Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / < Вы здесь
Первый мировой массаракш
Дата публикации:  6 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Завалы на месте нью-йоркских "близнецов" расчищены. А значит, воспалительный процесс на каком-то - символическом - уровне завершен, хотя социологи и фиксируют повышение потребления алкоголя в Нью-Йорке. Политики возобновили дрязги - и взобравшийся было на вершину рейтингов Буш-младший начинает осознавать, что механизмы парламентских расследований - вполне обоюдоострые и "горизонт событий" легко сжимается от вселенской трагедии к очередному "кто виноват?". А главное - мир до такой степени адаптировался к новой реальности, что как бы и перестал осознавать ее как новую. Развалины разобрали - можно строить новый небоскреб, повыше прежних. Жизнь продолжается. Как говаривал Даниил Хармс: "Раз, два, три - ничего не произошло!"

Вот и приходит время снова - уже не сгоряча, а вполне вдумчиво - зафиксировать печальный факт: на самом деле произошло. Реальность новая. Мир перевернулся.

11 сентября: мир наизнанку

В замечательном учебно-воспитательном романе братьев Стругацких "Обитаемый остров" аборигены некоей славной планетки, на которую, собственно, и занесло отменно положительного главного героя Максима Каммерера, в острых случаях ругались словом "Массаракш!" "Массаракш", в силу звучности, стало излюбленным светским ругательством в широких кругах поклонников Стругацких, и при этом как-то подзабылся исходный смысл фантастического неологизма. Дело в том, что означало это всего-навсего "Мир наизнанку". Напомним (а для обделенных этим занимательным чтением - разъясним) удивительную специфику ругательства. С одной стороны, оно означало некую высшую степень чепухи, невероятия: весь мир - и наизнанку, это же надо! С другой стороны, по версии авторов, планета Саракш обладала причудливыми атмосферными характеристиками, в результате которых наблюдателю казалось, что он живет не на выпуклой, а на вогнутой поверхности. И вот, в довольно развитом (по крайней мере, технически) обществе бытовало всеобщее убеждение, что живут они все на внутренней поверхности шара. Соответственно, "массаракш" - нечто невообразимое, предел чепухи и бреда, в буквальном смысле означало лишь представление о жизни на поверхности шара. То есть объективную правду.

...Когда первые, наиболее эмоциональные, простые, а значит, искренние и человечные реакции на трагедию в США стали уступать место раздумчивым аналитическим посиделкам на всех главных телеэкранах мира, эта тема: мир стал теперь совсем другим - буквально вырвалась на авансцену театра политической мысли.

Но не прошло и нескольких дней, как мы снова увидели, какой чудовищной, непреодолимой и разрушительной может быть - в этом совершенно обновленном мире - сила шаблонности, стереотипности человеческого мышления.

В принципе, ничего нового мы не зафиксировали. "Моменты истины" множество раз на нашей памяти сменялись "периодами лжи". Точно таким же образом в ночь с 3 на 4 октября 1993 г. видный демократ Григорий Явлинский в прямом ночном телеэфире с небывалой убедительностью сильно перепуганного человека требовал от властей немедленно раздавить гадину вооруженного мятежа - чтобы буквально через месяц возглавить политическую силу ("Яблоко"), сделавшую "расстрел парламента" одним из центральных пунктов своего обвинения в адрес "ельцинского режима". Точно так же небывалый в истории (до Буша-сына) рейтинг Буша-отца, завоеванный операцией "Буря в пустыне" в 1991 г., предшествовал бесславному поражению от плейбоя Клинтона в 1992 г. Точно так же подданные Его Величества короля Георга, победоносно завершая Вторую мировую войну под водительством одного из эффективнейших британских лидеров за всю историю Англии, "немедленно отказали" Черчиллю "во всяком дальнейшем участии в ведении их дел", как только стало возможным успокоиться и поверить в необратимость военной победы.

По всей видимости, дело здесь не в злокозненности и неблагодарности человеческой натуры, а в куда более глубоких, серьезных явлениях - не исключено - биологической природы. Видимо, обостренное чувство реальности, повышенная способность правильно оценивать происходящее в периоды кризисов, катастроф и войн закономерно сменяется другими механизмами социальной саморегуляции. Своеобразным "переходом на автопилот". И если в период кризиса сообщества людей, в том числе элиты, объединяются в стремлении точно и своевременно отслеживать происходящее, то в периоды относительного покоя наступает "передышка" для массового сознания - когда действия и оценки базируются на каком-то общепринятом шаблоне, на своего рода "программе", позволяющей экономить интеллектуальные и физические ресурсы.

Такая "маниакально-депрессивная" схема вполне естественна и позволяет обществам нормально развиваться - пока скорость внешних изменений не начнет превышать скорость "перепрограммирования", пока шаблонность мышления и поведения людей не вступит в конфликт с "эксклюзивностью" реальной информационной повестки дня. И тогда мы сталкиваемся с хорошо знакомой практикой "ретроградного поведения" (есть такой медицинский термин "ретроградная амнезия" - он совсем про другое, но звучит неплохо). Когда все творческие силы оказываются брошены вовсе не на осознание новой реальности, а на то, чтобы убедить себя в ее несуществовании.

...Запомнилось, как буквально на следующий день после нью-йоркских и вашингтонских взрывов в эфире радио "Эхо Москвы" появился выдающийся европейский правочеловек лорд Джадд. И битые полчаса повторял одно и то же: да, терроризм - это, конечно, плохо... да, взрывы в Америке - это ужас... Но!!! Невыборочное и непропорциональное применение силы недопустимо!

Мир перевернулся. События 11 сентября 2001 г. показали, что речь до сих пор могла идти лишь о фантастической недооценке угрозы, о "недоприменении силы" со стороны цивилизации против варварства. Но вся интеллектуальная сила лорда Джадда была направлена исключительно на то, чтобы подогнать новые факты под старую теорию, в центре которой - политическая борьба против России, - "непропорционального применения силы" и прочих действий, не укладывающихся в рамки псевдолиберальной "политкорректности".

Но общечеловеческий радикал Джадд - это только верхушка айсберга. Посмотрим на то, о чем принялись "на следующее утро" рассуждать остальные участники мировых политических дебатов - причем я вовсе не имею в виду чрезмерно впечатлительных постсоветских интеллигентов, отдавших львиную долю российского телеэфира прямым идеологическим подельщикам Бен Ладена (вроде г-на Гейдара Джемаля). Нет - даже совершенно адекватные политические деятели, работники культуры и труженики религиозного фронта бросили все силы на то, чтобы втиснуть новую реальность в прохудившуюся шинелишку старых миропредставлений.

Главной проблемой дня, если верить Папе Иоанну Павлу II, Патриарху Алексию II, французскому премьеру Лионелю Жоспену, немецкому министру иностранных дел Йошке Фишеру и другим - имя же им легион - предстала проблема "точечного возмездия" террористам и недопущения действий, которые могли бы "нанести ущерб невинным людям", а главное - "спровоцировать террористов на более решительные действия" и "расширить социальную базу террора" (наш привет Чемберлену! - абсолютное воспроизведение логики мюнхенского сговора).

Второй же важнейшей проблемой, если верить тому же легиону, усиленному всеми основными инициаторами позорного антисемитского шабаша в Дурбане, является совершенно объективная проблема бедности, проблема "несправедливого распределения благ" на территории Земного шара.

Обе проблемы - скажем сразу - суть проблемы важные, существенные. То есть задаваемые в рамках обсуждения вопросы действительно относятся к делу. Но только суть в том, что, во-первых, это далеко не все - и не главные - вопросы, относящиеся к делу. И, во-вторых, в том, что ответы подбрасываются заранее подготовленные и совершенно негодные.

И вот это исключительно опасно. История показывает, что внутренняя сила навязанных общественному мнению штампов и шаблонов может пересиливать реальность. Накануне 1917 г. в России практически не было респектабельной политической силы, хотя бы для вида не примазывавшейся бы к "социализму". А выступать в защиту "царизма" было просто неприлично - и понадобилось более чем семьдесят лет, чтобы глазами г-на Говорухина увидеть абсолютно банальные, очевидные всем и до этого черты "России, которую мы потеряли" - и которую в момент потери было попросту не принято видеть и понимать.

Вот и сегодня похмельные видения западного образованного общества опасны не тем, что оно, проснувшись на следующее утро после глобальной катастрофы, продолжает видеть то, к чему привыкло. И не тем, что сумасшедший рейтинг Буша-сына довольно скоро сменится межпартийными дрязгами и болтовней о "непропорциональном и невыборочном применении". А тем, что самое важное, самое новое, самое реальное попросту игнорируется массовым сознанием.

Лицом к лицу лица не увидать?

Как выглядела традиционная "картина мира" в изложении большинства активных участников политических обсуждений до событий 11 сентября 2001 г.? Достаточно просто.

В мире, охваченном глобализацией, нарастают реальные и обоснованные противоречия между непропорционально богатым "Севером" (он же "Запад", он же "золотой миллиард") и нищим, голодным и агрессивным "Югом". Эти противоречия используют самые разные силы, в том числе радикально-исламские, фундаменталистские, опирающиеся на поддержку некоторых "стран-изгоев" и иных "центров международного терроризма".

Сущность мироустройства - в его мультикультуральности, в праве наций и групп на самоопределение, в том, что одной правды не бывает, а интересы должны быть учтены во всех возможных случаях. И в сочетании принципов морали с позициями политической выгоды.

Холодная война сошла на нет - а значит, американский колосс может перестать уделять большое внимание проблеме защиты какого-то Тайваня - даром что миллиардный и бодрый Китай перестал быть маоистским пугалом и готов зато предстать необъятным потребительским рынком. Арабы перестали быть проводниками политической воли международного отдела КПСС - а значит, на прежнего "стратегического союзника", Израиль, можно раздраженно прикрикнуть, как на расшалившегося в школьной потасовке хулигана-пятиклассника - а ну, уймись, не мешай нам, десятиклассникам, разруливать наши взрослые проблемы. Президент Картер, с его "крестовым походом в защиту прав человека" - арахисовый лидер, посмешище. Зато сделка "Иран - контрас" - это да, большая политика в действии.

...Учиться, учиться и учиться - завещал XX веку великий Ленин. И век честно выполнил завещания вождя. Он не очень-то вникал в математическую сущность релятивистских теорий, не слышал мудреца и философа Эйнштейна, зато с восторгом переносил релятивистское мировосприятие прежде всего на проблематику добра и зла.

Век Мюнхена, век "нашего сукина сына" Сомосы и "героя Советского Союза" Насера, век безвинных казацких беженцев, отданных англоамериканцами на расправу сталинским карателям, в общем, век, квинтэссенция духа которого воплощена в бессмертной сталинской фразе: "Папа Римский? А сколько у него дивизий?", достиг своей высшей точки в те дни, когда холеные аналитические рыла, вывалившись из телеэкранов, завели вокруг дымящейся горы еще непрогоревших человеческих трупов кощунственный хоровод: а уж не сионистам ли это выгодно? а уж не богатые ли сами виноваты? а уж не надо ли сначала поделиться? а уж не возмездие ли это за Сербию?

Сегодняшняя информационно-политическая ситуация особенно поражает своей безумной, смертоубийственно-каучуковой упругостью. В короткие недели, предшествовавшие началу операций в Афганистане против талибов и "Аль-Каеды", в кои-то веки наиболее нормальными, приличными людьми выглядели политики и генералы. Буш, бормочущий под нос что-то про солдат, отдавших свои жизни за свободу... Путин, объявляющий о поддержке американцев... Косматый генерал "Северного Альянса", сокрушающийся о том, что пока талибов не уничтожат, на их территориях будут продолжаться средневековые зверства... Но все это - только редкие проблески сквозь мутное варево общепланетного воя про американский самолет, по ошибке сбросивший бомбу не на ту цель... Про простых трудящихся Востока, чей справедливый гнев надо бы принять во внимание, прежде чем ввязываться в войну на территории Афганистана... И про многое, многое другое.

Всеми силами расслабленное и амбивалентное "думающее человечество" пыталось вновь погрузить себя в блаженное неведение относительно наличия в мире добра и зла. Всей инерцией глупости, сытости, трусости и лени пыталось не дать себе вновь увидеть открытыми глазами, что война есть война, и что на нас напали. Напали очень серьезные, бескомпромиссные враги. А мы, победив в середине века одних таких же, бросили все силы победителей на то, чтобы укрыться одеялом с головой, только бы вновь не приснился кошмарный сон...

Апокалипсис вчера

Еще лет тридцать назад я слышал от маленького деревенского мальчика, как он, пересказывая какой-то фильм - то ли про Виннету, то ли про Чингачгука - оперировал терминами "русские индейцы" и "немецкие индейцы" (в смысле "плохие" и "хорошие"). Кстати, не все просто было уже тогда - фильмы про Чингачгука снимала гэдээровская "Дефа", а про Виннету (по романам гитлеровского любимца Карла Мая) - вообще ФРГ с Югославией. Но вот то, что сегодня слова "немецкий" и "плохой", "вражеский" перестали восприниматься даже на подсознательном уровне как синонимы - это действительно значит, что вторая мировая война закончилась. Закончилась не только война, но и порожденная ею культурная эпоха - с "фильмами о войне" и "книгами о войне", а главное - с мифами войны.

Мифы войны - а особенно великой войны - это, может быть, самое устойчивое, что порождается массовым сознанием. За этими мифами прячется очень и очень многое, а главное - страхи, стыд и кровь. Мифы - штука очень важная, нужная и милосердная: они спасают не просто изувеченных солдат, они спасают изувеченное общество, помогают ему успокоиться, прийти в себя и воспрянуть. Но когда время действия анестезии мифов проходит, выясняются совершенно неожиданные вещи. Например, что "сражающаяся Франция" погрязла в коллаборационизме в куда большей степени и куда большим числом активных граждан, чем это было принято не просто считать - но и знать во французском обществе. И когда в последние годы жизни Миттерана все это вдруг посыпалось как из дырявого ведра - казалось иногда, что с людей спадает что-то вроде коллективного морока, и они в ужасе вспоминают о напрочь позабытых собственных преступлениях...

Главным трофеем Второй мировой стала ее мифология. Мифология сильнейшая, охватившая собой весь мир и породившая ни много ни мало всеобъемлющую систему нового мироустройства. Мифология, в центре которой - как и должно быть в мифологии - борьба добра со злом. А в данном случае - очень большого, очень мужественного добра с абсолютно чудовищным, дьявольским злом, злом совершенно дистиллированным и получившим свое предельное воплощение в ужасах холокоста.

Эта мифология позволила совершить невероятное. Она позволила создать Организацию объединенных наций, объединившую практически все существующие на земле нации (а ведь сам термин "Объединенные нации" был всего лишь самоназванием антигитлеровской коалиции). Она дала возможность предложить миру - накануне начала ядерного противостояния и раскола на враждебные системы - такой механизм учета всеобщих интересов, который сохранил свою действенность на протяжении пятидесяти с лишним лет (возможно, самый длительный срок существования мирового межгосударственного консорциума). А главное - мифология, порожденная Второй мировой войной, позволила человечеству сформулировать несколько общепризнанных запретов, запретов на превращение человеческого общества в вурдалачье стадо, запретов, позволяющих мировому сообществу время от времени переступать через взаимные противоречия и защищать "малых сих" где-нибудь в мире - в Камбодже ли, в Бурунди ли - там, где из коллективной души какого-нибудь народа вновь вырывается на свободу дьявол массового, по-человечески жестокого, зверства.

Но всякая мифология, овладевающая массами - это форма самообмана. Тем более грандиозного и опасного, чем сильнее и обоснованнее миф. Из кровавого коллапса Второй мировой человечество вышло обманутым и зашоренным, а значит - ослепленным.

Объявляя о нападении Гитлера на советскую Россию, Черчилль произнес исторические слова о том, что он сражался с большевизмом всю свою жизнь, но если бы Гитлер вторгся бы в ад, то он, Черчилль, согласился бы вступить в союз с сатаной. Образность речи великого оратора и неизбежная однозначность военных союзов не позволяла ему - вплоть до 1946 года - развить эту опасную тему. А в 46-м было уже поздно...

Потому что только сейчас, когда однозначность военного времени - "свой - чужой" - растаяла в тени прошлого, начинаешь понимать, что скрыло от самого себя человечество, разгромив гитлеризм. А скрыло оно от себя одну действительно страшную вещь - что, в общем-то, главное не кончилось. Что Зло, вырвавшееся из преисподней на авансцену человеческой истории, не просто не уничтожено - что оно даже не загнано обратно в преисподнюю. Скрыло - потому что не могло не скрыть. Потому что должно было защитить память о подвиге миллионов, дравшихся за свободу, независимость и добро. Потому что должно было защитить общественное психическое здоровье.

Но тем временем нацистских преступников в Нюрнберге судил советский судья Иона Никитченко - деятельный участник, наряду с Ульрихом, самых чудовищных сталинских процессов. Но тем временем судьбы европейских стран (и параллельно - судьбы миллионов будущих уничтоженных "врагов народа") решались в кулуарах Ялт и Потсдамов. Но тем временем английские и американские солдаты тысячами отправляли казацких женщин и детей в сталинские освенцимы, а бериевские соколы составляли поезда смерти для вывоза в азиатские степи "народов-врагов". Но тем временем в стране, ставшей главным победителем гитлеровского нацизма, исподволь готовили "дело врачей" и новый холокост...

Чудовищной трагедией человечества стала принципиальная невозможность отказаться от двойного стандарта, принципиальная (а не злоумышленная) неготовность пойти в борьбе против Зла до конца, назвать Зло своими именами везде, где оно било о землю своим адским копытом. И началась вторая половина страшного века - время двойных стандартов, цивилизованных масок дьявола...

Откуда исходит угроза миру?

Еще лет двадцать пять - тридцать назад силы международного терроризма были ограниченными, действовали главным образом на "арабо-израильском" направлении, и их "подвиги" потеряли свое первоначальное значение, как только мировое сообщество осознало угрозу и начало с ней бороться. К концу столетия противоречия усилились, террористы - тоже, а западное сообщество (назовем его, по аналогии с афганской ситуацией, "Северным Альянсом") не осознало изменения характера угроз, за что и поплатилось.

Различия в версиях и подверсиях далее сводятся к конспирологии. Кто хуже - Иран или Ирак? Кто стоит за Усамой бен Ладеном - талибы, Саудовская Аравия или Пакистан? Мог ли Каддаффи проплатить атаку на нью-йоркских "близнецов"?

Представляется, что это именно тот случай, когда очевидного ответа никто не дает только потому, что в текущем политическом словаре нет соответствующих слов, а еще точнее - привычных политических штампов.

Реальность современного единого информационного мира - это реальность сплошная, структурированная, со своими собственными законами. Времена "дипломатии канонерок" кончились - теперь, по большому счету, никакая Республика Руритания не нанесет артиллерийского удара по торговому представителю США мистеру Хапкинсу, в ответ на что месяца через два будет вынуждена сменить своего президента после шести залпов бортовой мортиры тяжелогруженого деревянного траулера "Мэйфлауэр-2".

Сегодня уровень конфликта определяется уровнем реальных интересов, между которыми конфликт возникает. Так, арабо-израильский конфликт сегодня касается реальных проблем, возникших вокруг давно и накрепко переплетенных арабо-израильских отношений, и представляет собой сложную вертикально интегрированную систему противоречий крупного регионального масштаба. По сравнению с недавними временами, когда практически все мировые конфликты были так или иначе включены в общемировое советско-американское противостояние, ситуация резко изменилась: теперь Россия и США действительно "коспонсоры", которые могут быть "зацеплены" исключительно в той степени, в какой они реально в конфликт втянуты (поддержала Америка Израиль - взорвали "хезболлахи" американскую военную базу). При этом на всех этажах, вплоть до регионального, конфликт затягивает в себя все - и политику, и экономику, и криминал, и содержание школьных учебников, и бытовое поведение.

А что будет, если проанализировать с подобной точки зрения конфликт, в ходе которого оказывается нужным нанести сокрушительный, причем символический, удар по самой могучей стране мира - США? До сих пор все "враги США" в мире были врагами региональными. Иранские аятоллы были вовсе не врагами Америки - они были врагами Америки как союзницы шаха. Ирак был врагом Америки, не признавшей оккупации Кувейта. Ливия и Сирия - врагом друга Израиля. Сегодня удар нанесен даже не по Америке, а по Америке как лидеру "Северного Альянса", как стране, олицетворяющей современную цивилизацию, которую иногда называют иудеохристианской (хотя тогда как быть с Японией?), иногда - западной или европейско-американской (см. выше), но в целом - цивилизацию либерально-демократическую (несмотря на ЛДПР).

И самое главное, что все признаки "вертикальной интегрированности" конфликта налицо. Он повсеместен и атомизирован (антиглобализм, Куба, бытовой антиамериканизм в арабских странах, в России, в Пакистане и в некоторых эмигрантских кругах в Америке). Он имеет бытовую и идеологическую составляющую. Он имеет мощную эмоционально-психологическую поддержку, своих героев-мучеников, своих "агентов в тылу врага" (таких, как Александр Дугин или Гейдар Джемаль). А теперь выяснилось, что он явно имеет хорошее силовое обеспечение, способен к оперативно-тактическому планированию, владеет финансовым, техническим и организационным ресурсами, способен к сложной многоуровневой координации. Сразу же хочется спросить - ну, так и кто же за этим стоит? Талибы? Ирак? Или, быть может, сравнимый с США по численности населения, развитости спецслужб и наличию ядерного оружия Пакистан?

Попробуем ответить и на вопрос в такой постановке, но сначала давайте посмотрим на "Запад и Восток", на "Север и Юг", на богатых и бедных. Где проходит граница интересов? Кто у кого, короче, деньги украл?

Вот тут-то и становится особенно очевидной полная несостоятельность господствующей "политической теории". Может быть, осмыслено говорить об "ограблении колоний" в XIX-XX веках, о том, что сырьевые ресурсы будущего третьего мира заложили основу благополучия мира первого. Хотя, как мне кажется, и в такой постановке вопроса - существенный вклад десятилетий лживого коммунистического агитпропа. Можно, наверное, обругать США и за работорговлю. Правда, если сравнить уровень социально-экономического развития "угнетенных американских негров" (то есть граждан США афроамериканского происхождения) с уровнем жизни изначально свободных угандийцев, бурундийцев или конголезцев, то тоже возникают вопросы. Да и с колониализмом тоже есть некоторые накладки - почему-то чем дальше от колониализма, тем больше дров. Точнее, трупов. Иногда - миллионы...

Очень непростая ситуация и с "навязыванием чуждого образа жизни". Потому что один из лидеров современного "Северного Альянса" - Япония - очевидно осталась Японией. Она не приняла ни христианства, ни иудаизма. Равно как и Южная Корея с Тайванем. Или вот Сингапур. Или еще мусульманская Малайзия. Просто экономическая свобода и информационная открытость общества, просто власть денег как способ максимальной демократизации неравенства, разрушения кастового характера общества - все это, оказывается, действительно эффективно. Причем прежде всего эффективно в вот какой интересной сфере.

Давайте посмотрим, из чего складывается сегодня вызывающее такую ненависть и зависть "униженных и ограбленных" богатство Запада? Из богатства миллионеров? Так второй по уровню личного состояния человек в мире после Билла Гейтса - это вовсе султан исламского Брунея Хассанал Болкиах... Да и во всяких там Саудовских Аравиях, Пакистанах и прочих эмиратах миллионеры встречаются - Усама бен Ладен, например. Вот что разительно отличает "хищный Запад" - так это высочайший стандарт жизни рядового обывателя и приоритет индивидуальной человеческой жизни.

Потому что основной тенденцией развития открытого, либерального, информационного общества во второй половине XX века было прежде всего постепенное перераспределение богатств, повышение уровня социальной справедливости, обеспеченное солидарным действием демократических законов, социальных требований масс, осмысленной доброй воли богатых и новыми технологиями структурирования жизни и деятельности - технологиями, в которых, за счет резкой интеллектуализации всех сторон жизни, удельный вес материального производства резко понизился, а доля неквалифицированного низкооплачиваемого труда практически сошла на нет.

Что же при этом происходило в бедных "сырьевых придатках"? Злые американцы и японцы воровали нефть у арабских шейхов? Да нет, арабские шейхи давно и прочно контролируют нефтедобычу, уровень цен и т.д. Только вот почему-то, как правило, гигантские доходы от нефтеэкспорта идут в карманы шейхов. Или, как в случаях "продвинутых" Кувейта и Эмиратов - на создание системы "бесконечного общегосударственного благотворительного фонда", системы приучения к паразитическому, нетрудовому существованию "коренного" населения (при том что "гастарбайтеры" из Индии, Вьетнама, бедных арабских стран - это значительная часть работоспособного населения всех этих "нефтяных парадизов").

А если так, то, может быть, есть очень существенные, мирового масштаба интересы, заключающиеся в том, чтобы не позволять миллиардам "голодных и рабов" видеть наглядный пример того, как именно должна обеспечиваться справедливость и сглаживание противоречий между богатыми и бедными?

Конфликт, в рамках которого нужно нанести удар по либеральной цивилизации в целом, не может не быть конфликтом глобальным, экономическим, политическим, идеологическим, информационным. Тот факт, что движение Талибан поддерживается вполне респектабельным Пакистаном, столь же объясним, как и тот факт, что во вторую очередь, после Наджибуллы, победившие талибы расправились с телевизором. Речь идет о структурных и политических интересах агрессивной, имеющей широкое распространение в мире системы власти, интересов и управления, для которой совершенно неприемлемо успешное существование кичливого, богатого, а главное - такого доступного и информационно открытого Запада (Севера).

И эта система носит вполне сплошной, повсеместно распространенный характер, она формирует свое "антигражданское общество", вырабатывает свою систему ценностей. Вряд ли за терактами в США стоит стомиллионный ядерный Пакистан. Но еще более вряд ли - зацикленный на региональные проблемы Иран или автаркический Ирак. Просто стомиллионное пакистанское общество - общество сложное, структурированное, в какой-то мере - информационное. Там есть не только харизматические муллы - учители талибов, но и циничные жандармы, хитрые спецназовцы, многоопытные генералы. Президент Первез Мушшараф может быть сколь угодно проамерикански настроен: сотни тысяч людей в политизированном и хорошо вооруженном Пакистане заинтересованы в устранении как Мушшарафа, так и Америки. А вместе с ними в этом заинтересованы очень многие люди на всех этажах "многополярного мира" - и прежде всего это не оголтелые дервиши антиглобализма, а новые, агрессивные центры влияния, силы и власти, для которых основные принципы "западного" мироустройства, принципы циничного и прагматичного гуманизма, принципы экономически мотивированной справедливости представляют собой прямую и явную угрозу для экономического и политического выживания.

Между прочим, упрощать ситуацию с "мирным исламом" и "негодяями-террористами" тоже не следует - стоит лишь посмотреть на разницу в событиях 1991 и 2001 гг. Тогда действия США поддержало большинство "арабских братьев". Незамеченным осталось, что по сути дела в 1991 г. США выступили в роли наемника-Гулливера, использованного для наведения порядка в "споре славян между собою" - позвали большую дубинку, чтобы дать по шее обнаглевшему своему, обидевшему другого своего. Совсем другая ситуация - когда дать по шее предлагается своему, угробившему тысячи неверных собак... Линия между "своими" и "чужими" в новой войне XXI века пролегает не по границе религий. Но, к сожалению, приходится констатировать, что граница религий пролегает примерно там же, где и линия между "своими" и "чужими".

И, к сожалению, ни экономические полумеры, ни "более справедливое распределение", ни политические переговоры не позволят человечеству упростить вознесшуюся перед ним во весь свой неизмеримый рост проблему биологического выживания. Потому что речь идет о том, удастся или не удастся огромным, консолидированным, многоуровневым и энергичным силам Зла покончить с нашей цивилизацией и вывернуть мир наизнанку - с кровью, слезами, смертями и болью миллиардов.

Добро пожаловать, или Террор не пройдет!

11 сентября 2001 г. началась первая мировая информационная война.

В учебном фильме по современным политтехнологиям - "Хвост виляет собакой" - хитрые имиджмейкеры формировали такую телекартинку, которая позволяла им управлять реальностью. Президент прижал девочку-ангелочка - отвлечем внимание на войну. Нет войны - выдумаем. Создадим в Госдепе "отдел Албании". "Это показали по телевизору - значит, это правда". И если хвост умней собаки, то он ею и будет вилять.

Но можно ведь представить себе и иную конфигурацию, лишь отчасти схожую с только что описанной. Можно просто взять собаку за хвост очень сильной рукой. И уже потом вилять как угодно - покрутить над головой, например. А потом об стену - шмяк...

И если цивилизованный мир оказался миром телекоммуникационным, если его настроения, чаяния и фобии синхронизируются единой телекартинкой, то как можно внедриться в самую сердцевину процессов, управляющих развитием "западной цивилизации", не захватывая контроля ни над правительствами, ни над оружием массового поражения, ни над финансовыми потоками? Как, будучи в системе мировой информационной цивилизации маргиналом, изгоем, отребьем, схватить ее за самое больное место? Ответ очевиден: с той стороны экрана. Нужно сделать в реальности что-то настолько пиаровски точно заостренное, чтобы ударить по самому центру всемирной телекартинки. И тогда круги от взбаламученной телекартинки начнут, наподобие цунами, сметать на своем пути в одну большую кучу ключевые элементы инфраструктуры цивилизованного мира: причем уже по обе стороны экрана.

Управление американской экономико-политической системой настолько надежно и глубоко эшелонировано, что вряд ли реальные последствия для существования США как великой и дееспособной державы последовали бы даже после одновременного уничтожения Белого Дома, Капитолия и Лэнгли. Но 11 сентября 2001 г. никто не собирался уничтожать ни американскую нацию, ни систему управления ею. Начиналась грандиознейшая спецоперация, вбросившая информационный образ ужаса в те самые точки, из которых он наиболее резонансным образом ударил по всемирному информационному пространству.

Информационный характер современной цивилизации - это ее сила, ее слава и одновременно, как выяснилось, болевая точка. Информационная открытость делает мгновенно доступными новые технические и управленческие достижения, виртуализирует экономику и управление, консолидирует и синхронизирует необъятные группы высококвалифицированных представителей человечества. Проблема лишь в том, что при всех несомненных преимуществах сверхбыстродействующего террабайтового компьютера перед пишущей машинкой "Москва", последняя - хоть убей - не способна пострадать от компьютерного вируса...

Система защиты мировой цивилизации от международного терроризма не так уж и слаба, как об этом пытались говорить в последнее время. Против международного терроризма есть свои приемы - рейс в Энтеббе, например, и другие известные меры во второй половине 70-х гг. существенно понизили эффективность международного терроризма. Но... Все действенные меры против терроризма предохраняют от разрушения объекты, ресурсы и живую силу. А тем временем глубоко изменился качественный характер международного терроризма, ставшего терроризмом прежде всего информационным. Нацеленным не на объекты и ресурсы, а на чаяния и души людей непосредственно.

В мире, в котором информация носила прикладной характер, главным было реальное соотношение сил и энергии. Последняя "доинформационная война" - операция "Буря в пустыне" - не позволяла Саддаму, типичному диктатору середины прошлого века, противопоставить ничего существенного непобедимым армадам коалиционного умного оружия. Но Саддам и цели ставил другие - он дрался за Кувейт, а не за всемирное информационно-психологическое доминирование.

Пройдя через ужасы мировых войн и тоталитарных режимов, навсегда закаявшись позволять кому-нибудь "знать, как надо", толерантное цивилизованное человечество постепенно превратилось в человечество амбивалентное, релятивистское, а попросту - безразличное и равнодушное. Перенеся различия между добром и злом из сферы фактов в сферу оценок (причем субъективных), а потом и вообще поставив подобные оценки под прямой запрет политкорректности, оно практически лишило себя возможности организованно сопротивляться атавистической, разрушительной агрессии.

Анализ военных событий всегда отчасти циничен: любые "незначительные потери" - это всегда убитые люди. Но позволю себе заявить: даже на фоне достаточно серьезных жертв, понесенных человечеством после 11 сентября, куда более чудовищной представляется та буря в пустыне человеческого духа, которая позволяет миллионам обывателей ликовать на улицах арабских городов, тысячам университетских профессоров - судачить с телеэкранов об ответственности богатых и наличии у антиглобализма реальных оснований, а сотням каменнолицых генерал-политиков - глубокомысленно рассуждать о том, что в Афганистане Запад научит Россию, как должно вести войну свободное демократическое общество.

Сегодня поиск врага стал модной темой в российском политическом бомонде. Но искать его нет никакой необходимости - особенно в российском бомонде! И все более зловещее шипение в спину Путину, "сдающему" глобалистам то Кубу, то Вьетнам - это опасная, но все-таки мелочь на фоне глобальной аморальности российского информационно-политического пространства, в котором неразличимость добра и зла признана и провозглашена чем-то вроде абсолютной квантово-механической аксиомы.

...В 1996 г. Россию в Чечне победил не Масхадов, а Удугов. С этим согласны почти все. И когда Удугова называют чеченским Геббельсом - тем самым льстят Геббельсу, всего лишь одному из подручных в системе военного сокрушения чужих государственно-политических и экономических систем. В отличие от Удугова, сделавшего информационный терроризм главным и наиболее действенным, практически значимым направлением военного удара. При всей растленности и расслабленности общества "западного", при всем обезоруживающем влиянии на его духовную обороноспособность тех тенденций, которые мы связываем с "политкорректностью", - при всем при том наше, российское социально-психологическое пространство в сравнении с западным - это стая взбесившихся и перессорившихся крыс рядом с Белоснежкой и ее гномами. Терпимость российского истеблишмента к коррупции - это плохо. Куда хуже - терпимость того же истеблишмента к спорадической борьбе с коррупцией (что зачастую оказывается лишь одной из форм заказного устранения конкурентов). Но еще страшнее - это что в российском обществе годами, десятилетиями было не принято давать окончательных оценок зверствам коммунизма, что в "высших кругах" (в том числе и сегодня) от самого пещерного антисемитизма не шарахаются, как от дурной болезни, и что влиятельный кремлевский чиновник искренне гордится тем, как сумел первым из российских журналистов взять уважительно-сочувственное интервью у Гейдара Джемаля - практически открытого "агента влияния" агрессивно-атавистических псевдоисламских сил в России и СНГ.

...А собственно ислам тут действительно ни при чем. Потому что пресловутый "международный терроризм" ищет своих вовсе не обязательно среди исламских фундаменталистов. Его пособники и тайные агенты - это и скинхеды, громящие "чернозадых" по московским рынкам, и чернорясые орясины, из тех "христиан", которым Бен Ладен и "святоотческие предания" генетически роднее и ближе, чем сын еврейки Марии, и любой дворовый пахан, не знающий большего счастья в жизни, чем покуражиться над слабыми и зависящими от него соседями. Именно к ним взывают Удугов, Басаев, Бен Ладен, Тимоти Маквэй и Чикатило. Именно ради того, чтобы воодушевить и вдохновить их на очередной (и далеко не последний) Армагеддон, взрывают небоскребы и заражают смертельной язвой письма. Заражают буквы, слова и мысли. Вот почему главная линия фронта борьбы с мировым террором проходит сегодня не просто в России. А в умах и душах каждого из нас.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Дмитрий Быков, Быков-quickly: взгляд-37 /15.05/
Феномен Сорокина есть результат органического соединения коммерческого стиля Александра Иванова-мл. и литературной стратегии видного советского пародиста Александра Иванова-ст. О "Льде" пришлось прочесть много всякого; смешно, грустно и немного скучно, когда из ничего с такой настойчивостью делают что-то.
Владимир Ланцберг, Бифштекс из последнего героя /17.05/
Грибок дармовщинной немочи, коим заражены все кормушки мира, неизбежно обращает в плесень и прах любую субстанцию, будь то хоть церковь, хоть комсомол, а уж тем более - телеигра.
Модест Колеров, Тяжелые мысли витий /14.05/
Настоящая политическая партия в России одна - КПРФ. Все остальные - лишь формы частного бизнеса: ЗАО "Яблоко", ООО "Союз правых сил", Некоммерческое партнерство "Единая Россия", с гендиректорами, штатом, практикой "кормлений" и "откатов", - без партийной массы, хоть чуть-чуть превышающей число штатников, внештатников и договорников.
Леонид Ионин, Новая книга /14.05/
"Постмодерн: новая магическая эпоха" (под редакцией и при участии Л.Ионина) выйдет в ближайшие дни в издательстве Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина.
Михаил Кордонский, Сторона, которую мы выбираем /07.05/
Ты за Лукашенко, что ли? Увы, в такой ситуации - да. А еще я заодно с Путиным в чеченской войне, и с Милошевичем - в югославско-албанской. Я знаю, что и чеченцы - великий народ, но я так выбрал. Нет, вам не надо идти по пути Лукашенко. Вы только не бомбите Минск: я там жил, у меня там много друзей, я очень люблю их и этот город. (отзывы)
предыдущая в начало следующая
Дмитрий Юрьев
Дмитрий
ЮРЬЕВ
yuriev@inbox.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100