Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Оппозиция < Вы здесь
Король умер
Дата публикации:  5 Июля 2004

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Съезды правых сил

Союз правых сил провел свой съезд в дорогом отеле "Холидей Инн" в подмосковном Виноградове. Догадываюсь, что на деньги Чубайса. В своих номерах за понедельник 28 июня многие газеты осветили это событие, произошедшее в последний уик-энд июня. Действующие лица были все те же. Правда, Егор Гайдар, Анатолий Чубайс и Борис Немцов сели в зал, в первый ряд, а на сцене председательствовал член политсовета Виктор Некрутенко. Основным докладчиком выступал Леонид Гозман. Лидера партии решили пока не выбирать, хотя представители регионов, в частности делегаты Карелии и Самары, настояли на голосовании о включении в повестку дня избрания лидера партии. Голосование, однако, показало, что большинство съезда - против избрания лидера. Как пишет "Коммерсант" от 28 июля, "на этом вопрос о лидере был закрыт. Политсовет до конца декабря должен провести праймериз среди всех членов избирателей - сторонников СПС, которые из предложенного списка кандидатов выберут одного". Газета "Газета" так суммирует съезд СПС: "В итоге выборы лидера отложили на неопределенный срок. Но приняли решение победить на выборах в Думу в 2007 году". Отчасти за счет замены электората. Новый лозунг для избирателя звучит так: "Мы - партия работающих людей, а не партия бизнеса". Замечу, что о работающих людях СПС возвестил Леонид Гозман. "МК" за тот же день, 28 июля, приводит уточненную версию открытия Гозмана: "У нас репутация партии бизнеса. Какой, к черту, бизнес! Мы партия трудящихся!" И еще один перл Гозмана: "Все 90-е годы про нас говорили: эти ребята сволочи, на ЦРУ работают, но очень умные! А теперь осталось только про то, что мы сволочи, и про ЦРУ!" Съезд принял документ, из которого следует, что СПС никогда не будет объединяться с коммунистами и националистами. Аркадий Мурашов предложил коллегам идти в "Единую Россию". "Чем мы особо отличаемся от Суркова или Поллыевой, или от Козака, Шаронова, Кудрина? Я объявляю о создании комитета по переговорам с "Единой Россией" ("Газета" от 28 июля). Мурашову следует напомнить, что перечисленные им лица от Суркова до Кудрина принадлежат к группе Путина, в то время как СПС - побежденная партия, не попавшая в Государственную Думу. С какой стати Путин должен раздавать генеральские должности побежденным политикам? Брать их в свою армию?

Ориентация на выборы 2007 года демонстрирует непонимание Союзом правых сил ситуации в стране. Их вышибли из госдумской политики не для того, чтобы взять туда опять. Уже подготовленный ЦИК, Вешняковым лично законопроект не сегодня-завтра подымет до 7%, а то и до 10% планку прохождения в Думу. Это будет сделано расчетливо, с прицелом на то, что СПС и "Яблоку" удастся объединиться. (А это еще вилами по воде писано, удастся ли им создать общий список. У Явлинского может появиться соблазн дождаться, когда организационно более слабая партия - СПС помрет от бессилия. Две правых партии на небольшой правый электорат - роскошь!) На съезде СПС говорили обо всем, кроме основной проблемы СПС: как сохранить партию, как пережить надвинувшиеся внепарламентские тяжелые времена? Какой должна быть тактика СПС, выброшенной из Государственной Думы? Что они будут делать до выборов 2007 года? Бороться как? Какими методами?

