Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Новости | Путешествия | Сумерки просвещения | Другие языки | экс-Пресс
/ Вне рубрик / Сумерки просвещения < Вы здесь
Глушило и лототрон - реальные итоги модернизации образования
Дата публикации:  5 Июня 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пока школьники по всей стране пыхтели над сочинениями, Министерство образования отчитывалось, как оно модернизировало образование. Речь, конечно же, прежде всего шла о выпускных и вступительных экзаменах. Приглашал всех интересующихся судьбами образования на интернет-пресс-конференцию сам министр, при этом, правда, указывал, что аккредитация по телефону обязательна. Но, к сожалению, сам г-н Филиппов приболел, и ответ держать пришлось первому заместителю министра образования Виктору Александровичу Болотову.

Достижения педагогической мысли

С первых же его слов стало ясно - модернизация системы образования идет полным ходом. Да что там говорить. Работает министерство - выпускные экзамены проводит с применением ряда новшеств. Мало того, что продолжает апробировать единый государственный экзамен, в этом году придумало еще и "глушило" - это устройство влияет на электромагнитное поле и не позволяет сигналу мобильной связи проникать в место проведения экзамена. Ну а главное достижение педагогической мысли - лототроны.

Поймав удивленные взгляды журналистов, Виктор Александрович пояснил, что "страна у нас большая - восемь часовых поясов и все наши, а народ ушлый". Поэтому, когда в Петропавловске-Камчатском начинается экзамен, темы сочинения становятся известны всем, кому это надо, в Калининграде в полночь школьники пишут бомбы (простой шпаргалкой на сочинении не обойдешься) и рассовывают их в разные потайные места.

В лототроне тридцать пять шариков с номерами пакетов, в каждом пакете восемь тем. Но только зря чиновники надеются, что 280 тем и случайный выбор восьми из них способны решить проблему использования шпаргалок на сочинении. Помню, когда я писала выпускное сочинение, извините, в туалете столкнулась с девушкой из параллельного класса. Она любезно предложила мне шпаргалку, и в руках у нее волшебным образом материализовалась толстая пачка бумажек размером с небольшую открытку, на каждой из которых мелким шрифтом было напечатано по два сочинения на разные темы. Всего таких листочков в пачке было около двухсот. Да что там пачка в туалете. Интернет за две недели до экзаменов заполнился шпаргалками сочинений - на самых разных образовательных, прости господи, сайтах предлагалось скачать полный комплект написанных сочинений и не тратиться на шпаргалки. Когда же министерство все-таки задумается и поймет, что лечит не причину болезни, и даже не ее следствие? Сколько можно прекраснодушничать, говоря, что шпаргалка - главное зло в нашей школе. Сколько можно обманываться, что она - порождение психологического страха выпускников перед экзаменами? Шпаргалка потому и появляется, что российские школьники не умеют свободно и грамотно излагать свои мысли на бумаге. Так, может, не со шпаргалками бороться будем, а школьников писать научим, а? Неплохая реформа могла бы получиться...

Вот и г-н Болотов, отвечая на вопрос о разнице "в интеллектуальном развитии наших и западных школьников", отметил, что российские абитуриенты "лучше знают факты, теоремы", но европейские и американские школьники более коммуникабельны и "легче применяют свои знания вне школы". Видимо, в западных школах сама подача материала исключает вопрос, зачем нужен тот или иной предмет, то или иное знание. Впрочем, не стоит обольщаться - и с фактами у нас тоже не так все хорошо, как видится первому замминистра. С чего бы это наши школьники в большинстве своем выбирают темы, в которых "воды можно налить побольше", а опираться на конкретное произведение литературы можно поменьше?

Слушала я слушала сагу о героической борьбе министерства, вдруг возьми и возникни у меня крамольный вопрос: о каком приеме в вуз на основании результатов единого экзамена может идти речь, если школьникам нужны шпаргалки и бомбы, чтобы написать сочинение, сдать математику, биологию и историю? Результаты этого экзамена покажут разве что победителя в технической гонке - кто кого одолеет: министерство школьников или школьники министерство. Лично я ставлю на школьников. Их и больше, и мозги у них поизворотливее. И в этом смысле можно считать, что проблемы технического образования наше министерство решило.

Вот и в речах г-на Болотова ощущается сильный технический уклон: если знания - то непременно теорем и формул, а если введение дополнительных испытаний для абитуриентов - то в Физтехе и в Бауманке. Этим вузам необходимо отбирать студентов, способных решать сложные и нетривиальные задачи. Ну, еще в "вузах культуры" придется сохранить творческий конкурс. Не знаю, почему бы Министерству не подумать над единым госэкзаменом по рисованию для желающих поступать в художественные училища. Интересно, что останавливает? Гуманитарным-то вузам, по мнению министерства, не нужно знать, способен ли абитуриент неординарно мыслить без шпаргалки и излагать свои идеи без домашних заготовок.

Главное зло образования

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится уже второй год, но с ним еще много проблем и противоречий. Например, ЕГЭ, задумывавшийся, в частности, для того, чтобы абитуриентам не надо было никуда ехать, чтобы поступить в институт, а родителям - выкладывать деньги за эти поездки. Но пока именно с этим, как выражается замминистра, "чисто технически возникают большие проблемы". Поэтому ЕГЭ проводится только в тех регионах, где большая часть студентов состоит из выпускников местных школ, а Москва и Петербург, в которых много студентов, приехавших из других городов, вступят в эксперимент последними - в 2004 году.

Из слов Виктора Александровича можно было заключить, что главное зло, которое призван искоренить единый государственный экзамен, - это подготовительные курсы и "договорные школы" при вузах. Они не должны готовить к поступлению, а только способствовать "повышению уровня знаний по предмету". Иначе, по мнению Болотова, возникает люфт между школьной программой и программой вступительных экзаменов: "Требования приемных экзаменов, вступительных экзаменов отличаются от тех требований, которые школа предъявляет своим выпускникам", - сетует он. В качестве примера вопиющего несоответствия школьной программы завышенным требованиям вузов первый замминистра выбрал вопрос по истории: "Всегда могут спросить абитуриента на вступительных экзаменах, как звали лошадь Александра Македонского... На этот вопрос, конечно же, не посещая подготовительные курсы данного вуза, не знаешь ответ. В школьной программе нет такого требования". Действительно, не завышают ли требования институты и университеты, желая видеть в рядах своих студентов людей хотя бы со средним общим культурным уровнем, который, как оказывается, школа дать неспособна, да и не должна? Об этом министерство подумает позже.

По мнению Болотова, между школой и институтом нет пропасти: так, небольшой разрыв, преодолеть который помогут профильное обучение в двух старших классах и специальные "элективные курсы" при школах, направленные "на удовлетворение образовательных потребностей личности". В старшей школе будут создаваться отдельные математические и гуманитарные классы, в которые школьники будут поступать на конкурсной основе. Но будет ли у гуманитариев меньше часов физики и химии, а у математиков - литературы, это еще неизвестно. Кроме основных предметов можно будет посещать занятия по выбору - компьютерные, языковые и прочие курсы. Красиво! Будем надеяться, что это не утопия.

В младшей и средней школе все пока останется без изменений. Переполненные классы, в которых учитель при всем желании не может эффективно работать. Виктору Александровчу задали вопрос: "Как Вы представляете себе реализацию идеи всеобщего образования в Москве? По существующему положению, школа обязана принимать детей школьного возраста, независимо от прописки и регистрации. В результате школы переполняются детьми, которые говорят на разных языках и очень плохо понимают русский. В связи с этим у многих преподавателей, особенно младших классов, возникает вопрос, где можно в срочном порядке выучить армянский, азербайджанский или грузинский языки". Болотов смутился и обещал выяснить у Кезиной, действительно ли есть такая проблема. Виктор Александрович, не смущайтесь, есть такая проблема. Не надо дергать московского министра образования. Вполне достаточно спросить об этом любого учителя начальных классов - есть в Москве такая проблема, не знают они, как со школьниками общаться и как учить их писать по-русски, ведь сначала неплохо было бы на этом языке говорить. Хотя учиться устной речи можно и через посредство письменной, такие методики есть, но ими наши учителя еще не владеют.

"Ответственность за себя и за страну"

Встал на пресс-конференции и вопрос о ГИФО - государственных именных финансовых обязательствах. Пояснив значение таинственной аббревиатуры, Болотов заявил, что пока может сказать только, что в этом году в эксперименте с ГИФО участвуют Чувашия, Якутия и Мари-Эл. Но поговорить об этом надо будет как-нибудь поподробнее всем вместе - чиновникам, ректорам и журналистам. В общем, пока школьники в Чувашии, Мари-Эл и Якутии корпят над экзаменационными листами в надежде на вознаграждение своих интеллектуальных усилий, чиновники из Министерства образования только собираются поговорить о своих обязательствах перед ними.

Государство вообще-то не торопится связывать себя финансовыми обязательствами. Так, отвечая на вопрос об образовательных кредитах, г-н Болотов сказал, что министерство боится не вернуть вложенные в обучение человека средства. Вдруг он откажется возвращать кредит и не захочет отрабатывать его на государственной ниве. Не мафию же на него насылать, право слово. А какой государству прок от хорошо обученного частника? Так что сперва надо воспитать в школьнике "ответственность за себя и за страну", а уж затем и ссужать ему понемножку на образование. Вот за эту прямоту и честность и хочется поблагодарить первого замминистра и все министерство в целом. Нет денег на образование, граждане, так что оно будет бесплатным. Можно, конечно же, экспериментировать с ЕГЭ, но планировался-то он в связке с обязательствами, то бишь с ГИФО. И была в этом тандеме взаимная ответственность: учащийся, сдавая единый экзамен, говорит, что он готов учиться, а государство говорит, что оно готово оплачивать его образование. Пока же получается, что обязательства берет на себя лишь учащийся. Государство в лице министерства продолжает выстраивать утопическую пирамиду бесплатного образования.

Особо интересующимся тем, как видятся судьбы отечественного образования министерству, за него ответственному, рекомендую зайти на сайт РБК, там конкретные ответы на разные вопросы, не только про лошадь Александра Македонского.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Татьяна Базжина, Приглашение на белом листе /31.05/
Никогда не буду голосовать за Зюганова. Я получила приглашение на конференцию в Орловский университет, где Г.А. когда-то постигал математические дисциплины. Для участия требуется написать тезисы ручкой и отправить по почте. Но человек, который не может помочь родному институту, вряд ли поможет моей стране.
Дмитрий Шушарин, Германские впечатления о русских обстоятельствах /29.05/
В России никто не рассматривает наших студентов, ученых и предпринимателей как агентов влияния России. Между тем с годами влияние частных лиц на формирование образа страны становится все более серьезным, а главное - реальным, в отличие от всех программ создания международного имиджа России.
"Так в грядущем прошлое тлеет..." /28.05/
Часть II. Какие основания имеет под собой утверждение "советское среднее образование было лучшим в мире"? Это ностальгия, иллюзия, агитация? Что было на самом деле - отдельные учителя, уникальные школы или - система? Беседуют физик Елена Говорова и химик Лидия Шендерович, выпускницы 175-й московской школы.
Эдуард Безносов, "Буквы разные писать... учат в школе" /27.05/
"Страсти по орфографии" улеглись, когда Л.Путина назвала проект реформы несвоевременным и конъюнктурным. Непонятно, правда, какой смысл вложила она в это слово: проект - не только не конъюнктурный, а как раз антиконъюнктурный. Как же теперь относиться к языковой компетентности вершительницы судеб русского языка?
Елена Корчагина, Вячеслав Загорский, Подарки для репетитора /23.05/
Большинство репетиторов находят работу благодаря ориентации школы на сиюминутные результаты - красивый урок, текущая контрольная, выпускной экзамен. Принятые формы аттестации учителей и конкурс "учитель года" ориентируются прежде всего на показательные уроки. Единый госэкзамен в этой ситуации не является спасением.
предыдущая в начало следующая
Катерина Соколова
Катерина
СОКОЛОВА
kateria@sviblovo.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Сумерки просвещения' на Subscribe.ru