельных слов (ЧерныйМеч). Разумеется, имя не должно включать в себя ругательства и/или оскорбления кого бы то ни было. Имя должно быть корректно просклонировано во всех падежах. Персонажам с некорректными именами будут присвоены другие - или же они просто будут удалены на усмотрение бессмертного, обнаружившего некорректное имя.
"Просклонировать" - хороший неологизм, в духе кирсановской программки (см. "Закладки"). Ладно, ввел имя и просклонировал его как умел. Засим ваш корр. выбрал себе расу ("кендер" - хорошее слово, похоже на "гендер") и оказался в некотором описываемом пространстве, по которому и пытался некоторое время перемещаться. Ваш корр. посмотрел меню команд и выяснил, что их тьма тьмущая. Добрые люди ходили вокруг и произносили странные слова.Хиддукель крикнул: "4 игрока за 2 часа умерли в моих зонах, день прожит не зря!"
Ладно, подумал ваш корр., значит, здесь так принято. Корр. набрел на пруд с фонтаном. В пруду плавал лебедь. Красивая эльфийка Марта попросила не бить лебедя. Как явствовало из выскакивающих в окошке сообщений, она пыталась украсть у лебедя деньги. "Откуда у лебедя деньги?" - спросил ваш корр. красивую эльфийку. "Я ему дала, а теперь тренируюсь красть", - отвечала Марта. Корр. попытался рассмотреть лебедя. Машина сказала:Это красивый белый лебедь.
Ваш корр. порадовался за лебедя и попробовал оценить красивую эльфийку, но в ответ получил следующее послание:
Лебедь в превосходном состоянии. Вы попытались заглянуть в его карманы:
Вы не увидели там ничего.Оценить Марта (красивая эльфийка).
Ну что ж... Ваш корр. понимает - всему свое место. Распростившись с Мартой (продолжавшей свои странные упражнения), корр. отправился по виртуальному миру гулять и набрел на фонтан, возле которого лежал зачем-то труп дворника. Поразившись опять здешним нравам, корр. залез на какое-то дерево и попал в кафе, где был обруган неизвестным. По выходе из кафе корр. обнаружил труп горожанина. Ничему уже не удивляясь, он двинулся дальше и оказался в месте, где ему преподали уроки рукопашного и прочего боя. Вдохновившись этим, корр. вышел на свет Божий и нашел там бочонок с темной жидкостью, впоследствии оказавшейся водкой. Кроме того, мимо пробегала на север собака. Ваш корр., овладевший приемами борьбы с врагами, вступил с собакой в единоборство:
Извините, Вы не можете сделать это здесь.Пес оцарапал ВАС, укусив.
С застывшей в жилах кровью и 60 очками опыта, ваш корр. двинулся дальше по городу, встретил дворника и убил-таки его тоже. Это принесло дополнительные очки. Рядом раздавались громкие молитвы - это в Храме какие-то странные персонажи Искатели молились своим ложным богам. Дорога вела за городские ворота. Ваш корр. напился водки из бочонка и вышел из города. Его мучил голод. Вскоре он оказался на городской свалке, где обнаружил странную дыру в земле. Тут настала ночь, пришлось лечь поспать прямо среди нечистот. Проснувшись, ваш корр. двинулся обратно. Его мучили - теперь уже вдвоем - голод и жажда. Бочонок кто-то украл, пока корр. отдыхал на свалке. В городе корр. вступил в беседу с некоторым Диким эльфом Промиллисом. Дикий эльф посоветовал прочитать руководство для начинающих и ушел в западном направлении. Но ваш корр., не послушав Промиллиса, вспомнил свои вчерашние подвиги и опрометчиво напал на проходящего мимо горожанина. Тут горожанин наконец и убил вашего уставшего корра, как собаку. Не знаю, принесло ли кому-нибудь это дополнительные очки, хочется надеяться, что так, а то совсем бесплодная выходит гибель. Впрочем, единственное, что мучало вашего корра, покидавшего этот странный мир, - воспоминания об украденном ночью бочонке с недопитой водкой.
Вы слегка задели пса, уколов его.
Пес оцарапал ВАС, укусив.
Вы оцарапали пса, уколов его.
Пес оглушен, но, вероятно, скоро придет в себя.
Вы слегка задели пса, уколов его.
Пес сильно покалечен и медленно умрет, если ему не помогут.
Вы легко ранили пса, уколов его.
Пес мертв! R.I.P.
Вы получили 60 очков опыта.
Ваша кровь застыла в жилах от предсмертного крика пса.
Остроумный К.Ю. Рогов некогда заметил, что исследователи русской литературы XX века в основном занимаются интерпретациями, а исследователи века XIX - в основном реконструкциями. Пушкинист-конспиролог Александр Лацис вел когда-то в журнале "Литературная учеба" специальную рубрику, посвященную именно всенародной реконструкции пушкинских текстов. Для затравки предлагался дурно воспроизведенный фрагмент пушкинской рукописи (как правило абсолютно неразборчивый) и параллельный текст из собрания сочинений, например, такой:Где речка? на дворе у низкого забора
Далее следовали рассуждения автора о том, что такой великий мастер слова, как Пушкин, никак не мог повторить в двух строках подряд слово "только", да еще и относящееся к разным обстоятельствам. Следовательно, заключал Лацис, надо предложить замену для одного из этих слов, тем более, что и в рукописи видно, что их начертание различно. Ну вот, например, почему бы не заменить первое употребление на слово "тальи". Имеется в виду, сообщал народный пушкинист, что Борей, как буйный картежник, разметает желтые листы бедного деревца. Что Пушкин никогда не употреблял таких нетрадиционных метафор в свернутом виде, пушкиниста не смущало. Зато красиво получалось - гораздо лучше, чем обычно у Пушкина. Как у имажинистов примерно. Но, писал обычно Лацис, слово за читателем. И читатели слали в редакцию письма, сообщая, что теперь-то они окончательно прозрели по поводу этого темного места. Писывали, помнится, целые трудовые коллективы. А особенно активен был один майор-танкист, который всегда предлагал свои версии, проявляя скептицизм и в отношении лацисовских. Майора Лацис обычно вежливо побивал "Словарем языка Пушкина", но добавлял поощрительные слова о необходимости живого обращения с классикой. У пушкиниста не было интернета, а у нас есть. Поэтому я возьму на себя смелость продолжить инициативу старшего поколения и предложу читателям дописать стихотворение Пушкина, обращенное к известному острослову и путешественнику князю П.Б. Козловскому. Без факсимиле мы как-нибудь обойдемся. (Это я завершил юбилейную вахту, теперь расстаться с А.С. никак не могу.)
Два бедных деревца стоят в отраду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Павел Антокольский - поэт протеический, так что спутать его читатели умудрились почти со всеми фигурантами списка, включая "автоматчика партии" Н. Грибачева и советского Шаликова С. Щипачева. Однако чаще всего, конечно, путали с Пастернаком, ИФЛИйскими романтиками и отчего-то Шефнером. Тем не менее, правильных ответов было немало. И стихами Антокольского читатели остались в общем довольны - 3,41. Я тут придумал научный критерий: если больше, чем "пи", значит - довольны.
15 баллов - M.Сазонов (от которого, уже независимо от результатов этого тура, жду задание для следующего); 10 - mL, Н.Бляхман, Булкина; 9 - Маша, Е.Малкин, sg, С.Горбунков; 8 - Н.Колпий, Кузнецов; 7 - Женек; 6 - Куб; 5 - Наташа, Женя Курц, Алексей Добкин ; 4 - в.а.Александр и В.Сонькин, Ia; 3 - Савватий Недотрога, ДА; 2 - Кость Скрыптум, Кум, pshusha, Гридасов, arefjev и Амин; 1 - Carlo Rossi, savl, sdfg, веб-мастер РЖ, Белкина, А.Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, AV, yan, Little Lady, Максим, Илья Овчинников, AZ, Климперт-Крутько и Кура. Из вредности сегодня вот такие длинные и белые стихи дам. Удачи!
Пара слов о балканской войне, чтоб уж не отставать от жизни. Приходит недавно дочка из школы и говорит: "Правда что ли, третья мировая война будет?" Я говорю: "Четвертая. Ты уроки сделала? И с чего вообще ты это взяла?" Она отвечает: "Нам не задавали. А американцы же на Югославию наехали, теперь Россия за них вступится. Нет, нормально, если война будет, я тоже воевать пойду." "За кого же, - говорю, - ты воевать будешь? И почему вам не задавали?" "Нам, - говорит, - задавали, но фигню всякую. Я за русских, конечно." "А если, - спрашиваю, - Эстония в НАТО вступит, а Россия будет против НАТО?" "Ну, - отвечает, - тогда за Эстонию. Я бы прям сейчас, нормально. Сперва бы историчку замочила, потом биологичку с географичкой". Вот и вся тебе геополитика.
"Закладки" сегодня - в виде коллажа цитат.
http://kulichki.rambler.ru/zerkalo/m_coctls.htm
В ответ на мои коктейльные (ну и словечко) рассуждения я получил несколько ссылок на отечественные сайты. Из них наиболее полезен, кажется, соответствующий раздел в куличкинском "Зеркале". А вот мой любимый рецепт оттуда:Рецепт N5
http://www.infortechnika.lt./dictant/
Возьмите портвейн. Выпейте его.
Литовский журнал "Индоевропейский диктант". Вот стихи:1.
Вот проза в жанре академического капустника:
Афанасий Расторгуев
знал Иммануила Канта,
но Иммануилу Канту
Афанасий не был ведом
<...>
12.
Фрол Андреич Сухомлинский
знал поэта Макаренко,
и от этого знакомства
у них даже были дети.
13.
Павел Павлович Садыков
вырос вместе с Рамакришной, -
и до смерти Рамакришну
называл по дружбе "Рамкой".
(Михаил Селиванов. "Замечательные встречи и знакомства")Фрагмент # 2 Смело кумпис [1] выхватил Мананас,
А вот поразивший меня в самое сердце фрагмент вполне серьезной статьи:
Осторожно вытащил пилстукас [2].
Над ятвяжской скромной хатой
Гордо реял Дарюс-ир-Гиренас. [3]
[1] Речь идет о похищении мужской ипостаси Купалы; сюжет вызвал дискуссию о сексуальной ориентации Мананаса, причем сторонники теории о его гетеросексуальности склонны, игнорируя этимологические разыскания Д. Разаускаса, усматривать в кумписе черт знает что (Cм. журнал "Liaudes kultura", # 1, 1999), в то время как очевидная сакральная семантическая нагрузка этих предметов (кумписа и пилстукаса) не вызывает сомнения.
[2 ] Вариант: пилнстукас. Согласно устному преданию, сохранившемуся в отдаленных районах Дзукии и в Институте литовского языка и фольклора (ул. Антакальне, 6, тел. 22 53 32), в юности Мананас отдал Гиренаса хранителю священной мудрости в обмен на полноту знания. Cр. мотив "меда знания" в Старшей Эдде.
[3] Как установил Луиджи Бьяджоли (неопубликованный доклад на IV Всемирном Конгрессе галиндистов, Любляна, 1996), образ "летучих" братьев Дарюса и Гиренаса представляет собой рефлекс индоевропейского архаичного близнечного мифа. Характерно, что на русском субстрате этот миф трансформировался в сюжет о т.н. "братьях пилотах". ("Мананас (героический эпос народа ятвягов и галиндов). Фрагменты реконструкции индоевропейского героического эпоса.")Самое потрясающее в литовской рецепции творчества В. Набокова - это, конечно, издание романа "Лолита" в литовском переводе также азбукой Брайля (1991). (Павел Лавринец. "Владимирас Набоковас")
... выпуклая радость, понимаешь ли. http://www.symbol.ru/dk/poetry.html
Как странно жить и знать об этом
"Понятный Интернет" Д. Кирсанова - единственная русская книга, которую я рекомендую студентам (есть у меня такой загадочный курс). А вот на стихи Кирсанова я наткнулся случайно. Полюбопытствуйте. Неподалеку там лежит программка для производства неологизмов (например, "сзадикимиряющиесятоговочка"). Если вдруг вам неологизмов таких для чего-то надо - вот тут. Надо сказать, вполне корректно с лингвистической точки зрения сделанная программка. Хотя стихи у Дмитрия и без неологизмов значительно лучше, чем у некоторых бывших студентов Литинститута (подсказка к разделу "Игра").
Фонарь молчит и в ус не дует
Трещит тихонько и моргает
Смотри он правда нас не видит
Он будет долго до утра
Трамвай беги успеешь поздно
Шуршит газета под скамейкой
Своим вчерашним содержимым
И ветра нет а все живое
Ах это я ее ногой
Пора метро до пол-второго
Вчера здесь были двое в шляпах
Сидели тихо без закуски
Не смейся им наверно тоже
Накинь прохладно Без пяти
Тем временем несравненная Любовь Солопова прислала продолжение своих воспоминаний о странствиях дальних и женских символах.Часть вторая. Туркмения Странствуя в советские еще времена по окраинам Каракумов, наша небольшая компания была окружена глазеющей детворой, и не только детворой. На свадьбе в колхозе Чапаева нам говорили: эту свадьбу люди надолго запомнят, потому что были русские гости и еще вертолет прилетал. Друг мой обычно рисовал, а сзади нагромождалась целая толпа голопопых четырехлеток, мальчишек и девчонок постарше с удивительными подбритыми прическами (стимулирующими плодоносность их матерей) и 12-13-летних серьезных дев в длинных платьях, уже готовивших дома сундуки приданого к свадьбе. Их вежливо отодвинуть без знания языка было проблемой. Мы учили какие-то слова, и было это всегда не очень удачно. Однажды я сказала "бар ойна" (что-то вроде "ступайте к своим игрушкам"), толпа мелюзги схлынула, оставив гордую 12-летнюю женщину. Она с возмущением воскликнула: "Кэм? Мен-ми?" (Это кто? я?). Наш местный приятель очень смеялся. Но еще больше он хохотал, когда кто-то из нас однажды, отгоняя ребятишек, в шутку кинулся к ним с криком "Ам!" Дети пришли в полное неистовство и кричали что-то злое в ответ, размахивая руками. "Они говорят: сам ты ам!" Это страшное ругательство, женский орган. (Мужской звучит совсем как по-латыни - "сик" - и вы тоже рискуете попасть впросак). Приятель был художник, собирал он предметы национального народного искусства. Кроме ковров и вышивки, Туркмения славится серебряными женскими украшениями. Говорят, что полный убор невесты, от браслетов и нагрудных украшений до маленького серебряного шлемика и височных подвесок, весит до пуда. Убор этот - не что иное, как имитация доспехов воина, а различные детали убранства, как латы, покрывают переднюю часть тела и голову. Особенно красивая вещь, серебряной ковки с орнаментальной позолотой, представляла собой большой ромб, висевший у нашего приятеля на почетном месте, на середине стены. По ходу маленькой экскурсии он объяснил, что деталь эта прикрывает нижнюю часть живота, и что его старший брат, человек простой и традиционный, сделал ему выговор: "зачем п...да на стенка повесил?" Вообще рудименты геометрической символики очень распространены. Обычные чуреки в различных местах страны украшаются различным скупым геометрическим узором, над отверстием печи-тамдыра иногда видно подобие округлой зороастрийской свастики, в верхней части поддерживающих кровлю столбов виден примитивный орнамент, имитирующий античную капитель, не говоря уж о гуш-геле, основном элементе ковра... После этих объяснений мы смотрели новыми глазами на стены и заборы. Там почти никогда не было надписей, но очень часто знакомые ромбы и еще какие-то закорючки...
Спасибо за внимание. В следующий раз попробую цитат приводить поменьше, чтоб не обвиняли в бездумном компиляторстве и кризисе жанра. Который налицо.