Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
На той далекой, на "холодной"
Дата публикации:  14 Февраля 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Небезынтересно посмотреть, каким было отношение к России во второй половине XIX столетия и что думали тогда об этом в обществе.

В 1869 году подписчики первого номера журнала "Заря" прочитали первые главы книги "Россия и Европа" (в 1871 году она вышла отдельным изданием). Написал ее незаслуженно забытый сейчас философ и мыслитель Николай Яковлевич Данилевский. Многие его мысли до сих пор актуальны, а кое-что из подмеченного им 130 лет назад как будто происходит в наши дни!

Вот цитата из его книги: "Россию тогда обвиняли во многом. В частности, "Россия - гасительница света и свободы, темная мрачная сила, политический Ариман (в иранской мифологии верховное божество зла). У знаменитого Роттека (лидера первого поколения германских либералов) высказана мысль, что всякое преуспеяние России, всякое развитие ее внутренних сил, увеличение ее благоденствия и могущества есть общественное бедствие, несчастье для всего человечества. Это мнение - есть только выражение общественного мнения Европы".

Далее: "Не дозволить распространиться влиянию чуждого, враждебного, варварского мира (то есть России). Не допустить этого - общее дело всего, что только чувствует себя Европой. Тут можно и турка взять в союзники..." "Все самобытное русское... кажется ей (Европе) достойным презрения ... Gemeiner Russe, Bartrusse (подлый русский, бородатый русский) суть термина величайшего презрения на языке европейца. Русский в глазах их может претендовать на достоинство человека только тогда, когда потерял уже свой национальный облик". "Прочтите отзывы путешественников, пользующихся очень большой популярностью за границей, - вы увидите в них симпатию к самоедам, корякам, якутам, татарам, к кому угодно, только не к русскому народу..."

1869 год, когда начал публиковаться этот труд, кое в чем похож на 2000 год. И тогда, и сейчас прошло восемь лет с начала реформ (1861 год - освобождение крестьян от крепостного права, 1992-й - гайдаровские реформы). С 1815 по 1854 годы Россия была жандармом Европы, за что ее заслуженно ненавидела передовая общественность. СССР почти 70 лет давил Запад коммунистической угрозой. Было за что не любить нас венграм, полякам, чехам, восточным немцам.

И все же порой поражает эта избирательная ненависть. Во время оккупации Польши немцы истребили 3,5 миллиона ее граждан. И что же? Перед немцами поляки заискивают, а нас ненавидят. При каждом удобном случае поляки вспоминают Катынь, а про Освенцим молчат. Очевидно, есть что-то подспудное, раз и навсегда определенное в этой инстинктивной ненависти простых граждан Запада к русским.

А что же мы? Очень интересна в книге Данилевского глава "Европейничанье - болезнь русской жизни". Вреднее всего, по мнению автора, "...наше балансирование перед общественным мнением Европы, которую мы признаем своей судьею, перед решением которого трепещем, милость которого заискиваем. Такое отношение к иностранному общественному мнению, ... не может не лишить нас всякой свободы мысли, всякой самодеятельности. Мы уподобляемся тем франтам, которые, любя посещать общество, не имеют уверенности в светскости своих манер. Постоянно находясь под гнетом заботы, чтобы их позы, жесты, движения, походка, костюм, взгляды, разговоры отличались бонтонностью и коммильфотностью, - они, даже будучи ловки и неглупы от природы, ничего не могут сделать, кроме неловкостей... Фамусов (комедия Грибоедова "Горе от ума"), ввиду бесчестия своей дочери, восклицает: что скажет княгиня Марья Алексеевна? - и этим обнаруживает всю глубину своего нравственного ничтожества. Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков".

Не правда ли, если вместо слова "Европа" в этих строках поставить слово "Запад" (имея в виду еще и США с Канадой), то написано как будто про наше время?

Если же говорить про США, то в этой же главе Данилевский написал: "Америка считает между своими великими людьми одного человека, который не освободил ее от чужеземного ига (как Вашингтон), не содействовал к утверждению ее гражданской и политической свободы (как Линкольн), а произнес с высоты президентского кресла, что Америка принадлежит американцам, - что всякое вмешательство иностранцев в американские дела сочтут Соединенные Штаты за оскорбление. Это простое и незамысловатое учение носит славное имя учения Монроэ (доктрина Монро) и составляет верховный принцип политики Соединенных Штатов".

Не взять ли современной России этот лозунг на вооружение? Не пора ли во внешней политике переходить к последовательному прагматизму? Царская Россия очень часто выступала за чьи угодно интересы, но только не за свои собственные. Вот это рыцарство и привело ее к закономерному финалу - первой мировой войне и Октябрьской революции. Еще более циничной была внешняя политика большевиков-коммунистов. Все силы - для мировой революции. Ради этой призрачной цели можно было вытягивать из страны топливо и сырье, деньги и оружие, оборудование и продовольствие. Итоги нам известны. Мы хорошо помним, как игнорировал интересы страны и наш последний Генеральный секретарь КПСС: как лихо он вывел войска из Германии, ничего не получив для страны взамен. То-то НАТО отблагодарило нас за этот шикарный жест!

Почему же на всех переговорах с Западом мы не можем сказать: "Господа, Россия вам больше не враг. Вы экономите или имеете возможность экономить сотни миллиардов долларов на военных бюджетах. Так простите за это России ее советский (нероссийский) долг". Куда там! Простить можно полякам и чехам, но не этим "подлым русским"!

В.А.Шевалин, Липецк

Письмо читателя "На той далекой, на холодной" было опубликовано в газете "Известия" #23 от 7 февраля в рубрике "Читатель-соавтор"


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Евгений Сно, Клюквенный опиум /10.02/
Физиология прессы. Фильм "Стигматы" основан на реальных событиях. Сергей Кузнецов поддерживает сальвадорских католиков. Церковь объявила войну театру. Татьяна Толстая - лучшая женщина-критик.
Александр Зайцев, Программа Магадан - 4 /10.02/
Попытку pаскочегаpить pоссиян на пpазднование нового лунного года пpедпpиняла гpуппа "Мумий Тpолль", но с ГУМом обломилось. Стоило ли пеpеться на студию к Питеpу Гэбpиэлу, чтобы записать песню, по котоpой плачет Маша Распутина или "Машина вpемени"? При этом к мелодиям, гаpмониям, словам пpактически нельзя пpидpаться.
Евгений Сно, Список Алана Милна, или Дорогие наши женщины /04.02/
Дуня Смирнова посвящает львиную долю рецензий себе, любимой. Кинокритик Елена Стишова увязла в чужой колее по колено. Зато Пищикова написала о Пушкиных - Оксане и клоне ее Татьяне - так, как только женщина о женщине написать может - в мужском языке столько яда не вырабатывается.
Александр Зайцев, Пpогpамма Магадан-3 /04.02/
Пpогpамма Магадан - это Новости Культуpной И Общественной жизни, в основе котоpых - туго натянутая между Москвой и Магаданом нить. А вот вам о культуpной смеpти. Гpуппа "Миссия: Антициклон" pаспалась. Но пусть это будет pеквием, а не жалобная песенка.
Виктор Перельман, Правдивая история китайцев /03.02/
Некоторые считают, что число глав истории превышает число самих китайцев. Другие думают, что число ее глав превосходит число иероглифов. Мы же уверены, что она превосходит все на свете, потому что она превосходна сама по себе!
предыдущая в начало следующая
Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100