Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Homo Balcanicus
Ученые записки #1.

Дата публикации:  9 Апреля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Homo Balcanicus. Поведенческие сценарии и культурные роли: Античность. Средние века. Новое время (Балканские чтения-6. Институт славяноведения РАН, 26-27 марта 2001).

Уже 11 лет прошло со дня рождения Балканских чтений. Институт славяноведения и балканистики, в недрах которого возникла эта конференция, превратился просто в Институт славяноведения, как бы отражая сужение геополитических интересов государства, а она не только не умерла, но и остепенилась, обзавелась собственными традициями. Одна из них - издание тезисов заранее, что в наше время удается далеко не всем. Это и многое другое - заслуга эллиниста Татьяны Владимировны Цивьян, идейного вдохновителя чтений, и болгариста Ирины Александровны Седаковой, их руководителя и организатора.

По контрасту со строгим пропускным режимом здания РАН на Ленинском проспекте поражает демократичность и открытость самой конференции - тематическая, временная и региональная. Конечно, у каждой конференции есть своя зона интересов, но здесь она достаточно широка. Не случайно тема шестых Балканских чтений допускает самые разные повороты: "Homo Balcanicus: поведенческие сценарии и культурные роли. (Античность. Средние века. Новое время.)" Свое место здесь нашли доклады по филологии и искусствоведению, компаративистике и психологии, этнографии и истории науки.

Получился не корпоративный междусобойчик, а настоящий обмен мнениями гуманитариев-смежников, которые изучают один регион. Так, филолог А.П.Непокупный (Киев) напомнил слова сосланного на Балканы Овидия о том, что местные не понимают обычных римских жестов и толкуют их в обратном смысле. Связано ли это с тем, что многие современные балканские жесты (напр., мотание головой в знак согласия) противоположны "среднеевропейским"? Слависты-этнографы, обсуждая доклад, пытались ответить на этот вопрос, привлекая материалы собственных полевых исследований.

Временной промежуток, охваченный докладчиками, поистине впечатляет. Блестящее сообщение лингвиста Н.Н.Казанского (Санкт-Петербург) было посвящено лексике власти в микенской Греции. Выяснилось, например, что древнейший термин "басилевс" ("царь" - ср. русское "Василий") значил во II тысячелетии до Р.Х. всего лишь "сельский староста". В столь же блестящем докладе болгариста Н.В.Злыдневой (Институт Славяноведения) шла речь о современных сельских старостах на Балканах, которые взялись за кисть и прославились как художники-примитивисты.

Среди главных итогов конференции можно назвать впечатляющую картину культурных связей и влияний, которые фокусируются на Балканском полуострове. Так, Н.В.Брагинская (РГГУ) рассказала, откуда происходят крылатые Эроты - постоянные спутники греческой богини Афродиты. Оказывается, эти нежные создания - прямые потомки огромных крылатых быков с человечьими головами, которых изображали у трона вавилонской богини Астарты (эти скульптуры можно встретить в ГМИИ им. А.С.Пушкина). Главная функция чудовищ была, очевидно, "транспортная" - отсюда их крылья. По мере того как любовь из губительного безумия превращалась в приятное увлечение, спутники Афродиты, да и она сама, становились все менее устрашающими и все более изящными. Промежуточным звеном между чудовищами и крылатыми мальчиками были загадочные "воробьи" из знаменитого стихотворения Сапфо. Древневосточную "родословную" Эротов Н.В.Брагинская проследила весьма подробно: слушатели доклада получили 22-страничный handout с иллюстрациями!

В.Л.Цымбурский (Институт философии) обратил внимание на контакты жителей Балкан с западными соседями, выявив фракийские, то есть северобалканские заимствования в языке древних жителей Италии этрусков. М.К.Трофимова (Институт всеобщей истории) рассказала о том, как греческий алфавит был заимствован коптами и египетские иероглифы сменились изобретенной на Балканах письменностью. В противоположном направлении, далеко на север, также проникали греческие герои и сюжеты. Доклад И.И.Ковалевой (МГУ) об античных мотивах в творчестве Иосифа Бродского вовлек в дискуссию чуть ли не всех присутствовавших: эллинистов и славистов, филологов и этнографов. Таким образом, участники чтений прочертили линии культурных связей с востока на запад и с юга на север, и все они прошли через балканское начало координат.

Разумеется, не могло обойтись и без неудач. Главная из них, конечно, не то, что некоторые доклады оказались слабыми; таких было мало - не больше, чем на любой хорошей конференции. Сильнее всего опечалило то, что участников было заметно меньше, чем обычно. Так, в сборнике тезисов было опубликовано 38 статей, а реально состоялось только 21 выступление. Поэтому трехдневная конференция на этот раз уместилась в два дня. Из нескольких петербуржцев был только один Н.Н.Казанский, не приехали гости из Афин, Калгари и Лондона, да и участников из Москвы было немного. А жаль, потому что эти чтения много объяснили бы тем, кто хочет разобраться в феномене Балкан. Процессы, которые там происходили и происходят, так или иначе затрагивают всех нас, а понять, как живет и мыслит Homo Balcanicus, нельзя без обращения к культуре и словесности региона. Хочется надеяться, что Балканские чтения будут продолжаться, а может быть, станут проходить чаще, чем раз в два года. Есть одно обстоятельство, которое заставляет надеяться на успех и процветание этой конференции в будущем.

В докладе "Субботние люди на Балканах" И.А.Седакова рассказала о том, как в балканском народном сознании осмысляется факт рождения человека в субботу. Оказывается, там распространено представление о том, что день недели, в который рождается человек, в значительной мере определяет его жизненный сценарий. Наиболее маркированным временем недели в разных частях Балканского полуострова оказывается именно суббота; об этом в частности свидетельствуют особые названия людей родившихся в этот день (например, болг. "съботник"), не говоря уже об особых ритуалах, поговорках и т.д. При этом трактовка исключительности "субботних людей" различна: в одних регионах они считаются счастливчиками, в других - неудачниками, но всегда отмечается их особая связь с миром духов. Они могут или выступать в роли талисманов и защитников, или, наоборот, считаться предпочтительными жертвами нечистой силы. Магическое влияние субботы так велико, что оно распространяется не только на людей, но и на домашних животных. После доклада началось интересное обсуждение, в ходе которого зашла речь о "сценариях судьбы" для разных днях недели.

Оказалось, что самым удачным днем рождения на Балканах считается понедельник, а поскольку Балканские чтения традиционно начинаются именно в начале недели, да еще весной, когда все благоприятствует росту и процветанию, можно надеяться на долгую и плодотворную жизнь этого юного 11-летнего создания.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, О детях /05.04/
Детская периодика иногда кажется деструктивной - например, стихи Г.Остера. Я не против игрового начала в литературе и не хочу, чтобы повторилась ситуация, когда был запрещен Чуковский. Но у Чуковского, кроме стилевой игры, оставались вечные истины; у Остера же - вполне традиционный, грубоватый юмор, понятный взрослым, но непонятный детям.
Владимир Соколенко, Сотворение мира. День первый. О любви /27.03/
Позволю себе предположить, что любовь закономерна до легкомыслия. Легкомыслен был Даниил Хармс Блаженный. "Видит горы и леса, облака и небеса. Но не видит ничего, что под носом у него".
Ревекка Фрумкина, Книги у изголовья - 7 /20.03/
Писатель не рождается классиком. Он даже не становится им. Классиком его делают современники и потомки. Книга Елены Толстой - о Чехове без ретуши, без глянца. Он "один из", его упрекают в отсутствии "идеи", в антисемитизме, в карикатуре на революционные настроения. Чехов отвечает - и отвечает раздраженно. (отзывы)
Галина Зыкова, "Цензором может стать любой" /20.03/
Интервью с С.М.Александровым, редактором словаря "Русские писатели: 1800-1917". Филолог, который читает литературу третьего, четвертого ряда, должен владеть способами описания текстов. Но оказывается, что характеристики - самое трудное. Вокруг классики уже есть масса готовых мнений, здесь же их нет. Тут-то и видно, что может наша филология.
Илья Смирнов, Другие книги #1 /15.03/
Обозрение книг по истории. Адмирал Руге, прошедший под гитлеровскими знаменами всю войну, начиная с Польши. Что же такое историческая антропология? Борис Акунин имеет право на собственную концепцию русской истории. Hе история КПСС и не политология, а почти что точная наука.
предыдущая в начало следующая
Владимир Файер
Владимир
ФАЙЕР

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100