Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискстатья

Разговоры о Бродском

Уважаемый читатель! Вы можете принять участие в дискуссии, написав , который будет опубликован на этой странице.

Если у Вас есть портрет Горация, пожалуйста пришлите его Мне, Мой E-mail: newyork_152@hotmail.com

2.12.2000 14:22
Vitaliy
Гораций
Dniepropetrovsk, Ukraine.


Безусловно Бродский это танк прошедший по телу русской литературы. Говорить плохо или хорошо это не хочу и не буду. Цель моего поста поговорить о статье г-на Кривулина.

По моему г-н Кривулин сумел при огромной доле толерантности остаться при своем мнении. И претензии изложенные в нижеизложенном посте за исключением первой (о руке) несколько притянуты. Решение г-на Кривулина тем более не ординарно что он решил раскрыть сборник статей о Бродском в экзистенциальном ключе, представляя его в виде личных впечатлений. Конечно это ведет к субъективным оценкам отсылкам но г-н Кривулин как-бы предъявляет свою презумцию невиновности - мое личное ощущение.

Но критик не смог удержаться от того чтобы не вспомнить "Шествие" -поэму, которую к нынешнему времени не пинал разве что ленивый.

Статья мне показалась одним из лучшего что можно написать СЕЙЧАС о Бродском

29.11.99 3:1
Этер граф де'Паньи
Cаратов, Интернет.


КЛАССНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ! НЕМНОГО ЗАТЯНУТО, НО НЕ СЛОВОБЛУДИЕ - И ТО ХОРОШО. МЕСТАМИ ДАЖЕ МЕТАФИЗИЧНО. МЕСТАМИ СТРАННОВАСТЕНЬКО, но красиво (типа где про Караваджо). Сдается мне, я знаю автора...

15.2.99 20:16
БЕЗ ТРУСОВ
На улицах москвы, зябну.



ПЕРВОЕ - ПОСЛЕДНЕЕ

(Иосифу Бродскому)

Вечер. В горле - сердолик стихотворной фразы.
На обшарпанном столе в лучезарной вазе,
как пожара завиток над глазком агата, -
роза алая, цветок облика заката.

Зыбкий мрак к стене пристал сетью теневою.
В жёлтых искорках хрусталь бредит синевою
зимней ночи, фонарей влажным перламутром
и шоссе, что без огней розовеет утром.

Ах, рассвет! Раскрытых ртов сонное контральто.
Время гулких каблуков, широты асфальта,
когда первый влажный луч лижет кончик шпиля,
и окрест - ни смрадных туч, ни автомобиля.
Лишь скучает светофор, выглядящий разом,
как скворечник и топор с изумрудным глазом.

*
Ветер, свежесть, скрип дверей, мрака умиранье -
для тебя это теперь лишь воспоминанье.
Нам тебя не наблюдать. Если б то был бред! но
ты ушёл, да так, что ждать возвращенья тщетно.
Нам - ворочать полу-вздор, мусор полу-века;
ты ж - светилом за бугор, как зрачок под веко.

Месяц тускл и ветх, как вещь, взятая в прокате.
Ночь черна. Мой голос вещ. Я грущу о брате.
Как он там? Что пьет? Что ест? И прочна ль граница?
Есть ли речь? А если есть, где она хранится?
Жажда неба с жаждой дна - не сродни проворству.
Дай же руку! - в нас одна тяга к стихотворству.
Карий взор, татарский вздор, ветер в каждой правке -
я в поэзии, как вор в ювелирной лавке.

Жизнь вовне - не взгляд извне. Не проси изгнанья.
Не пророчествуй и не устремляй желанья
с громким возгласом "О, да!" к Фебу. Но к Эребу.
Ибо это грех, когда слишком близко к небу.

*
Пол качнулся, вспыхнул свет; вздрогнув, как сердечко,
на замызганный паркет полетела свечка.
Пламень охватил пальто и взметнулся аж до
самых звёзд! И, будто кто крикнул: "Караваджо!",
разразился дикий треск, разлетелись вилки,
унося зелёный блеск от пивной бутылки!
Вздулось шторы полотно, и, издав утробный
рык, прорезалось окно в континент загробный.

*
Ты молчишь. Меж нами - даль.
Мир твой - зазеркалье.
И теперь горизонталь
стала вертикалью.

В твой парник закрыта дверь.
Прорастает семя.
Нет пространства, нас теперь
разделяет время.

Не пожать ладонь, как не
прыгнуть выше крыши.
Я тоскую на земле,
ты - безмерно выше.

*
Обеспечивая связь,
время в каждой точке,
размыкаясь и ветвясь,
словно эти строчки,

образует область снов,
двойников из свиты
наших тел и наших слов,
новые орбиты

для планет, клубки дорог
и миров брилльянты,
где проигрывает Бог
все свои варьянты.

И возможно... нет, скорей!
вопреки отбою,
на одном из тех путей
мы сошлись с тобою.

Разрезвился? Пусть. За прыть
не прошу прощенья.
Смуглой кожи не залить
краскою смущенья.

Ну, как под чужой луной
так же разыгрались
Парки? И в другой, "иной",
сфере поменялись

мы местами? Ты стихам
расправляешь плечи;
я, покинув землю, "там"
жажду нашей встречи.

*
Чёрт возьми! Совсем с ума
я сошёл! Накрылась
ясность слов, сума ума
страшно прохудилась.

Опустел мой тихий дом.
И, как червь на лыке,
жадно (вызывая в том
месте, где на стыке

брови переходят в нос,
небольшое жженье)
пожирает тёплый мозг
вамп воображенья.

*
Гроздьями, как пузыри,
с уст срываясь божьих,
разлетаются миры
в пустоту. И дрожь их

ощущая как свою,
в вакуум из плотских
вырвав душу пут, бегут
миллионы Бродских.

Так - не жизнь, но и не прах -
чистое движенье -
бродят в тёмных зеркалах
наши отраженья.

Впрочем, нет! Скорей как газ,
сгусток ощущенья,
увеличив в сотни раз
степень насыщенья

бесконечной пустоты,
как аорты - кровью,
став "ничем", заполнил ты
вакуум любовью.

*
В войнах с тьмой кагорты слов
сохраняли верность,
но от выверенных строф
ты ушёл в без-мерность.

Что осталось? Россыпь фраз,
метры киноленты,
выясненье: кем для нас
был ты или кем ты

не был. Что тебе сей спор
глупый! Знаю точно,
Некто, с кем ты до сих пор
только лишь заочно

был знаком, взрастил твой злак
до (здесь прочерк); и на
(прочерк), встретив, обнял, как
собственного сына.

*
Белокрылый бой с трубой, сплюнув сигарету,
даст сигнал, и за тобой "видимо, вот эту",
свой земной закончив путь, одолею грань я,
чтоб в без-гласность протянуть нить существованья.

1996

12.2.99 20:24
Р.Г.


Нет, Кирсанов, этого в стихах Бродского нет.
Может быть, это есть в вашей пакостной душенке? Не знаю. Покопайтесь в себе (чуть не написал - в дерьме). О результатах поисков доложите.

12.2.99 20:18
Любитель всяких стишков
Москва.


Почему-то у нас принято писать о предмете, забывая о самом предмете. Замечательные статьи и книги, но странно - никто не вспомнил о гомосексуальности Бродского. А разве этого нет в его стихах?

9.2.99 15:49
В.Кирсанов
Темные аллеи


"Интеллектуальный бестселлер"... Вот так втыкнешься в первое же слово, и все, кранты! Ну сам-то Бродский - допустим, бестселлер. Допустим даже, интеллектуальный (он все-таки иногда в своих стихах упоминает разные нетривиальные штучки из геометрии - например, что у Лобачевского параллельные пересекались изо всех сил).

