Русский Журнал
18.11.1997
Отзывы
Архивист

Симон Кордонский. Об уважении к читателю
 


В письме г-на Корхова представлен спрос на интеллектуальный товар: читателя интересуют тексты, интерпретирующие измерения и наблюдения, которые проводят специалисты по позитивным социальным наукам. Причем не просто измерения, а разные мировоззренческие интерпретации этих измерений - либеральная, социалистическая, националистическая.

Г-ну Корхову (и очевидно, той группе читателей, мнение которых он выражает) даром не нужны пухлые тома самопальных философских текстов, написанных бывшими истматчиками, а ныне "творцами нового мировоззрения". От термина "общественное сознание", судя по всему, его тошнит так же, как от рекламы гигиенических прокладок. Ему не нужен "подчеркнутый плюрализм и объективизм", потому как - с его точки зрения - любой пишущий ангажирован и не должен этого скрывать.

Г-н Чернышев, выступающий в качестве поставщика залежалого - с точки зрения г-на Корхова - товара, в своем ответе соглашается с тем, что запашок у части материалов РЖ есть. Но он утверждает - это вовсе не тухлятина, а особые импортные и отечественные продукты, рассчитанные на знатоков. Он рекламирует окаменевший свиной окорок "Гегель", рассыпающийся в труху при прикосновении сыр "Кант", запыленную бутылку напитка (может, вино, а вернее всего - уже уксус) "Флоренский". Г-н Чернышев утверждает, что представленная его трудами часть РЖ вовсе не свалка, а антикварная лавка, где наряду с признанными раритетами есть и созданные с его участием труды: 150 страничный реферат 100-томника Маркса-Ленина, и "энциклопедия нового мышления" под названием "Иное". Он надеется, очевидно, что со временем этот самопал попадет в один каталог с признанными раритетами, и на философском Сотбис признают его бесценность.

Любители антиквариата - известные снобы, но г-н Чернышев в своем снобизме впадает в крайность - выражает сомнение в существовании "рядового читателя" Корхова. Более того, Чернышев утверждает, что даже если такой читатель существует, то живет он по недоразумению: "Пиршественный стол российского духа завален отечественной снедью третьей-четвертой свежести... пищевод пирующих резко спазмирован книзу... кишечника вовсе нету". Лекарство от таких болезней известно: дать просраться, и Чернышев предлагает свои услуги интеллектуального поводыря именно для этой цели. Но вряд ли читатель будет обращаться в электронное СМИ за клистиром.

Поводырь (если я правильно понимаю г-на Корхова), он только поводырь. Это не Сусанин и не Христос, не проповедник и не духовный наставник. Претендентов на эти социальные роли сейчас как тараканов в хрущебах. Один лечит все болезни, другой святит фото, третий заговаривает по телевизору недержание мочи, четвертый - в нашем случае - обличает современную культуру и требует у читателя внимания к тому, что по опыту читателя внимания не требует. Нужен г-ну Корхову всего-навсего профессионал, грамотно и немногословно резюмирующий то, о чем пишут другие.

Никто не отрицает необходимости антикварных лавок и возможности существования их посетителей. Бог с ними, нравится кому-то копаться в старье или новоделах "под старину" и восхищаться заплесневелыми раритетами, пусть копаются и восхищаются. Но зачем делать из этого занятия культ и, тем более, цедить через губу: "...Разве не полегчало читателю Корхову?"




В начало страницы
Русский Журнал. 18.11.1997. Симон Кордонский.
Об уважении к читателю.
http://www.russ.ru/journal/zloba_dn/97-11-18/kordon.htm
Пишите нам: russ@russ.ru