Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
"Клуб любителей учиться" и реальная школа: в поисках смысла
Дата публикации:  18 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Педагогические статьи Владимира Ланцберга в РЖ (1, 2, 3) читал как свои собственные - все предельно близко и понятно. Примерно месяц в году мне удается работать в школе, которая выглядит утопией: на рассвете школяры, сидевшие всю ночь у костра, будят преподавателя начертательной геометрии, чтобы успеть послушать до завтрака лекцию, а последнее в расписании занятие (например, философия науки) начинается в 22.00. Нашим "учащимся" по 13-15 лет, и они вполне нормальные - "вундеркиндов" удается отсеять еще на предварительном собеседовании.

И вообще, мы никого не учим "наукам", но... В этом году химфак МГУ заканчивают шестиклассники 1992 года, с которыми мы в Пущино не проходили "пропедевтический курс химии", а просто делали фейерверк, эксплуатируя самый лучший для ручной ремесленной работы возраст. Они клеили корпуса ракет и прочих "специзделий", растирали вручную сотни граммов "спецсмесей" и слушали треп взрослых на околохимические темы. А ночами мы бурно обсуждали каждое слово этого "трепа" и печатали на машинке конспекты, 1 чтобы не сбиться днем...

А еще были изумительные туалеты и душевые пионерлагеря "Буран", которые на месяц превращались в прекрасно оборудованные практикумы по органической и аналитической химии. С ними соседствовали практикумы по спектроскопии с соответствующими приборами и масса всего прочего, что мы - студенты, аспиранты, сотрудники МГУ - вывозили из родного университета в летнюю школу "Химера".

Можно еще долго радовать себя воспоминаниями о собственных достижениях, тем более что соратники по этой школе (ее преподаватели и ученики) окружают меня везде - в лаборатории на химическом факультете МГУ, в знаменитом университетском интернате имени А.Н.Колмогорова "для самых умных", на вечернем педагогическом факультете МГУ, но...

...За 14 лет работы нашей летней школы - примерно тысяча участников. Это ничтожно мало по сравнению с миллионами тех, кто учит и учится в "нормальных" учебных заведениях. Да, нам удавалось приблизиться к "педагогической утопии", описанной Владимиром Ланцбергом, но только на месяц в году. Попытки провести за лето хотя бы две подряд подобные школы не удавались - мы элементарно уставали. "Педагогическое горение", даже в окружении понимающих друг друга с четверти слова единомышленников, требует значительных затрат самих себя.

В школе, где я преподаю весь учебный год (колмогоровский интернат), не бывает инспекторов и директорских проверок уроков, педагогическая атмосфера близка к идеалу; большинство коллег могут только мечтать о таком - пять "химиков" на 250 учеников. Мы работаем по двое в классе, можно меняться ролями "ведущего" и "помогающего", но... Не представляю, как сделать пять уроков подряд на таком уровне, за который не стыдно.

Два-три раза в неделю наш химкабинет превращается хотя бы на несколько часов в "сообщество-клуб", причем в школе, которая формально уже вынуждена быть "домом", потому что - интернат. В шкафах лаборантской у школьников есть свои полки, и гитары есть, и много чего другого. Но сам я могу быть "социотехником" и "педагогом-философом" без перерывов максимум один день - даже от такого замечательного общения хочется отдохнуть. И коллеги тоже не железные.

Все-таки уставать от одного дня общения - это несерьезно, наверняка можно выдержать хотя бы два-три таких дня в неделю. Но...

В остальное время мы работаем в других местах, потому что нужно обеспечить свои семьи и собственных детей хотя бы прожиточным минимумом - в Москве он по крайней мере вдвое больше, чем зарплата учителя (или доцента) высшей категории. Вот они - рублевые рифы для "алых парусов" педагогической мечты.

И еще. Школа-клуб предполагает некоторую закрытость; пусть и без охраны на входе и, конечно, без фейс-контроля - но клуб не может быть проходным двором, открытым для всех и каждого. Сценарий школы-клуба до сих пор удавалось хоть немного реализовывать в нескольких специализированных учебно-научных центрах при университетах - школах-интернатах при МГУ, Петербургском, Новосибирском и Екатеринбургском университетах. И сейчас я смотрю на каждого поступающего к нам девятиклассника как на будущего своего студента и аспиранта в "большой науке".

Но это - нарушение принципа равной доступности высшего образования. А равная доступность должна быть реализована в ЕГЭ (единый государственный экзамен) и ГИФО (государственные именные финансовые обязательства для будущих студентов, причем не более 500 долларов на один учебный год). Эти мероприятия предполагают, что школа будет не домом, а конвейером по реализации образовательных стандартов.

Так что же - забыть про неформальные клубы школяров и педагогов? Можно строевым шагом направиться по пути тотальной стандартизации, а можно... Ведь нам предлагают наиболее универсальный способ сплочения коллектива - борьбу против общего врага нормальной учебы-общения.

Вновь становится актуальным лозунг: "Долой неграмотность!" - лозунг борьбы с тестовыми псевдознаниями и предлагаемой на их основе системой подготовки "специалистов" - не "винтиков" уже, а "микросхем" информационной цивилизации, манипулирующей общественным сознанием.

Только не нужно бороться исключительно ради самой борьбы, ради сплочения и сохранения своего коллектива-клуба. Ведь конечная цель нашего общения-преподавания - не знания (умения и навыки) учеников сами по себе. Для знаний-информации, как и для денег, "в гробу карманов нет". А вот человек - создание вечное, если смотреть на него не с высот науки, а из глубин любой мировой культуры или религии. Эти вечные человеки - и есть смысл общения Учителя и Ученика.

Такую, казалось бы, вполне утопическую идею "педагогического взаимодействия" реализовать можно в любой школе и в любом вузе - даже в режиме "один в поле воин". Самое трудное в этом деле - понять конечную цель и высший смысл своей работы.

А увлечь "учащихся" процессом учебы - это уже технология, задача вторичная. И способов ее решения - множество, в том числе не связанных с глобальной перестройкой регламентированного учебного процесса.

Примечания:

Вернуться1 В.В.Загорский, Е.А.Менделеева, В.И.Пупышев, О.В.Пупышева, А.С.Сигеев, Е.В.Батаева, Н.И.Морозова. "Золушка", пылесос и опилки в стакане воды (конспект внеклассных занятий для младших школьников). Учительская газета #9 (9466), 1 марта 1994.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Николай Гринцер, Краткость не порок? /12.03/
"Война и мир на 30 страницах" - пугало для учителя пострашнее "50 золотых сочинений". Но если не исходить из того, что каждый ученик читает десятки книг от корки до корки, краткие изложения их содержания могут пригодиться. Краткость способна обеднить предмет, но позволит познакомиться с ним хотя бы в первом приближении.
Владимир Ланцберг, Чему-нибудь? /11.03/
Смею полагать, что из школы должны выходить не победители олимпиад (хотя пусть себе побеждают при прочих равных условиях), не полуинвалиды с обрывками формул и цитат в гудящей от пустоты и усталости башке, а просто нормальные люди.
Вячеслав Загорский, Анекдоты-"патриоты" и патриотическое воспитание /05.03/
Всплеск российского патриотизма хорошо виден по содержанию сайта anekdot.ru. Анекдоты, родившиеся за последнюю неделю, продемонстрировали, что все еще живо главное начало российского менталитета - стремление к правде и справедливости, далеко превосходящее "цивилизованное" законничество. (отзывы)
Владимир Ланцберг, Как-нибудь... /05.03/
Часть 2. Хотите построить правильную школу - спросите меня, как. Первое - гибкие рельсы с переменным вектором тяги. Второе - упорядочение вращения ученичьей головы.
Владимир Ланцберг, Учиться! Учиться? Учиться... /28.02/
Все наши министры образования одинаково хороши и одинаково ни на что не годятся. В школе моего сына жизнь организована - лучше некуда. Дома сын с энтузиазмом рассказывает, какие в классе ребята, какую они сделали газету, куда пойдут в поход... После чего нехотя принимается за уроки. Может, дело не в том, чему учить, а в том, как?
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Загорский
Вячеслав
ЗАГОРСКИЙ
Доцент химфака МГУ
zagor@kinet.chem.msu.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru