dos mac koi win www.russ.ru Еженедельные наблюдения Романа Лейбова

Выпуск от 19 апреля 1999 года

    Доменоним TM; Олимп.Ру; холодное и огнестрельное; опять об Пушкина; сплетни и пессимистические стихи; дети лейтенанта и музей Студента; должна отдыхать

Место
domain.net.ru

Совершенно замечательный, полезный и забавный одновременно сервис "Домены сети RUсской", возвращающий нас к неисчерпаемой теме доменовых имен. Собственно говоря, полный список доменов второго уровня в зоне "RU" с краткими аннотациями, которые являются просто воспроизведением титулов заглавных страниц. Я бы советовал хозяевам смастерить еще на основе этой базы данных страницу со случайным линком (исключая, наверное, те домены, которые в нетях).

Поглядев на этот список, подумал я о том, что пора уже раздел лингвистической науки, трактующий вопросы имен доменовых, как-нибудь обозвать и термин какой-нибудь изобрести вроде "доменонима", чтоб в анналах лингвистических отметиться. Вот и изобрел и отметился. Доменонимистика, значит, так и запишем. И еще вот о чем подумал - хорошо бы в такую игру поиграть: попробовать описать сайт, основываясь исключительно на названии, а потом проверить, что там на самом деле лежит. Вот так, например:

Предлагаю читателям написать о каком-нибудь из недавно зарегистрированных доменов, выбирайте, о каком, сами. Только чур, сперва писать, потом уж проверять, что там за именем.


*


Имя*

E-mail

Всего в базе данных domain.net.ru сегодня 11 191 имя, среди которых попадаются совершенно неожиданные, из которых и составлены сегодняшние
Закладки
Вот, например, русский Олимп. Бурлеск в духе Котляревского.

http://www.jupiter.ru/
Юпитер компьютерами в Красноярске торгует, а всех, кто купит, бесплатно к Интернету подключает.

http://www.venera.ru/
Фабрика мягкой мебели "Венера". Концепция двух Афродит в прикладном виде. Только непонятно, которая Урания, а которая - Пандемос. Орфография оригинала. И еще хорошая цитата, демонстрирующая преждевременность разговоров о конце русской литературоцентричности. Страницы, называющиеся "Сотрудничество" и "Партнеры", являют собой замечательные образчики психологической прозы (внутренний монолог): http://www.mars.ru/
Супруг Венеры не работает в связи с реформой армии, надо полагать. Сообщает только, что надо "нажать (слегка) на девушку", и обещает после этого, что отправит тебя в "интересное место". Ничего там интересного нет, кроме вечного ответа НАТО. Необщим выраженьем лица автора, Николая Попкова, является патологическое упорство в написании мягкого знака перед частицей "ся" в возвратных глаголах третьего лица.

http://www.fobos.ru/
Фобос - спутник Марса, атрибут войны. Жуть и страх, по-русски. Почему так надо называть компанию, которая вентиляторы выпускает? Бог весть.

http://www.pallada.ru/russian/russian.htm
То ли дело Паллада. Тут все черным по белому написано: Занимается Паллада у нас, разумеется, пенсиями.

http://www.parnas.ru
Это, вопреки ожиданиям, вовсе не известный питерский мясокомбинат, а именно что Виртуальное Творческое Объединение "Восхождение на Парнас". Кажется, я еще о нем не упоминал ни разу. Стихи, проза, музыка и живопись с фотографией, ремеслами и журналистикой.

Из живописных работ наиболее сильное впечатление на меня произвела репродукция неозаглавленного почему-то полотна художника-реалиста Юрия Сергеева ("Его живописная палитра богата и разнообразна. Свободное владение цветом, тоном, рисунком позволяет создавать убедительные, выразительные композиции").

Полотно на историческую тему - там поверженный рыцарь лежит, а другой сидит на нем верхом, маленький такой и злобный. Тот, который внизу, беспомощно членистые конечности раскинул, а злодей его собирается заколоть очень длинным холодным оружием. Такое длинное оружие, что явно заколоть не выйдет, так что даже не очень переживаешь за поверженного. Хотя, чем черт не шутит, злодей-то больно упорен. Даже рукой сам за лезвие немыслимого холодного своего оружия схватился в ажитации. Может, и заколет. Хотя, вроде, пропорции не позволяют.

И сзади там еще изображена какая-то очередь средневековых монахов и других людей в тени деревьев (вроде тех, что у посольств стоят в Москве). Народ разного пола из очереди с интересом наблюдает за безобразной сценой.

Красивая картина, чем-то напоминает Эль Греко, а чем-то коврики вышитые.
Слова
Кстати, о холодном оружии. Тема холодного оружия в речах и писаниях уродливого Марата навязчива. В одном из обращений к парижанам он упоминает мечи (метафора орудия войны), пики и кинжалы (орудия обороны и террора): Война в конце XVIII века велась, конечно, не на мечах, однако огнестрельное оружие вытеснялось из дискурса, предпочитавшего иметь дело с проверенными символами. Меч (эмблема правосудия и воинской доблести одновременно), равно как и шпага (акцент на личной доблести) и штыки (орудие массовое) остались за военными, гражданская война и идея личного террора оперировали образом кинжала.

Военные разговоры, кстати, тоже склонны были третировать огнестрельное оружие. Пуля, как известно, дура, в том смысле, что она имперсональна, летит неведомо куда, как стихи в концепции провиденциального собеседника у Мандельштама, в отличие от предполагающего точную адресность молодца-штыка.

Однако если в военный дискурс огнестрельное оружие все-таки входило потихоньку, то гражданский склонен был его игнорировать. Рудименты этого стереотипа благополучно дошли до наших дней - расправы с мирным населением описываются как резня (хотя речь идет, как правило, о применении автоматического оружия).

Гильотина, о которой мне уже как-то приходилось писать, была, в сущности, неким "сверх-кинжалом", однако (и Пушкин остроумно указал на это) присваивала себе некоторые функции палаческого топора (который, кстати, эмблематически мог объединяться с мечом - ср. у Тютчева: "Для битв он <новый год> послан и расправы, С собой несет он два меча: Один - сражений меч кровавый, Другой - секиру палача"). В такой ситуации кинжал не терял своей актуальности: Шарлотта Корде как бы перехватывала его из рук Марата.

Наполеон был артиллерист, для него политика была продолжением войны другими средствами, поэтому никакого неудобства в применении огнестрельного оружия для решения внутриполитических проблем он не испытывал: Это и было проделано Бонапартом 18 брюмера. Занятно, что в риторике Директории корсиканскому генералу отводилась именно роль холодного оружия. Тот же Тарле сообщает: Наполеон шпагой не был, кинжалом тоже. Трофейные пушки наполеоновской артиллерии, хранящиеся в Кремле, помимо вензеля императора украшены еще разными дополнительными девизами. На одной написано: "Свобода. Равенство. Братство." Шутка изрядная.

После Наполеона огнестрельное оружие (артиллерия в первую очередь) окончательно становится полноправным участником внешнеполитического дискурса. Но с личным террором еще долго ассоциируется "цареубийственный кинжал", несмотря даже на известное развитие отечественной пиротехники во второй половине прошлого столетия. Наконец постепенно Бомба вытесняет Кинжал, а в эпоху русской Гражданской войны наступает апофеоз Пули (и смежной с ней Стенки).

Это не отменяет воспоминаний о фразеологии предшествующих эпох (чего стоит хотя бы мексиканский ледоруб!). В конце двадцатого века мы наблюдаем уже, как бомбы и ракеты превращаются в орудие личного террора (удачного, как в случае с Дудаевым, или неудачного, как в идиотском эпизоде с Каддафи). Однако, говоря об этом, мы предпочитаем упоминать пулю, теперь уже не дуру, а полноправную архаическую заместительницу пушкинского вольнолюбивого кинжала.
Глупости
Продолжаем юбилейные реконструкции пушкинских текстов. Сегодняшний отрывок адресован, кажется, тому же Козловскому, известному космополиту и русофобу. Не все просто в мире.

На всякий случай напоминаю - Дибич был наш генерал, а Лелевель, напротив, совсем не наш, а польский политик. Дополнительная строфа необходима - иначе связности не будет.

Кстати, присылаемые постфактум варианты я буду аккуратно вносить в свой черед в список на соответствующей странице "Пленительного Пушкина" (отмечу с печалью, что обновляются пока регулярно только зеркала на "Куличках" и в Самаре). Не забывайте, пожалуйста, слоги считать. В нечетных стихах их должно быть по 12, а в четных - по 9.
Имя*

E-mail


Игра

Правила игры.

По поводу предыдущего тура (мистический Сливкин) пришло такое разъяснение: Совершенно не разъяснилась ситуация. Логика такая, выходит - поэт с Украины или редактор "Нового мира" из игры исключаются. Почему, спрашивается? Хотя поискать в Интернете мне в голову не приходило.

"С Украины", кстати, Илья Кутик, ныне профессорствующий вроде бы в Чикаго. Известный метаметаметафорист (никогда не могу остановиться в этом слове) и долговременный московский житель (хоть и львовский уроженец). Ценитель и переводчик шведских поэтов, некогда сотрудник радио "Свобода" и незабываемый исполнитель народных песен. А также автор странной монографии об одической традиции в русской поэзии ХХ века.

Женя Берштейн, кажется, говорил, что сплетни - естественное занятие историков литературы.

Но мы что-то отвлеклись. Вернемся к нашей игре. Стихи, загаданные М.Сазоновым, написал мой земляк Иван Елагин, на что некоторые читатели справедливо и указали в ответах. Результаты таковы:

15 баллов - M.Сазонов;

11 - Булкина;

10 - mL, Н.Бляхман;

9 - Маша, Е.Малкин, sg, С.Горбунков;

8 - Н.Колпий, Кузнецов;

7 - Женек;

6 - Куб;

5 - Наташа, Женя Курц, Алексей Добкин;

4 - в.а.Александр и В.Сонькин, Ia;

3 - Савватий Недотрога, pshusha, ДА;

2 - Кость Скрыптум, Кум, Гридасов, arefjev, Климперт-Крутько и Амин;

1 - Carlo Rossi, savl, sdfg, веб-мастер РЖ, Белкина, А.Килобитов, Жуков, Мира Кон, Виктор Schneider, Константин Кирюхин, Бал, Андрей Устинов, Аня и Таир (вдвоем), hcab, Stedar, AV, yan, Little Lady, Максим, Илья Овчинников, AZ и Кура.

Средний балл у Елагина - 3.181818181818 (все-таки больше, чем 3.14...).

А сегодня - стихи философические, соответствующие дождливому настроению.

*
оценка

ваш email

подпись *

По жизни
Спасибо Л.Солоповой за мемуар. Тут занятная тема всплывает - дети лейтенанта Шмидта. Ведь как вспомню, все детство было заполнено встречами в библиотеках с загадочными родственниками давно скончавшихся людей. Вдовы разных революционеров там были, сестры космонавтов, племянники молодогвардейцев. Даже однажды пришел, помнится, странный голубоглазый беззубый человек с усами, отрекомендованный нам внуком Тараса Шевченко. Ну, что у Шевченко детей не было, о том киевские школьники должны были знать из учебников. Таким образом, не внук, а внучатый выходил племянник, потомок сестры великого поэта. Потомок вообще-то мало чего говорил, все больше глазами сверкал.

Ильф и Петров это верно отметили - идея аристократии никуда не делась, просто трансформировалась сообразно историческому моменту.

И племянницу Владимира Ильича, кстати, я помню. Дело в том, что Дмитрий Ильич учился некогда в Дерпте на медицинском факультете. Поэтому у нас в Тарту имелся музей выдающегося брата, в соседнем с Лотманом доме. В самом же доме Лотмана, на первом этаже, располагался венерический диспансер, в силу, очевидно, смежности идей. И наследница Ульяновых временами в Тарту наезжала с инспекциями. Однажды даже, кажется, уже в перестроечное время, дала интервью местной газете "Вперед".

Потом, говорят, денег за это интервью требовала по христианскому русскому обычаю.

А музей впоследствии, понятно, упразднили и сделали там другой музей - Неизвестного Студента. Там есть и чучело этого Студента, и Череп для Научных Занятий. Дочь моя очень боялась туда ходить, когда маленькая была. Так-то все на глазах изменилось. И племянница Ленина к нам не ездит больше.

Да и диспансер куда-то перевелся.
PostScriptum
С Альтавистой никто не сыграл в предложенную мной игру. Только В.Советов прислал изрядный скрипт на языке perl, который самостоятельно вычисляет лексическое пересечение нескольких документов.

Ну и ладно. Я тогда тоже сегодняшний выпуск решил сделать унылым и скучным. Нива должна отдыхать.
www.russ.ru Следующий выпуск
©1998, 1999Роман Лейбов E-mail: roman@admin.ut.ee
©1998, 1999 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100