Вечером 28 июня Л.Гозман (СПС) и С.Иваненко (зампред "Яблока") вместе с аналитиками обсуждали на "Эхе Москвы" проблемы правых сил. Иваненко так обозначил тактику "Яблока" на ближайший период: "Следует возвратиться к тому, что мы делали в начале 90-х годов: писать статьи, разъяснять... И нужно делать демократическую коалицию. Она должна создаваться снизу. Нам избиратели должны сказать, кто будет в этой коалиции". Как видим, если часть СПС планирует присоединиться к противнику и лишь часть Союза правых сил ищет союза с другими демократами, т.е. с "Яблоком", то "Яблоко" хотя бы не планирует присоединяться к Путину. Часть СПС и яблочников, впрочем, уже присоединилась: Крашенинников и Лукин - яркие примеры. 3 июля состоялась вторая часть 12-го съезда "Яблока" (первая прошла полгода назад). Обсуждалась политическая позиция партии в новых условиях и отношение партии к новым инициативам правительства. В результате С.Иваненко, заместитель Явлинского, заявил, что "Яблоко" будет участвовать в региональных выборах уже со следующего года, а Явлинский заявил, что партия готова к сотрудничеству со всеми политическими силами, "исключая тех, кто исповедует идеи Сталина, Берии (!) и Ленина", (именно в таком порядке перечислило их радио "Эхо Москвы"). Таким образом, как и СПС, "Яблоко" фактически отказывается от политического союза с коммунистами. Мудрым подобное решение не назовешь, назовешь глупым, вот и называю. Ребята забыли, что они теперь непарламентские партии. Их "принципиальность" приведет их к политической дистрофии, а потом и к смерти. Так нельзя! Это эмоции, а не политика. Ничего эпохального на съезде "Яблока" не произошло. Явлинский остался лидером партии. Внесены поправки в устав, но разве поправки кого интересуют. В "Яблоке", впрочем, появился червячок - фракция "Демократическая платформа".

Раскол в КПРФ

Признаюсь, я не верил, что он произойдет. С виду смирные, вялые старые ребята, и такие эмоции!. Весь июнь месяц СМИ были забиты сообщениями о разногласиях в стане КПРФ. Красноречивы были уже одни заголовки: "Бунт на местах" ("Новые Известия"), "На юбилей Зюганову подарят преемника" ("НГ"), "Зюганов немножко мешает партии двигаться гораздо быстрее" (Коммерсант) и т.д. и т.п. Диссиденты-коммунисты выходили в СМИ с эмоциональными заявлениями, оспаривая своего вождя. Оказалось, больше половины членов ЦК (всего их аж 158! Зачем столько?) оспаривают Зюганова. Сергей Потапов, член ЦК, сказал "Коммерсанту" (номер от 18 июля с.г.): "Зюганов очень нужен Кремлю, так как он слабый соперник и с таким соперником легче бороться. Такой человек, на мой взгляд, не может стоять во главе КПРФ". Еще один, точнее одна, заводила бунта чекистов - Татьяна Астраханкина истерично назвала Зюганова "охвостьем Ельцина"! Ай-ай, Татьяна Александровна, в свое время Зюганов дал вам путевку в политику, поддержав вас против Савенко (Лимонова) на выборах в Госдуму по 172-му округу. Вот как он о вас высказывался, цитирую по газете "Правда" от 10 августа 1994 года: "Астраханкина Татьяна Александровна. Молодая журналистка. Умная. Обаятельная. Самородок. Местные мне сразу сказали - авторитет у нее безоговорочный". А вы его охвостьем спустя десять лет! Судя по всему, самородок Астраханкина играла роль фурии-вдохновительницы для антизюгановских сил. Ее фамилия стоит первой, и не только в порядке букв алфавита, среди авторов знаменитого антизюгановского письма, в котором члены ЦК КПРФ Астраханкина, Зорькин, Потапов, Шульга, Кулешов, Жигулин и Гуськов обвиняют Зюганова в попытке "продажи" КПРФ и требуют его отставки. В ответ Зюганов обвинил их в сговоре с Кремлем.

После артподготовки - обмена залпами обвинений в середине июня начались активные военные действия. 16 и 17 июня соответственно Зюганов и Ко и его соперники: Астраханкина, Потапов и Ко провели пресс-конференции, направленные друг против друга, стенка на стенку. Дальнейшие военные действия развивались следующим образом. 1 июля вдохновитель и, по-видимому, организатор антизюгановцев г-н Семигин исключил т. Зюганова из НПСР и назначил и.о.председателя - себя. Этот удар был нанесен в ответ на исключение парой недель ранее г-на Семигина из КПРФ. (В которой тот якобы и не состоял. Так состоял или нет?) 1-го же июля состоялись два пленума ЦК КПРФ. Антизюгановский пленум имел место на Страстном бульваре, и на нем присутствовали не то 92, не то 96 членов ЦК. Эти люди досрочно сняли Зюганова с поста главы партии, а на его место избрали губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. Сторонники Зюганова, они утверждают, что их тоже было более половины состава ЦК, собрались в НИИ на Ягодной улице. Они, в свою очередь, исключили из ЦК Сергея Потапова, Леонида Иванченко и Татьяну Астраханкину, то есть главных руководителей антизюгановского восстания в центральном комитете. 2 июля все коммунисты были заняты борьбой против принятия в Госдуме закона об отмене льгот. Они митинговали и возмущались.

3 июля братоубийственная война в КПРФ вспыхнула в буквальном смысле с удвоенной силой. В Москве состоялись сразу два съезда КПРФ. (Представляю, как радовались в Кремле!). В киноконцертном комплексе "Измайлово" открылся съезд зюгановского КПРФ. На этом съезде присутствовали 246 делегатов. В ходе тайного голосования Зюганова поддержали 214 человек, против высказались 32 человека. В ЦК были избраны старые партийные зубры, такие как Купцов, Лигачев, Лукьянов, Стародубцев. Мельников стал первым заместителем председателя КПРФ. Председателем был избран Зюганов. Однако это, конечно, не победа Зюганова, но поражение. Так как в альтернативном съезде КПРФ (где он проходил, осталось тайной), участвовал 171 делегат, председателем КПРФ был избран Владимир Тихонов. Сергей Потапов стал его первым заместителем. Председателем контрольно-ревизионной комиссии стала Астраханкина.

Зюгановский съезд исключил председателя раскольнической альтернативной КПРФ Тихонова из КПРФ. На обоих съездах присутствовали представители министерства юстиции. Теперь обе КПРФ непременно обратятся за помощью в Минюст, и чиновники, радостно потирая руки, будут решать, за какой половиной партии оставить наименование КПРФ. Когда это случится, другая половина - азартные старики наверняка придумают себе название очень близкое, как это водится, к КПРФ, ну скажем "Коммунистическая партия России". О безрассудные! Что же вы наделали все!

Нужно было сдерживать себя. Сор из избы выносить было нельзя. Нельзя обращаться к СМИ и даже к обществу через СМИ, используя их во внутрипартийной борьбе. Это кухонные манеры! Я печалюсь. Страдаем в данном случае все мы, весь лагерь оппозиции. Сильная КПРФ была нужна нам даже в том умеренном, робком варианте, в каком она существовала последние годы. Нужна была КПРФ как сила, уравновешивающая общество, не дающая режиму совсем уж распоясаться. А что теперь? Губернатор Тихонов упорствует ("Росбалт", 4 июля): "Партия одна... Рано или поздно все станет на свои места. Мы не собираемся разъединить партию, наоборот, собираемся объединить ее в единый кулак". Ну да, г-н губернатор, как же, держите карман шире: Уверен, депутаты двух КПРФ в понедельник в Госдуме руки друг другу не подадут. Какой кулак!

Итог: в РФ было восемь, а стало десять мелких компартий.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв ( )


Предыдущие публикации:
Эдуард Лимонов, Кризис партийного руководства /11.06/
Свобода создания политических организаций, свободная для всех улица - вот условия, при которых появилась целая плеяда лидеров: и Юшенков, и Старовойтова, и Собчак, и Зюганов, и Анпилов. После этого наступил мертвый сезон - время назначенных наследников.
предыдущая в начало следующая
Эдуард Лимонов
Эдуард
ЛИМОНОВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Оппозиция' на Subscribe.ru