Но когда книгу *о Бродском* - интеллектуальным бестселлером зовут... Помилуйте, это в каком же смысле? В том же, в котором Пелевин - "высокопсихологический бестселлер"? Тогда да! Ведь даже название "Диалоги с Бродским", это фактически "Прогулки с Пушкиным", то есть все то же постмодеристское пародирование и прочая, извините за грязное слово, интертекстуальность. Пелевин, слава богу, хоть не называл свои книги "Диалоги с Кастанедой"!

Вообще бродскизм - тяжелое заболевание русской словесности. Люди, пропагандирующие бродскизм, должны быть приравнены к переносчикам гриппа.

P.S. Против самого Бродского ничего не имею. И Христос, я думаю, тоже был неплохой чувак.

P.P.S. А интеллектуальный бестселлер кому надо - купите "Теорию функции комплексного переменного". И не путайте больше интеллект с журналистикой от литературы (худшая разновидность журналистики).

8.2.99 22:59
L e x a
& stuff


Как-то не понравилось.
1.Невнятно.
2.Г-н Кривулин кроме И.Бродского походя берется препарировать еще и Читателя (эко замахнулся...). С удовольствием отмечаю, что мое отношение к И.Бродскому и аналитика г-на Кривулина не имеют ничего общего.

7.2.99 9:38
Александр (Читатель)
Новосибирск.


Статья Виктора Кривулина о сборнике эссе Бродского носит название "Завещание в занавешенном зеркале". Это умеренно красиво и ослепительно неточно. "В кривулинском зеркале" было бы гораздо точнее, и господина Кривулина можно поздравить с почти полным искажением оригинала. Из его отзыва мы узнаем, что "руке Бродского" предназначалось "писать огнем на стенах вавилонских приснопамятное трехсловье", однако манкируя этим предназначением, она "выводила трогательные подростковые каракули почти что сортирного свойства". Что Бродский сумел, "вырвав всемирное признание, убить в себе лирического стихотворца, поскольку ритмически осмысленное говорение о себе и о своем на английском языке сделалось для него возможной лишь в одной форме - в форме прозаического эссе..." О "каракулях сортирного свойства" применительно к Бродскому говорить не будем, поговорим о самоубийстве лирического стихотворца. Не знаю, известно ли господину Кривулину, что хронологически последнее стихотворение Бродского "Август" датировано 1996 годом и, согласно примечанию издателя, получено им от автора за неделю до смерти поэта (трехлетней годовщине которой так трогательно посвящает свое сочинение г. Кривулин). Что посмертно вышедший в "Ардисе" сборник "Пейзаж с наводнением" включает лирику 87-96 годов и состоит из 112 стихотворений? О какой лирической смерти может идти речь? К сожалению, точность в статье г.Кривулина - качество отсутствующее. И дело не в фактических ошибках, а в искажении главного. Бродский Кривулина - персонаж эгоцентричный, самопоглощенный, оторвавшийся от родного времени, пространства, языка, вырвавший международное признание в силу присущего ему импульса власти и самоуверенности. Бродский реальный, автор стихов и эссе - гениальный выразитель эпохи во всех ее "фин-де-сьеклевских" нюансах и не менее глубокий мыслитель, в статьях о поэзии умудряющийся раскрыть себя, адресата, искусство лирики, бытие культуры и бытие вообще. Чтение Бродского - самый серьезный стимулятор духовного роста, созданный в последнее десятилетие. Я не поставлю рядом с ним работы даже лучших отечественных философов - современников наших. Опаснейшее из зеркал, литература, как известно, порождает двойное отражение: героя и автора. Герою все равно. А вот критик в этом своем отражении достоин только жалости. Ясно, что наврал, и почему - тоже ясно.

4.2.99 20:19
Ирина Служевская
USA.


Дорогие друзья, предлагаем обсудить на этой странице статьи, посвященные И.Бродскому.

1. Виктор Кривулин. Завещание в занавешенном зеркале.
2. Рецензия Кирилла Медведева на "Диалоги с Бродским" Соломона Волкова.
3. Светлана Силакова о вечере поминовения Бродского.

По мере поступления новых текстов о Бродском, список будет пополняться.

3.2.99 15:25
Галина Скрябина
Редакция РЖ.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru