Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Актуальный Фрейд в Санкт-Петербурге
Дата публикации:  11 Ноября 1999

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

4 ноября 1999 года исполнилось 100 лет с момента публикации одного из самых головокружительных бестселлеров ХХ века - "Толкования сновидений" Зигмунда Фрейда. Санкт-Петербург оказался в числе городов, достойно отпраздновавших этот юбилей: в Институте Психоанализа открылся "Музей Сновидений".

Открывшийся Музей - совершенно особый, в своем роде единственный. По очевидным причинам он не может конкурировать ни с Венским, ни с Лондонским музеями Фрейда по объему исторической документации и количеству раритетов, связанных с жизнедеятельностью основателя психоанализа, хотя в нем имеются и такого рода экспонаты. Как утверждает автор проекта, куратор и директор Музея Виктор Мазин, "МС" и не стремится к подобной конкуренции, позиционируя себя как "тотальную инсталляцию", связанную "не столько с местом, где жил Фрейд, не столько с материальными вещами, сколько с его идеями, сновидениями, теориями, мечтами - всем тем, что идеально, эфемерно, фантазмично, виртуально, едва уловимо". Приглашенные актуальные художники, среди которых Павел Пепперштейн, Сергей Бугаев (Африка), Андрей Хлобыстин, Наталья Першина-Якиманская и многие-многие другие, представили работы самых различных визуальных жанров. В Музее два небольших зала, оформленных художником Владимиром Кустовым. Всякого рода "случайностям", которыми злоупотребляют обычно в концептуализме, Мазин и Кустов предпочли скрупулезное внимание не только к "целому" Музея, но и к его иногда незаметным составляющим. В итоге - тщательнейшим образом разработанное пространство, изысканный интерьер, особая психоделическая атмосфера и общее ощущение от Музея как от глубокой и четко реализованной идеи. Даже запах в Музее был в день открытия специфический - рассеянный по залам дымок индийских благовоний (не столько, правда, отсылающих к Фрейду, сколько нейтрализующих запах свежевыкрашенных стен Института и работающих на общую психоделику "МС").

Слово Виктору Мазину: "Экспозиция построена таким образом, что закономерно вызывает вовлеченность смотрящего, активизирует мышление, провоцирует чувство соучастия. Некоторые объекты едва различимы, некоторые слова можно прочитать, только меняя точку зрения. Как и во сне, мы не все здесь распознаем, не все запоминаем из того, что всплывает из темных глубин. В конце концов, мы видим то, что видим, и - нередко - то, что хотим увидеть... Идеальная ситуация, в которой может оказаться посетитель, возникает тогда, когда он остается один и забывает, где находится, когда стирается грань между тем, где кончается экспозиция и всплывают собственные образы". Экспонаты первого зала - скорее документального, информирующего и репрезентирующего характера. Второй зал, вытянуто-углубленной формы, словно египетская гробница, представляет собой застывшее собрание сновидений и образов.

Оборотной чертой этой скрупулезной, несколько консервативной, с акцентом на визуальность музейной стратегии явилось неудовлетворение некоторых, возможно избыточных, чаяний ряда пресыщенных посетителей. В частности, мы не обнаружили психоаналитической кушетки. Не было и практикующего дежурного психоаналитика (в качестве действующего экспоната, разумеется). Атмосфера второго зала приближена к чиллаутной, но нами не было замечено ни пуфов, ни тюфяков, куда усталый путник конца века мог бы преклонить голову, чтобы предаться собственным грезам в сакральной музейной тиши и в окружении материализованных фантазмов. Нельзя было приобрести знаменитых сигар Учителя или понюхать его любимый кокаин. Оказалась обойдена вниманием и фигура одной из самых знаменитых инсинуаторш тех лет - мадемуазель Лу Саломэ, которая вскружила голову Фрейду, а до него Ницше и Рильке, и так же последовательно отказала всем этим уважаемым господам в близости, тем самым, безусловно, фрустрировав лучших представителей немецкоязычной культуры, в частности отца психоанализа.

Кроме известных личностей арт-мира, в день открытия Музей посетило немало просто привлекательной и модной молодежи. Возможно, то был эффект музейной атмосферы или благовоний, но мне показалось, будто нарциссического облика молодые люди и не менее очаровательные девушки, словно фантомные персонажи сновидений, косяками заходили и растворялись в этом магическом, погруженном в полумрак интерьере.

На втором этаже Института весь вечер звучала живая классическая музыка эпохи Баха и Генделя в исполнении трио - и был фуршет. У входа в Музей все желающие могли приобрести очередной номер (хочется сказать том или волюм, настолько он внушителен полиграфически) журнала "Кабинет", выпущенный главным редактором Виктором Мазиным специально к открытию "МС".

Отныне "Музей Сновидений" будет открыт для посещений по вторникам и воскресеньям с 12.00 до 17.00. В его стенах планируется проводить лекции, чтения, семинары.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вениамин Лачинов, Волки! /10.11/
Из досье газеты Алфавит: "Имя Волк. Кличка Серый. Характер нордический. В отношении с товарищами по охоте ровен и надежен. Отличный спортсмен."
Глеб Павловский, Да здравствует 18-е брюмера! /09.11/
Двести лет назад было покончено с Великой Французской революцией. Покончено при помощи переворота, а как еще? Сам переворот 18 брюмера практически был конституционным. Франция очнулась и начала выбираться из волшебного леса.
Навстречу празднику. С Днем Милиции, дорогие товарищи! /05.11/
Как выяснилось, многим сотрудникам и авторам РЖ есть за что благодарить отечественную милицию. Истории из жизни Романа Лейбова, Андрея Левкина, Ильи Овчинникова, Юлии Фроловой, Ивана Давыдова, Марины Фрейдкиной, панегирик умеренно культового писателя Бычихина. Внимание!!! Впервые в РЖ - текст Галины Скрябиной, победительницы конкурса на звание самой красивой девушки столетия.
Леонид Ионин, Русский апокалипсис: фантастический репортаж из 2000 года /02.11/
Аркадий Драгомощенко, В сторону публичности /02.11/
На какое-то время премия им. Андрея Белого оставалась единственной, поскольку зависела лишь только от "крика птицы, оттенков ржавчины и утренней дремоты". Возможно, таковой она останется и в дальнейшем. 22 ноября будет оглашен список ее лауреатов за 1999 год.
предыдущая в начало следующая
Евгений Майзель
Евгений
МАЙЗЕЛЬ
daseiner@rol.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100