|
||
/ |
Комплекс кастрации Политическая мифология как основа реакционного фундаментализма Дата публикации: 19 Августа 2004 Соблазн Имяславская критика классических форм новоевропейской рациональности во многом сближается с постмодернистской. Однако последняя на выходе из перманентного кризиса своих деконструкций чудовищным образом трансформировалась в фантом неоклассики. Этот синтетический мертвец поднял поверженное знамя традиционализма, обозначил себя через понятие "консерватизм" и облачился в поношенные постмодернистские одеяния. Заточить для него добрый осиновый кол - одна из главных задач имяславского модернизма ХХI века. Речь здесь пойдет о проблематике мифа - одной из центральных тем интеллектуальных экзерциций наших дней. В советский период она разрабатывалась преимущественно в рамках рафинированной науки, что предопределяло ее принципиально внеприкладную специфику. Сегодня же в контексте набирающих у нас обороты социологических и политологических дисциплин эта тема переживает новый бум исследовательского интереса. Причина этого бума - в новейшей истории. Соблазн пещерного либертарианства сопровождался у нас на рубеже 80-90 гг. прошлого века явно завышенными ожиданиями, не свойственными духу этого праворадикального крыла либерализма. В результате он обернулся переоткрытием манипуляционных технологий форматирования общественного сознания. Причина в том, что разоблачительный либеральный пафос в отношении тотального государства, а главное - принципа сакральной природы власти, - так и не достиг результата: смириться с тем, что власть это всего лишь менеджмент, а государство - корпорация, оказалось невозможно. Есть много причин, по которым подобная редукция не проходит. Но главное - из этого открытия был сделан вполне очевидный вывод - содержание властных полномочий не сводится к набору устойчивых управленческих технологий. И тут безмерно расплодившийся цех отечественных политологов хватается за спасительную соломинку, которой оказывается не что иное, как категория мифа. И, не мудрствуя лукаво, называет мифотворчеством то, что последние 15 лет называлось у нас "пиаром". Дело это зело благородное. Ведь что такое "пиар"? Это когда продажная власть разводит быдло. А мифотворчество - это "проектирование Большого национального мифа, отвечающего на вызовы ХХI века и обеспечивающего достойное существование русско-православной цивилизации" В прошлом году вышла в свет во многом замечательная книга А.Н.Кольева "Политическая мифология" - не первая и не последняя, но очень характерная в этом жанре. К чести автора надо сказать, что он выполнил блистательную реконструкцию всего многообразия заходов к проблематике мифа. Хотя книга и написана несколько неровно (особенно это касается ее предисловия и введения, которые могут создать не совсем выгодное представление о высоком профессиональном уровне автора), она вполне выдерживает уровень и дает давая достаточно репрезентативную картину распространенных представлений и штампов в области социально-политической мифологии. Как и следовало ожидать, миф увязывается с массовым сознанием и трактуется как "социокультурное явление" Противопоставляя миф рациональности, автор для подтверждения правоты своей концепции не раз обращается к творчеству А.Ф.Лосева, не замечая, что у того речь идет ровно об обратном. Более того, задача политической мифологии как ее формулирует автор - расшифровка мифа - это в конечном итоге и есть нелюбимая Кольевым рационализация. Русские имяславцы в своей трактовке мифа исходят из других предпосылок. Согласно Лосеву, "абсолютная мифология гностична, она - гностицизм" Мифологическое сознание дает "слова об исторических фактах, повествование о жизни личностей" В конечном итоге "миф есть развернутое магическое имя" И последнее. Бывшие пиарщики, ставшие мифотворцами, надеются превратить миф в инструмент политических технологий, проще говоря - человеческого произвола. Как ни странно, это дает им основания называть себя консерваторами. Действительно, ведь миф, для них нечто из области древнего и иррационального, вдруг оказался такой полезной штукой! И, значит, нужно заточить его под разработку "технологических моделей государственной пропаганды, подготовки пропагандистских мероприятий, необходимых для общественной поддержки важных и сложных решений" Великий симулякр Миф в значении наших новых мифотворцев есть не что иное, как старый добрый постмодернистский симулякр. Согласно И.П.Ильину, "под действием симуляции происходит "замена реального знаками реального", в результате симулякр оказывается принципиально несоотносимым с реальностью напрямую, если вообще соотносимым с чем-либо, кроме других симулякров" Очевидно, что не миф, а симулякр является универсальным инструментом манипуляции социокультурным пространством современности. В политической жизни современности не творятся мифы, а разыгрывается парад симулякров, слов-призраков, скрывающих от нас реальность. Творится гиперреальность, не проясняющая, а замутняющая реальное содержание жизни. В этом заключается подлинная сущность современного медиапространства, а не в его мифологичности. Остается констатировать чудовищную подмену, в результате которой пустой симулякр облачился в чужие ризы, доставшиеся нам потом и кровью. Почему все так случилось как всегда? Здесь сыграл свою роль "комплекс кастрации", который З.Фрейд некогда неосмотрительно приписал женщине. "Категорическая женщина" попыталась от него отказаться, опрокинув традиционную иерархию мужчины и женщины. За феерической экзальтацией феминистской критики второй половины прошлого столетия ожидалось окончательное решение "женского вопроса". Однако в результате именно сексуальность женщины стала фетишем современности, а ее тело - наиболее значимым симулякром наших дней. Сущность феминизма обнаружилась не в снятии этого комплекса, а в мазохистском наслаждении его переживания, как свидетельства тоски по утрате традиционной связи полов, с которой случилась необратимая "деконструкция". Согласно признанному специалисту в этой области Ж.Бодрийяру, "превознесение женского корреспондирует с апогеем полового наслаждения" У нас все было чуть менее "витально". Кто-то ляпнул, что нет, понимаешь, национальной идеи. Гордые отечественные интеллектуалы не смогли с этим смириться и пустились на поиски оной, попутно слагая мифы. Ничего, конечно, они не нашли и не сложили, но исстрадались за время скитаний предостаточно. Страдания стали главным итогом титанической работы. И в этом нет ничего принципиально нового, ибо известно, что издревле страдания были уделом русской интеллигенции. Задолго до дедушки Фрейда Ф.М.Достоевский говорил о присущем русскому человеку особом типе страдания, смысл которого в наслаждении. И, по всей видимости, еще долго не переведутся на Руси страдальцы за национальную идею, а политические мифотворцы будут править бал. До тех пор русская национальная идея будет воистину великим симулякром, паразитирующим на нашем великом прошлом. В общем - комплекс кастрации, адаптированная русская версия. Продавая свинью за бобра, т.е. под именем мифа впаривая симулякры, политическая мифология дала нам ублюдочную теорию реакционного фундаментализма. Любая идеократическая модель, и фундаменталистская в особенности, тяготеет к профанации сакрального до уровня "политики" в ее бытовом омерзении. Попытка превращения развитой интеллектуальной традиции, которая для нас является одной из главнейших вех исторического опыта русского самосознания, в манипулятивный политический инструмент - есть фундаментализм. Поскольку эта попытка связана с переоблачением живого опыта в мертвые формы - это реакционный фундаментализм. И все же слово творит реальность - даже вопреки тем, кто его использует. Уже само по себе обращение к мифу в силах перевернуть постмодернистскую разорванность смыслов, позволяет найти выход из "дурной бесконечности" сменяющих друг друга симулякров. Но для этого нужно, как минимум, некоторое внутреннее усилие. Состоящее в том, чтобы перестать упромысливать окружающее (Россию, цивилизацию, культуру etc.) и найти время на то, чтобы разобраться с собственным местом на позиционной карте смыслов. Простому русскому мифотворцу сделать это пока крайне трудно. Примечания:
|
кандидат философских наук, МГУ |
|
||