Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / < Вы здесь
Новое пространство новой России
Дата публикации:  11 Января 2005

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Современное пространство РФ - при всем бремени и имперского, и советского наследства - беспрецедентно и поразительно ново, ново как относительно СССР, так и относительно имперской дореволюционной России. По-видимому, именно такого пространства Россия в своей истории никогда не имела как возможности, не знала как реальности. Тогда выход из советского пространства означает отнюдь не возвращение к досоветскому российскому имперскому пространству, а переход к принципиально новому состоянию.

Что же это за новое состояние пространства России?

Никогда еще в России (тем более в СССР) не были столь цельны, четко оформлены, осознаны и многообразно представлены все конкретные части страны, нынешние регионы - субъекты федерации. Наши регионы просто есть - и никакой властной вертикали этого не изменить: у Центра нет ни достаточно мощных, ни достаточно точных средств воздействия на них; регионы можно в порыве административного безумия пообъединять - но в высшей мере географически реальными, в самом деле существующими, самыми целостными, главными составными частями страны останутся именно и прежде всего нынешние регионы - субъекты федерации. Нынешний уровень институциональной децентрализации велик и сам по себе, а для России просто уникален. (По-видимому, столь полицентрична была только Киевская Русь.) Разумеется, превращение властей регионов фактически в региональные корпорации - нонсенс с точки зрения нормального (западного) государства; однако именно это означает, что децентрализация страны имеет реальную экономическую основу. (Именно первые лица регионов должны были бы с полным основанием именоваться олигархами.) Если в стране и есть какое-то реальное разделение властей - то оно существует только лишь между федеральной и региональной властями. При внешнем сходстве авторитарного регионализма жизненная атмосфера и хозяйственный климат в разных регионах довольно серьезно различаются. Само существование даже именно таких регионов - основа возможного диверсифицированного будущего, оплот столь необходимого стране - и столь мучительного для государства - разнообразия ее пространства, сложности культурного ландшафта. Крупный же бизнес - от собственной структуры до политических манифестов - имперская, централизованная структура; в этом аспекте крупный формально частный и несоветский (постсоветский) бизнес взял на себя интегрирующие и в определенном смысле даже силовые функции бывших советских структур КПСС и ВПК.

Децентрализовано и полицентрично многое. Пресса - и значит, информация и даже смыслополагание - капитально и необратимо регионализованы; в стране практически нет больше общенациональных газет; в регионах быстро прогрессирует местное радио- и телевещание. Регионы вообще превратились в особые порядки жизни, жизненные миры со своими особыми нормами, правами и правилами.

Пространство РФ ныне - экономически и культурно открытое, внешние границы государства никогда еще не были столь проницаемы, через них никогда не проникал столь значительный поток вещей, людей и идей. Страна впервые в своей истории имеет не военные границы-бастионы, границы-форпосты или границы-аванпосты, но мирные границы-посредники. Из барьерных границы государства превратились в контактные! Приграничные регионы набирают экономический вес, притягивают инвестиции и новые технологии, помаленьку становясь инновационными полигонами; повседневная экономическая жизнь приграничных территорий, каковая, в противоречии с логикой географического положения, всегда в СССР зависела от далекого Центра, стала напрямую зависеть от самой активности пограничных связей; бум приграничных регионов налицо. Каждый приграничный регион начинает жить в двух геоэкономических, геокультурных и геополитических системах; в перспективе у некоторых приграничных территорий есть шанс сыграть чрезвычайно дефицитную для нынешнего пространства РФ роль двойственно-контактной провинции; такой провинцией была Польша в социалистическом лагере и Эстония в СССР.

Сама РФ в новых государственных границах - образование в основном приграничное, уже большинство городов-миллионеров находятся в приграничной зоне и испытывают то или иное внешнее воздействие. Следствием ресурсной ориентации экономики стали мощные трансграничные потоки; по-видимому, для большей части населенной территории страны внешние связи не менее важны, нежели внутренние. Пространственная структура РФ становится все более открытой; потенциал этого открытия огромен, его последствия чрезвычайно велики и во многом непредсказуемы.

Заработала - и это везде, на всем огромном пространстве - логика географического положения. Географическое положение если не оказывается пока более сильным фактором, нежели институциональное положение (положение в пространстве институциональных структур, особенно административно-территориального деления), то становится все более и более сильным; собственно география берет реванш над географией административной. Происходит повсеместное восстановление культурного ландшафта, его реабилитация и даже местами ревитализация.

Проявившиеся как локусы новой экономики вторые города - например Череповец, Тольятти, Норильск, Братск, Новокузнецк и проч. - сделали актуально и фактически полицентричным пространство многих регионов. Пространство - несмотря на административную и финансово-корпоративную моноцентричность и даже новую постсоветскую централизацию - обретает шанс полицентричности.

Чрезвычайно новой и важной чертой пространственной структуры страны следует считать появление фактически частных (корпоративных) поселений; это прежде всего те самые вторые города - но не только они. Впервые реально привилегированный статус становится частным статусом; в пространстве появились частные системы статусов и начинают появляться частные иерархии (в смысле и "частные", то есть негосударственные, и "частичные", то есть не покрывающие всего пространства) - если, разумеется, наши корпорации (финансово-промышленные группы) действительно можно считать частными и негосударственными.

Все элементы советского пространства стремительно меняются местами, советское пространство инвертируется и размывается в ходе пострегионализации.

Хотя РФ и остается геополитически империей, однако в ее пространстве не столь уж велика доля существенно инородных территорий, ищущих свою пространственную судьбу за пределами нынешнего государства; они известны, и нужды нет их перечислять. Территория государства природно, культурно и ландшафтно весьма неоднородна - но столь однородной, прежде всего культурно, она не была уже много столетий (может быть - и никогда). РФ - все еще империя, но менее империя, нежели за всю имперскую историю России. В имперской стене появилось окно возможностей, и через него видимы контуры потенциально неимперской (постимперской) России. Это - поразительная геополитическая новость. (Но используется ли, осознается ли новизна пространства, наметившийся разрыв с полутысячелетием имперской структуры? - вряд ли, коль скоро власть стремится законсервировать уходящие, в сущности архаические черты и структуры пространства, выдвигает и продвигает все новые имперские проекты.)

В СССР регионы уже существовали и набирали помаленьку силы, они были латентными "игроками" (но см. кампании борьбы с местничеством); институты-детали, блоки государства могли приобретать собственные интересы - но в СССР не было негосударственных блоков. Сейчас же, при всей могучей силе регионализации (вплоть до приватизации регионов), в целом по сравнению с советскими временами произошедшего усиления доли и роли регионов как деталей государственного пространства в жизни страны и государства, мы непосредственно наблюдаем негосударственное или, если угодно, уже постгосударственное обустройство пространства; регионы стремительно размываются - но, как и процесс регионализации, который был замечен экспертами только после многих лет протекания, этот процесс также не привлек пока никакого внимания. Укажу здесь только на фактически проведенное заново коммерчески-географическое освоение всего пространства страны внутренними "челноками" - независимо от административно-региональной структуры (этот интереснейший феномен привлек поразительно мало аналитического внимания) - и на быстро набирающий силу процесс формирования новых территориальных общностей разных размеров вне каркаса советского пространства - пострегионализацию.

На смену мощной спонтанной регионализации, в которой новые места и роли приобретали регионы - былые составные части советского пространства, - пришла пострегионализация. Современное пространство Российской Федерации - уже не только система крупных блоков-регионов, но быстро усложняющаяся мозаика больших и малых территориальных локусов, обретающих пространственное развитие и резко контрастирующих с окружением. В отрыв - экономический и социальный - от окружающей территории уходят и целые регионы, и их части, и отдельные поселения, и фрагменты городов и сел, и былые колхозы-совхозы, и новые фермерские хозяйства... Пространство становится все сложнее, в нем все больше различий; но ведь ресурсы (особенно пространственного развития) - это не наличие, а именно различие. В ходе пострегионализации новые пространственные субъекты становятся все более сомасштабны личности, отдельному человеку. Это ли не фундаментальная новация для имперского пространства и не симптом шанса нормализации, восстановления культурного ландшафта?!

В современной РФ появилось новое обустройство пространства. Пространство стремительно диверсифицируется, спонтанно организуется уже независимо от властно-государственного каркаса.

Очень устойчивое географическое положение - и то уже четко различает и даже уже растождествляет РФ и СССР, даже РФ и РСФСР. Главная часть мира лежала к западу от западных границ СССР: евроатлантический макрорегион - главная часть мира сейчас лежит к востоку от восточных границ РФ: быстро поднимающийся азиатско-тихоокеанский макрорегион мира. Для РФ куда более важно положение относительно Каспийского моря: РФ в некоторых отношениях становится Северным Прикаспием, чем никак не был СССР. РФ перестала быть значимой черноморской страной, де-юре - но еще не де-факто (военные базы в Средней Азии) - потеряла контакт с Ближним Востоком; то же самое относится к Центральной Европе, Юго-Восточной Европе и Малой Азии. Географическое положение РФ куда скромнее, проще и беднее, нежели у СССР. Нет у РФ - в отличие от СССР - и связующих общих частей с Восточной и Центральной Европой, Ближним и Средним Востоком. Отличие РФ от СССР еще и в том, что РФ в одном отношении дальше от Европы (отделена несколькими поясами государств от основного массива единой Европы) - а в другом отношении ближе и стала ее непосредственным соседом на границе РФ и Финляндии.

* * *

Ни страной Россией, ни вообще страной Российская Федерация все еще не стала - пока это только поле сборки фрагментов СССР. У современной РФ сейчас есть пока лишь шанс стать страной - и в этом случае страной иной и новой, нежели был и СССР, и дореволюционная Россия. Момент ответственнейший. Шансы частичной реставрации (полная или существенная реставрация уже невозможна) убывают, но они еще сохраняются. Время выбора настало - пока же спонтанные процессы распада СССР преодолевали структурную инерцию советского пространства, реальной возможности выбора не было. Хочет ли современная Российская Федерация разорвать свою связь с советским пространством, СССР и имперским прошлым - или она хочет "подморозить" ситуацию? Альтернатива определенна - и мучительна: или возврат к некой смеси советско-имперских прошлых (фактически же - новый имперский проект) - или постепенное конституирование новой страны, новой России.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Александр Бугаев, Планета "организованного насилия" /11.01/
"Теория общества" не получила распространения среди марсианских ученых по причине своей явной надуманности. Она не заслуживала бы отдельного упоминания, если бы не открытие возможности принудительного воздействия на поведение индивидов.
Ярослав Бутаков, Чемодан-вокзал-Россия /09.01/
Создание компактного русского этнического ядра на территории РФ, стягивание русского народа в Россию, в противовес бесплодным мечтаниям о скором имперском реванше - вот единственно реалистичное содержание российской политики на ближайшие десятилетия
Сходки-2004 /31.12/
В каком состоянии пребывает постсоветское гуманитарное знание? Чем оно является на данный момент как целое и во множестве своих отраслей? Опытом делятся Николай Гринцер, Григорий Крейдлин, Максим Кронгауз, Роман Лейбов, Никита Ломагин, Игорь Лощилов.
Константин Крылов, На плаву /30.12/
Для российской власти это был год возобновления внешнеполитической деятельности. По большей части неудачной, но надо подчеркнуть: речь идет не просто о неудаче, а о неудаче в делах, которыми российская власть не занималась уже очень давно.
Иеромонах Григорий (В.М.Лурье), Культурная контрреволюция /30.12/
Главный культурный итог года - обвальное поражение русской культуры. Не один 2004 год в нем виноват, но именно этот год закончился для русской культуры обвалом и ритуальным поношением - в Киеве на майдане. Может быть, в нашей "взрослой" культуре не осталось ничего хорошего. Но настоящая культура - та, которая нацелена на 17-летних.


предыдущая в начало следующая
Владимир Каганский
Владимир
КАГАНСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки: