Russian Journal winkoimacdos
11.11.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

Зинзивер, Шилклопер!

В среду, 4 ноября, в ЦДХ (Центр искусств "Столица") в рамках проекта Николая Дмитриева "Немое кино - говорящая музыка" выступил медногласый Аркадий Шилклопер. В качестве немого кино на экране возникли говорящие А. Шилклопер и А. Розенблат - автор и ведущий телепрограммы "Такая разная музыка", которая вот-вот должна появиться на канале "Культура". Вспомнили этапы большого пути Аркадия, поговорили о world music, русском фольклоре, водке, женщинах, а под конец фильма Шилклопер сыграл в арт-кафе "Ностальджи" пару своих вещей плюс джем с местными джазменами.

В качестве говорящей музыки на сцене вновь появился говорящий Шилклопер, рассказал о своем старом диске "Hornology" (валторна плюс примочки); о своем новом, еще только готовящемся диске (просто валторна); о своем старом инструменте (двухметровый альпийский рог, чуть ли не единственный в Москве) и о своем новом инструменте (вагнеровская туба, просто единственная в Москве, да и ту Аркадию пришлось позаимствовать на концерт у доброго приятеля). Ну а потом была "Музыка для людей". Так наш валторнист назвал свою программу, состоящую из старых хитов ("Русская песня", знаменитая "Сказка", "Разговор с самим собой") и отрывков из нового альбома. Качественная музыка, ожидаемые шутки - словом, все остались довольны. А некоторое однообразие можно свалить на диапазоны звучания валторны, фагота и вагнеровской тубы, которые практически совпадают. Ну, а что вы хотите? Диксиленд на валторне невозможен. Зато возможны молдавские и русские плясовые; а если пропустить звук через задержки, эхо, конденсаторы и прочие электронные приспособления - можно и new age изобразить ("Дикий океан" - первая композиция концерта). Вообще, похоже, джазист Шилклопер отошел в область преданий. Перед нами Шилклопер-Брегович, Шилклопер-альпийский пастушок, Шилклопер-для рекласации. Главное - ему удалось найдти вагнеровскую тубу. А где-то в Австрии есть рог длиною в 48 метров - Аркадий обещал на нем сыграть.

The Musicmaker's Contract

Чуть ли не сильнейшим впечатлением от концерта Шилклопера, упомянутого выше, стал столик CD-издательства "Длинные руки", традиционно выставленный в фойе, - на нем нашлось штук десять компактов сочинений Антона Батагова. Сказать об этом необходимо, ибо "русский Найман" знаменит так же и в качестве исполнителя - на его счету десятки дисков чужой музыки. "Длинными руками" изданы, наконец, его минималистские штудии, а именно, долгожданные музыкальные иллюстрации к "Музыке для декабря". Там же обещана опера, написанная для "Диалог-банка" и исполненная на одной из "Альтернатив". "Музыка для декабря" уже прозвучала должным образом, и поэтому гораздо больший интерес вызвали странные пластинки, при ближайшем рассмотрении оказавшиеся "болванками", выпущенными маленьким тиражом подвижником звукового мастеринга Сергеем Загнием (Zagny Edition 1998 ZECD 9809 01-05). На этих носителях обнаружились: музыка к фильму Дыховичного "Крестоносец"-2, какая-то сюита (не помню номера и пояснений), еще пара опусов маэстро и, наконец, "Контракт сочиняльщика" - 58 избранных композиций для НТВ/НТВ+, то есть, 60 минут музыки, которую вы слушаете (слушали) каждый день и которая существует в вас уже на уровне рефлекса. Так, трэки "Девушка и шар", "Силач", "Человек и рыба", "Медведь" и т.п. заставят искать пульт д/у - единственное спасение от пусть даже очень хорошей, но по определению надоедливой рекламы. Турецкие трубы трэка "Про это", равно как и двухминутная поэма-заставка "Мир кино", позовут вас из другой комнаты; а нежная "Погода летом 1997" заставят сделать звук предполагаемого телевизора погромче. На диске собрано все лучшее из заставок, написанных для канала НТВ Антоном Батаговым в 1997-1998 гг. Сейчас, когда Батагов ушел из НТВ-Дизайна, слушать музыку, которая имеет все шансы стать фактом телемузыкальной истории, особенно приятно. Из предуведомления к диску: "Мне дали ручку и лист бумаги. Затем продиктовали следующее: "Директору ЗАО НТВ-Дизайн г-ну Левину С. М. от композитора Батагова А. А.

Заявление

Прошу принять меня на работу в НТВ-Дизайн в отдел проектирования на должность композитора".

Отступать было некуда и незачем. Я написал заявление и вступил в должность".

Результаты этого решения - перед слушателем. Теперь, даже если заставки канала рано или поздно изменится, перед нами незаурядный пример новой музыки для нового ТВ. В большом кино Гринуэя давно вытеснили клипмейкеры. Найман не сможет понять высоких скоростей и маленьких пространств современных кино-теле-картинок. Батагов смог и написал музыку для нового Гринуэя. Ежедневного Гринуэя прямого эфира.

Михаил Котомин

Великий балалаечник Брайан Мэй

Всем извеcтно, что жизнь - это цепь разочарований. Но чтоб до такой степени...

Брайан Мэй, основатель и бессменный гитарист "Queen", автор трети, если не доброй половины, квиновских хитов, создатель фирменного звучания группы - приезжал проездом из Питера в Москву. Послушать "We will rock you" и "I want it all" в исполнении автора, увидеть "живую легенду" полумертвой рок-музыки, спеть хором со всем залом "Love of my life" под гитару Мэя - все это казалось вполне заманчивым (особенно - учитывая отмену сентябрьских концертов Ричи Блэкмора). Ради такого дела не жалко было вытерпеть даже исполнение "Богемской рапсодии" и "Дыма на воде" оркестром балалаечников, домристов и баянистов (выполнявшим, очевидно, роль разогревающей команды).

Ансамбль народных инструментов сменился показом видеоклипов; зал не возражал и с удовольствием подпевал. С традиционным опозданием на полтора часа, концерт открылся песней Р. Балларда "Since you've been gone". Отвратительный звук, как всегда на Малой спортивной арене, - голоса солиста не было слышно вообще, а барабаны с тарелками звучали, как на магнитофоне "Электроника-302". Впрочем, с плохим звуком можно бы и смириться, ведь перед нами был живой Брайан Мэй - в отличной физической форме, все с той же знаменитой гитарой, в компании маститых Нила Мюррэя и Спайка Эдни, с новыми и старыми песнями...

Однако получить удовольствие помешало отнюдь не качество звука. Куда важнее была общая атмосфера концерта: слава Богу, сейчас у нас есть с чем сравнивать - за последние три года мы видели "Deep purple" и "Uriah Heep", команды Дэвида Боуи и Питера Хаммилла, "Smashing Pumpkins" и "Faith no more". У каждого из этих концертов были плюсы и минусы, но несомненно одно: "Faith no more" и на Малой спортивной арене звучали как "Faith no more", a "Uriah Heep" и в новом, "омоложенном" составе звучали почти так же, как в первой половине 70-х (и, кстати, гораздо лучше, чем в свой прошлый приезд в 87-м). Группа же Брайана Мэя в день "согласия и примирения" более всего походила на среднестатистический ресторанный ансамбль, решивший на досуге "залабать что-нибудь из "Queen". Саунд был начисто лишен подобия индивидуального почерка, и гитара Мэя не спасала дело.

Эта же линия выдерживалась и в репертуаре, построенном процентов на 30 по нехитрому принципу попурри: группа исполняла кусочки из "Fat bottomed girls", "Tear it up", "Headlong", "Resurrection" и др., - публика стояла на ушах (чего, впрочем, и следовало ожидать). Особое недоумение вызвало исполнение "The show must go on" (которая не удалась даже Элтону Джону на мемориальном концерте 1992 года): вокальную партию не вытягивали ни Брайан, ни бэк-вокалистки, последний же куплет от греха подальше из песни просто выкинули. Мэй, однако, был доволен собой: после каждого второго номера он в течение нескольких минут довольно потирал руки, внимательно смотрел в зал и демонстрировал безупречное владение словами "спасибо", "отлично" или "споем". Нельзя не признать, что он все так же обаятелен.

Единственное, что согрело душу - традиционное хоровое исполнение песни "Love of my life" ("we'll do this one for Freddy, ok?"): российские фанаты подпевали Брайану ничуть не хуже, чем венгерские, бразильские или любые другие. Но если в концертах "Queen" (или в прошлом сольном туре Мэя) "акустическая" часть вечера была самой веселой и зажигательной, то на сей раз она прошла так же вяло, как и "электрическая". Надрывную "Too much love will kill you" Мэй пропел скучно и сонно, будто по обязанности. Не веселее звучала и "We will rock you" - у ребят, казалось, просто не было настроения. Дай Бог, если питерским зрителям повезло больше.

Чуть не забыл - в финале маэстро выдал оригинальную версию "Калинки"; два года назад, помнится, хипы порадовали "Дубинушкой", а "Дип перпл" - "Подмосковными вечерами". В следующую субботу, 21 ноября, у желающих есть шанс послушать, как Ян Гиллан поет "Во поле березка стояла".

Кирилл Дальковский

Отшельники в стиле hard 'n' heavy :
Юбилей группы "Ария" в ДК им. Горбунова

Да, я отшельник,
маг и волшебник -
тяжек мой путь.

"Арии" - тринадцать! Этот "странный юбилей" группа решила отметить в ДК им. Горбунова 31 октября 1998 г. Магическое число - "чертова дюжина", на самом деле, если мерить по человеческим меркам - это возраст тинейджеров, а в рок-музыке - возраст "рок-легенды". "Арийцы" приурочили эту "круглую" дату к празднику Helloween, чем еще раз подчеркнули свою причастность к мистике. Накануне состоялся концерт в Санкт-Петербурге, и музыканты вернулись из "Северной Пальмиры" поездом номер 13, правда, номер вагона "подкачал" - он был всего лишь # 10. Но все эти совпадения неспроста, ведь стиль группы - hard' n' heavy, в котором постоянно присутствует дух мистицизма, магии и темных сил.

На пресс-конференции, которая состоялась перед концертом, были заданы вопросы, касающиеся "странного юбилея" группы, праздника Helloween, CD "Генератор зла", и традиционный - о планах на будущее. Музыкантам группы "Ария" есть что рассказать, они это делают постоянно на своих концертах, но вне сцены немногословны. Будем считать, что это от дорожной усталости - домой не успели заехать. Легендарная поэтесса Маргарита Пушкина приняла участие в пресс-конференции на правах полноценного члена группы и отвечала на вопросы, внося поправки и уточнения для правильного освещения творчества "арийцев". По ее мнению, стиль группы следует охарактеризовать как "смесь гитарной готики с русской мелодичностью". Сейчас группа играет в составе: Валерий Кипелов - вокал, Сергей Терентьев и Владимир Холстинин - гитары, Владимир Дубинин - бас, бэк-вокал, Александр Манякин - ударные. В этом году у группы было много интересных событий, и одно из них можно назвать выдающимся: "Ария" впервые удостоилась чести выступить на российском "Байк-шоу", где была принята очень тепло, несмотря на раннее утро (концерт проходил всю ночь). "Арийская" музыка и сценическое действо заставили полумертвые тела байкеров подняться с поля и подпевать Кипелову. Чрезвычайно успешными музыканты считают свои гастроли по Украине. Спонсором юбилейного концерта в "Горбушке" стала легендарная мотоциклетная фирма Harley Davidson, а издательство "Лиан" подготовило книгу-сборник из 30 песен, многочисленную атрибутику и видеокассету с записью исторического концерта в МДМ.

Концерт в "Горбушке" - не просто очередное выступление группы, а скорее дань уважения "колыбели российского рока". Поклонники группы - в основном молодежь, но среди них можно встретить и людей среднего возраста, как выразилась Маргарита Пушкина, "в костюмах и с наглаженными банданами". Это говорит о многом. Музыка "арийцев" за "тринадцатилетний" период претерпела мало изменений. Сами музыканты говорили о чистоте жанра, выбранного ими в начале творческого пути. Что, безусловно, очень нелегко в противоречивые времена постмодернизма. На сегодня "Ария" - единственная группа, играющая в стиле hard 'n' heavy, российский аналог "Iron Maiden". Похоже, что возле них нет никого, за исключением "Легиона". Единственные их конкуренты, по мнению самих музыкантов, группа "Блестящие". "Ария" сегодня - это отшельники в стиле hard 'n' heavy. Помогай им Бог в нелегком деле - борьбе с силами зла.

Михаил Хлопунов,
корреспондент Internet "Radio Sovdep"

Бехеровка с секретом

В рамках проекта "Немецкая фотография с 1850-го года до наших дней" в Политехническом музее открылась выставка "Далекое и близкое".

Цель многосерийного проекта Гете-института - показать именно немецкую фотографию в развитии и неповторимости. Задача эта практически невыполнима, поскольку сами устроители в минуту слабости готовы признать, что делить фотографию по национальному признаку сложно, да и нет у немецких мастеров каких-то особых секретов, которые кардинально отличали бы их работы от французов или англичан. С другой стороны, вовсе отказывать немцам в достижениях как-то нехорошо, и в этом смысле демонстрация опусов Б. и Х. Бехеров как нельзя кстати, поскольку здесь, хотя и не История, но несколько занятных историй имеется.

Любой предмет, будь то мусорное ведро, объект промышленной архитектуры или картофельное поле, согласно философии Бехеров, несомненно является живым существом и имеет свою частную жизнь, то есть историю. Задача фотографа - фиксировать отдельные страницы этой истории. Мысль, согласитесь, довольно концептуальная, как и само творчество Бехеров, которым не чужд квазинаучный подход в отображении действительности. Выхватывая водонапорные башни и полуразрушенные заводы из реального времени, подвергая их принудительной мультипликации, фотографы сочиняют некую типологию, художественность которой не всегда очевидна. Скорее, здесь можно говорить о социальной направленности, но тоже мнимой. И, в конце концов, эта многосторонняя призрачность выходит боком. Если у самих Бехеров исследование бытия постоянно трансформирующихся сооружений кончается где-то даже эстетскими черно-белыми фотографиями, то их ученики усиленно дрейфуют по направлению к психоделии.

Искомое "историческое" содержание улиц, зданий, интерьеров и социальных организмов в работах последователей Бехеров бесследно испарилось вслед за личной психологией объекта. Все очень просто: содержание фотографий Симоны Нивег (капустные заросли), Йорга Сассе (самодостаточный мусорный бак, почти поп-артовские ухватки и купальные шапочки) и особенно Акселя Хютте (подземный переход как целебный источник) устремляется не к предмету, а в противоположном направлении, к какой-то не очень здоровой идее. Правда, автор пояснительного текста г-н Герцогенрат видит во всем этом вполне здоровые немецкие идеи. Я тоже попытался взглянуть на "далекое и близкое" с такой точки зрения, но увидел только скучные снимки.

Так ли необходимы содержание и концепция? Сказать по правде, объяснений действительности многовато и большинство - скучные. А вот будущее, как мне кажется, все-таки за обновленным импрессионизмом (или экспрессионизмом - кому как больше нравится): нечто непостижимое существует, но остается именно непостижимым. Хотя бы и не совсем здоровым.

Символы непрекращающегося конца

"Новый Русский Проект" Андрея Логвина исключительно важен для культуры эпохи Большого Кризиса: символы сейчас актуальны. Что именно будут означать изобретенные дизайнером эмблемы времени и какая общественно-политическая судьба им уготована, пока не совсем ясно. Но, невзирая на эту неопределенность, Логвин неустанно воздвигает мемориальные знаки, которые должны стимулировать ироническое восприятие ситуации и поддерживать всепобеждающий оптимизм. В проекте "Жизнь удалась" (это признание выложено черной икрой на красной) Логвин поделился собственной радостью. Инсталляция в XL-галерее (на экране телевизора, бесконечно демонстрирующего программу новостей, икрой выложена фраза "The End") помогает обрести уверенность всем желающим.

Реклама и прочий дизайн выполняют в современном мире роль своеобразной подсказки, призванной донести до сознания зрителя-потребителя сведения об истинной красоте и значении того или иного предмета, понятия или ситуации. В "The End" неиссякаемым источником воображения оказывается вечно меняющаяся социальная действительность, а составными частями - непреходящие предметы и понятия: телевизор, программа новостей, икра.

Телевизор есть почти в каждом доме, а икры в последнее время как будто стало больше. Она и раньше была символом. Но многие символы уходящего просперити обесценились либо, напротив, подорожали, став недоступными, то есть враждебными. Икра и водка (полноправный участник проекта) явили пример неожиданной устойчивости в суровые времена. С другой стороны, если глобальная стабильность вдруг наступит, то первым эту новость принесет телевизор; пока же суррогатом грядущего счастья оказывается возможность беспрепятственно и почти беспрерывно вкушать новости. Информационного голода нет, в равной степени наличие в рационе икры всегда означало отсутствие голода физического.

Логвин сталкивает два суперсимвола; но между ними возникает не противостояние, а вполне диалектическое взаимопонимание. Икорный лозунг на фоне новостей вроде бы навязывает какой-то конец какого-то фильма. Но по телевизионной традиции после появления на экране надписи "Конец фильма" обыкновенно следует реклама или выпуск новостей. Истинные ценности не исчезают, наоборот, в переломные моменты их становится больше. Вообще, стоит, наверно, подумать о придании некоторым дизайнерам статуса "критических". Есть ведь специальные менеджеры и директора, которых призывают, когда ситуация обостряется до крайности. И искусство никогда не потеряет актуальности.

Д-р Лернер

Евровидеоарт и пустота

4 ноября в 18.30 в клубе "СинеФантом" в Музее Кино демонстрировался Евровидеоарт. Путешествие шесть. Событие действительно европейское и в своем роде знатное. В брошюре, выдаваемой зрителям, несколько абзацев было отдано перечислению имен, названий и достижений, имеющих отношение к этому самому Евровидеоарту. Нам же его представил некий Эки Кане - куратор Medienhaus Hannover, замечательнейший человек, зачем-то пересказавший за 15 минут содержание брошюры вкратце. Фильмы шестого путешествия, в отличие от предыдущих пяти, были подобраны тематически. Действие называлось "Новая Депрессия?!", и ей (депрессии), а также разнообразнейшим ее производным и составляющим, показанные картины и были посвящены,.

Первый фильм - "Подходит к галстуку" /Fit to be tied, Carlos Gil-Roig/ - самый длинный и выделяющийся из остальной группы, за что и был поставлен, словно извиняясь, как некое преддверие, на первое место. На самом же деле, фильм наименее амбициозный и наиболее привлекательный, и лучше, думаю, его было бы поместить для контраста в середину программы. В основу положена простая, но объемная схема: по городу ходит человек с видеокамерой и спрашивает у прохожих, зачем они носят галстук? Сразу же подключаются идеи давления, традиции, эстетики и др., что и следует из ответов прохожих. Наиболее замечательным был ответ: "I am from Russia". Единственно непонятно, что заставило типичной телепередаче присвоить статус фильма?

Фильм "Помни меня" /Remember me, Michael Maziere/ является, по сути, десятиминутным черно-белым двойником "Синего" Кесьлевского. Та же тематика: смерть и потеря. Так же красив, в меру стилен, в меру талантлив, в меру пошловат и невероятно чувствен. Раскореженный автомобиль, не прочитанная вовремя записка, пальцы пахнут ладаном, надгробные плиты и проч.

"Освобождение" /Release, Chvistoph Givavdet/. Четыре кадра из фильма "Кинг-Конг" разбиваются на множество фрагментов и прокручиваются в ту или иную сторону. Реальное время - всего несколько секунд, которые в течение девяти с половиной минут подвергаются компьютерному передергиванию. На экране героиня "Кинг-Конга" в момент сильнейшего испуга. Сам Ужас таким образом подвергается деконструкции. Вдобавок из-за нелепых повторений создается эффект комичности: люди производят однообразные циклические движения, издавая при этом нечленораздельные то ли крики, то ли стоны. При таком погружении на уровень пленки на ум волей-неволей приходит мысль о том, что эксперименту подвергается не реальное чувство, а его имитация актрисой. Итак, деконструкция, пастиш, либидо, симулякр - неплохо. Можно, конечно, упрекнуть в конъюнктуре, но все же идея необычна и даже красива.

Остальные пять фильмов идут примерно в одном ключе и дают наиболее полное впечатление о самом Евровидеоарте. И вот какие мысли приходят по ходу дела. Авангард давно уже показал, что ему не чужда коммерция. Посему, всяческие притязания "Новой Депрессии?!" на нечто такое, чего мы никогда не видели и не слышали, отпадают сразу. Все это было похоже на какой-то недоделанный эфир MTV. "Депрессия" ничего не может предложить и в плане оппозиции к полнометражному кино. Фильм "Надежда 95" /Hope 95, Bynke Mailboll/, например, - это какой-то урезанный ранний Бергман; а "Стресс" /Stress, Zone 4 production/ можно считать пилотной версией "Странных дней". Общее для этих картин - полное отстутствие сюжетной завершенности; полунастроения, которые не успевают ни во что вызреть. Именно ни во что. Ничто, пустота, которая и стала, в результате, умышленно или нет, ключевым определением шестого путешествия. Однако и пустота была выдержана не до конца. Евровидеоарт собрал полный зал - сидели даже на ступеньках.

Крюков Денис

Дорога жизни

"Я напишу что-нибудь странное", - так предварял свою будущую пьесу Чехов в письмах к друзьям. "Чайка" действительно была "странна" по сравнению с другими сценическими произведениями того времени - мало действия, много разговоров, внутренние переживания вместо внешних эффектов. Премьера "Чайки" в Александринском театре (1896 год) с треском провалилась, но после постановки пьесы в Московском Художественном театре (1898 год) она стала одной из самых любимых для последующих поколений отечественных режиссеров.

Дату вспомнили - или просто так совпало - только в Школе Современной Пьесы. Названию театра выбранная пьеса удивительно соответствует: "Чайка" - это действительно в высшей степени современное произведение, в которой - к счастью - не говорится ни об экономических кризисах, ни о сексуальных вопросах. "Чайка" - пьеса о нашем внутреннем состоянии, о невозможности творчества и невозможности жизни без творчества, о поиске - как бы банально это ни звучало - смысла существования. Чехов назвал свою пьесу комедией, мы более склонны рассматривать ее как трагедию, но на самом деле это одна из самых жизнеутверждающих пьес Чехова. В ней два героя искренне "ищут свою дорогу", и поэтому не выглядят ни пошлыми, ни мелочными - Константин Треплев и Нина Заречная, и один (Нина) находит, "знает, куда идет".

Пьеса разворачивается на двух маленьких сценах - в доме и около озера. Их соединяет длинный проход. Зрительские места расположены по обе стороны от него на более низком уровне. Свет падает только на сценическое пространство, зрители сидят в темноте, нас не видно, нас нет - эффект присутствия возникает потрясающий. Действие построено на двойнических парах: Аркадина (Татьяна Васильева) - Заречная (Елена Ксенофонтова), Треплев - Тригорин. Обе женщины - актрисы, обе сильно и страстно любят Тригорина, обе так же сильно и страстно любимы Треплевым. Обе актрисы играют именно актрис, поэтому их манера игры иногда одинаково утрирована - у Васильевой слишком много истеричности звезды и стареющей чувственности, у Ксенофонтовой - наивной восторженности, юной привлекательности.

Если женская пара построена по принципу сходства, то мужская - по принципу отрицания. Тригорин (Владимир Качан) позволяет любить себя, соблазнять, руководить собою, и выбирает из двух женщин ту, чья любовь менее обременительна. Треплев (Виктор Шамиров) мучительно любви ищет, пытается ее добиться, теряет сначала Аркадину, потом Заречную. Тригорин смирился с тем, что пишет хуже Толстого и Тургенева, Треплев с этим смириться не может. Качан играет вполне флегматичного персонажа, с начинающимся брюшком, с приступами некрасивой чувственности. Шамиров - очень ранимого человека, несчастного и искреннего - чрезвычайно удачная роль. Несомненная заслуга актера в том, что у него получился не истеричный, а вполне трагический герой.

Обычно, когда нравится персонаж, хочется, чтобы у него все было хорошо, чтобы ему досталась и девушка, и слава, и еще что-нибудь. В случае с Треплевым этого не возникает, его самоубийство выглядит вполне закономерно истекающим из совокупности личных черт характера и внешних обстоятельств. Нельзя сказать, чтобы кто-нибудь желал ему смерти, но остальным персонажам (кроме Нины) вообще ничего желать не хочется.

Некоторые любят повеселее

В Москве несколько десятков Домов Моды - маленьких, больших и за редким исключением одинаково неизвестных. Но отечественных дизайнеров это, кажется, вовсе не тяготит, ведь стремятся они отнюдь не к славе модного гуру, а к банальным деньгам. Чтобы эти самые деньги получить, от модельера требуется соорудить вещь с привычными и легко узнаваемыми формами и расцветками (что-то среднее между турецкой модой со стадиона "Динамо" и воговскими отголосками парижских тенденций) и при этом обязательно без кичевой роскоши, но с очевидным намеком на большой стиль. Задача не из легких, поэтому и цены у русских дизайнеров едва ли не выше, чем у их заграничных коллег.

Сказанное выше можно отнести и к Лидии Соселии, которая представила свою осенне-зимнюю коллекцию прет-а-порте в театре "Геликон". "Большой стиль" у Соселии присутствует в виде материалов "от кутюр", коими бесспорно являются богато перфорированная фланель и органза с бархатистым эффектом. А для пущей убедительности Лидия Соселия сделала основой своей коллекции два хита нынешнего сезона - трикотаж и мех.

Еще одна общемировая тенденция в коллекции Соселии - удлиненные модели. Пиджаки, пальто, юбки - общая длина - 3/4. Довольно странно в этой ровной, следующей мировым тенденциям коллекции смотрятся юбки, надетые поверх брюк. Многослойность - главная черта коллекции - выглядит анахронизмом. Куда естественнее, проще и актуальнее - минимализм. Если гармоничный костюм Gucci - сюртук на пуговицах и свободные брюки, все черное, то Соселия предлагает такой комплект: последовательно одетые брюки, топ, юбка, жакет. Думаю, японцы, которые придумали всю эту капустную моду, остались бы довольны.

Декоративных изысков - вязаные воротники, манжеты, карманы, канты, вставки из норки и песца - иногда слишком много, причем детали в некоторых случаях довлеют над основой. Некоторые опасения вызывают и чересчур рискованные колористические эксперименты. Если офисно-спортивные модели отличала разумная монохромность (белый, черный и немного серого), то с началом демонстрации верхней одежды и вечерних туалетов цвета стали прямо-таки ядовитыми, вплоть до болотного с блеском или морковного, а некоторые сочетания и вовсе оказались за гранью приличия (коричневое пальто с красными и желтыми швами-кантами).

В общем, коллекция Соселии, при всем стремлении к "большому стилю", вполне характерна именно для стиля русского: бабочки, рюшечки, цветочки, малиновое с зеленым, главное - чтобы повеселее.

Галя Фоминова

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru