Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Выставки < Вы здесь
Шведская выставка # 4
Некоммерческое обозрение новых книг об искусстве

Дата публикации:  9 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Павел Муратов. Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи. 1923-1934 / Сост. Ю.П.Соловьев. - М.: Издательская группа "Прогресс", 2000. - 320 стр.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-01-004670-9.

Павел Муратов - замечательный искусствовед. Он написал пока не превзойденное сочинение в жанре путевых заметок "Образы Италии". Муратов также был одним из тех, кто открыл древнерусское и византийское искусство. Но данная его книга представляет собой в основном собрание истерической публицистики, впервые напечатанной в органе эмигрантской интеллигенции - газете "Возрождение". В эмиграции Муратова охватила характерная для всех русских за границей депрессия - и он бросился пафосно спасать европейскую культуру. Кажется, именно он первым употребил термин "Антиискусство" применительно к модернизму. О, если б Максим Соколов умел читать набранное мелким шрифтом! Ему бы очень понравились рассуждения Муратова о реабилитации термина "русский империализм". (Кстати, вовсе не Соколов или Гельман, а Муратов еще в конце двадцатых ввел в обиход обалденно точные и проникновенные термины "россиянин" и "российский".)

При этом Муратов и в двадцатые с каким-то безумным упорством продолжал сочинять очень символические опусы. (Некоторые из них недавно переизданы.) Они, как и прочие порождения "высокого вкуса" той поры, выглядят совсем уж фатальной безвкусицей. Люди с по-настоящему тонким художественным вкусом в то время читали Маркса, дружили с Троцким, занимались разрушительными футуризмом и сюрреализмом. В самой фигуре Муратова - какая-то метафизика: читая сборник, начинаешь трагически размышлять о том, что же мешает изощренно образованному русскому европейцу стать просто европейцем. Впрочем, газетный темп статей, среди которых есть и тексты, посвященные спорту или кинематографу, роднит Муратова с такими знаменитыми плакальщиками по Культуре, как Барт или Бодрийар. Быть московским снобом и эстетом - довольно тухлое занятие. Гораздо веселее писать про всякую всячину в газету; таким способом даже совсем конченые люди обретают человеческий облик. Впрочем, у Муратова - газетного эссеиста есть только один недостаток: страстность неофита, ведущая к отсутствию столь привлекательного во французах фатализма. Еще, конечно, раздражает его приверженность к рассуждениям на интеллектуально тупиковые темы - такие, как Судьба России. Сколь много выдающихся умов эпохи погибло и сгнило на корню, пойдя по этому порочному пути.

Муратова оправдывает лишь сотрудничество с английской разведкой да смутно прочитывающиеся симпатии к дуче. (К сожалению, в издании не републикована упоминаемая в предисловии статья "Счастливая Италия" ("Возрождение", 15 февраля 1928 года). Там Муратов писал о "пластичной власти, угадывающей интересы народа".) Впрочем, отечественные фундаменталисты никак не могут простить Павлу Павловичу то, что он первым заговорил об иконе как о произведении визуального искусства, элиминируя сакральные свойства объекта. Другие его почитают как продолжателя дела незабвенного графа Уварова.

По нашим временам издание осуществлено дешево, но качественно. Есть даже именной указатель; толково и жизнеописание Павла Муратова, подготовленное составителем сборника Ю.П.Соловьевым. Особенно важна публикация статей "Открытия древнерусского искусства" и "Византийская живопись", научная ценность которых не уменьшается с годами. В первой рассказывается, как церковь гноила и разрушала те самые иконы и древние фрески, на которые сейчас претендует (см. статью Владимира Сарабьянова "Кому принадлежат церковные древности?". Оказывается, на самом деле иконы для нас сохраняли сначала старообрядцы, а потом - эстеты вроде Грабаря и Муратова). Так что было бы резоннее издать сборник чисто искусствоведческих трудов Муратова. Получилось бы гораздо более актуально и существенно менее депрессивно. А так может показаться, что Муратов был провинциальным мыслителем, а не искусствоведом мирового класса и восхитительным писателем об искусстве.

Цитаты: Свидетели индустриального капитализма ХХ века, свидетели войны 1924-1918 годов, мы не можем сомневаться в том, что науке свойственно злое начало. Наука является в большей мере источником социального зла, чем социального добра.

И все же почти всегда приятно посмотреть кинематограф! И в этой простейшей и кратчайшей формуле заключается огромнейшее завоевание антиискусства. Приятно смотреть в кинематографе чаще всего не то, что показывается с такой затратой всяческой энергии, но самые обыкновенные, самые незаметные вещи. Приятны иногда просто идущие люди, особенно люди, идущие по лестнице. Всегда весела улица, заманчив порт, увлекательны строго согласованные движения людей, пускающих в ход аэроплан. Движение человека само по себе оказывается достаточным зрелищем.


Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа под ред. Н.Ф.Чужака. - М.: Захаров, 2000. - 284 с.; тираж 3000 экз.; ISBN 5-8159-0086-9.

Цитата (Виктор Шкловский): Литературный работник не должен избегать ни профессиональной работы вообще, ни занятий каким-нибудь ремеслом, ни газетной корреспондентской работы, причем техника производства везде одна и та же. Нужно научиться писать корреспонденции, хронику, потом статьи, фельетоны, театральные рецензии, бытовой очерк и все то, что будет заменять роман.

Эта очень хорошая и правильная книжка была написана в 1929 году для очень хороших и правильных парней и девчат. И участвовали в ней тоже ребята очень правильные и прогрессивные - О.М.Брик, В.О.Перцов, В.В.Тренин, С.М.Третьяков, Н.Ф.Чужак, В.Б.Шкловский.

Жаль только, что у них ничего, собственно говоря, не получилось с этой самой литературой факта. Формализм-то в руках Вити Шкловского очень даже неплохой вышел. Но это уж совсем другая история. Сразу после появления книжки наступили иные времена, и потому рабкоры и рабфаковцы вовсе не поголовно стали грандиозными писателями, хоть бы и пролетарскими. Так что огромного спасиба заслуживает издатель Захаров, который засунул сборник в сканер и републиковал его, подрывая основы бизнеса антикваров и букинистов. Но особенное ему спасибо за новейшее открытие в эдиционной технике; тотальное отсутствие каких-либо комментариев и примечаний на самом деле улучшает карму нашего героя - читателя-писателя, оставляя ему возможность когда-нибудь переродиться в Буревестника. Хотя у меня возникают и соображения чисто профсоюзного толка: по какой причине литпамятник, изданный без научного аппарата, может стоить так дорого? почему б не найти архивного юношу какого-нибудь для составления примечаний и не заплатить ему гонорар из незаконно изъятых у покупателей денег?

Хочу, однако, сказать, что со всем, что написано в сборнике, я лично абсолютно согласен. Писать в газету - гораздо правильнее, чем тискать романы. Более того: только попрактиковавшись на производстве, можно приступать к такому важному делу, как романы. У Марининой получилось, да и Чхартишвили тоже не подкачал. Так что лозунг дня √ "Писатель - на производство". Вот издатель Захаров взялся не за свое дело - и как влип чудовищно┘


Бенедетто Кроче. Эстетика как общая наука о выражении и как общая лингвистика / Пер. с итал. В.Яковенко; ред. и предисл. А.Е.Махова. - М.: Intrada, 2000. - 159 с.; тираж 1000 экз.; ISBN 5-87604-047.

По своему эдиционному великолепию книжка принадлежит к тому же разряду, что и товар издателя Захарова. Просто и без всяких затей пересканированное издание 1920 года. Однако к сканированному приложено довольно выспреннее предисловие г-на Махова А.Е., из коего совершенно невозможно понять, чем же так знаменит итальянский философ и почему он был культовой фигурой и у русских формалистов, и у бахтинистов "под маской". Возможно, Махов не читал ни трактата И.А.Овсянниковой (см. ниже), ни изданной в прошлом году в Петербурге "Антологии сочинений по философии" Бенедетто Кроче. Там, в комментариях Светланы Мальцевой, все достаточно подробно рассказано и про Кроче, и про фашизм, коммунизм и либерализм, и про эстетику. По счастию, получилось так, что ранняя работа философа "Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика" в указанный объемистый том не вошла, так что филологические юноши и девицы, выбирающие путь в жизни, смогут вживе изучить столь потрясший некогда наши лучшие умы постулат о преобладании Формы над Содержанием. "Эстетический факт представляет собой, таким образом, форму и только форму". Занудство, конечно, нечеловеческое. Это вам не Шкловский или Курицын. Но кто обещал, что будет весело?

Цитата: Одаренный человек, который корчит из себя или выдается другими за что-то далеко отстоящее от нее, находит свое наказание в том, что становится или кажется немножко смешным. Таков гений романтического периода, таков сверхчеловек нашего времени. Но зато - как это тоже следует заметить - со своей возвышающейся над человечностью позиции художественный гений низвергается и ставится ниже человеческой природы трудами тех, кто думает, что его существенным свойством является бессознательность.


В.П.Зубов. Труды по истории и теории архитектуры / Сост. М.В.Зубова; послесл. В.Н.Гращенкова, М.В.Зубовой, Т.Ф.Саваренской. - М.: Искусствознание, 2000 (Библиотека журнала "Искусствознание". Вып. III). - 528с.; тираж не указан; IBSN не указан.

Василий Зубов никогда не принадлежал к блестящим искусствоведам вроде Муратова или Грабаря. Несмотря на то, что он начинал работать в двадцатых годах в ГАХН под началом Густава Шпета, Василий Павлович прославился вовсе не теоретическими рассуждениями, но тщательным и доскональным знаточеством чисто немецкого типа. Университетским ученым и по сей день удается сохранять тот уровень энциклопедизма, которым обладал Зубов, но они почему-то никак не могут из бесконечного напластования частностей сложить нечто целостное и отличное от статеек в малотиражных сборниках. К сожалению, основные труды Зубова в свое время до печати не дошли. Но так легко себе представить изысканно подобранные и тщательно откомментированные под маркой Akademia зубовские антологии - "Византийский архитектор" и "Архитектура западного средневековья": на хорошей бумаге, с отличными иллюстрациями. Просто песня. Витрувий в издании Зубова на букинистическом рынке стоит, говорят, совсем уж бешеных денег.

До печати зубовские издания не дошли по той же причине, что сугубо научная литература не доходит и сейчас "А зачем это нужно народу?". Вумственные книжки по-прежнему публикуются в малотиражном сером и невзрачном виде, попечением немногих оставшихся энтузиастов. Тем не менее даже в таком виде издание трудов В.П.Зубова, предпринятое наследниками ученого и журналом "Искусствознание", выглядит просто каким-то адамантом средь мусорной кучи. Тут есть и хорошо составленное жизнеописание ученого, и полная библиография, и краткий именной указатель, и просто "Указатель".

Что же до эпохи, в которую жил Зубов, то о ней говорит только работа, выполненная в Академии архитектуры, руководимой постклассическим архитектором Жолтовским, да короткая главка "Элементы принудительности и свободы в творчестве византийского архитектора". Интересно, что со временем Зубов и эту скользкую искусствоведческую стезю бросил, перейдя работать в Институт истории искусствознания и техники. Там, подобно истинному возрожденцу, применил к делу свое мастерство и бесконечные знания. Жалко, что сейчас этим почти никто не занимается. Кстати, Аристотеля, Леонардо и Данте издал именно Василий Павлович.

Цитата: "В прежний вид", "в тот же вид" (так писали в монастырских и церковных уставах. - А.К.) - эти слова звучат настойчиво. Такой запрет - не "охрана художественного памятника" и не создание художественного "заповедника". Это - желание остановить время.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Андрей Ковалев, Шведская выставка # 3. Больше гитик! /13.10/
Неразрывность переходности в свете многоплановости и понимания значимости; Богородица вне конфессий; клуб кожевников "Буревестник" - предтеча клуба "Проект О.Г.И."; смазливые мешки с продолговатыми ушами; Ковалев, прекратите смеяться!
Андрей Ковалев, Шведская выставка # 2 /29.09/
По Бруням - Льва; дефицит бульдозеров в штате Джерси; кунстмагазин про "Айдан" да "Пандан"; расстояние между тетей Асей и фаллосом стремительно сокращается.
Андрей Ковалев, Шведская выставка #1 /20.09/
Неизвестный в джинсах и черной рубахе; порция серебряного века в ресторане "Пекин"; о патологической нервозности Врубеля; вернисаж на похоронах; Главлит как рассадник модернизма. Некоммерческое обозрение новых книг об искусстве.
предыдущая в начало следующая
Андрей Ковалев
Андрей
КОВАЛЕВ
художественный критик
aakovalev@yahoo.com
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Выставки' на Subscribe.ru