|
||
/ Круг чтения / < Вы здесь |
Все о поэзии 58 Написать в гостевую Дата публикации: 31 Августа 2001 получить по E-mail версия для печати Бормотание художественное Часть II 5. А вот после войны - Б. худ. действительно становится магистральной линией: а: социальная ситуация сталинизма - полная изоляция; б: но и шире - позиция поэта в мире вообще как таковом, который обнаруживает, что обращаться со стихами - не к кому абсолютно (это станет очевидно позже, уже в 1990-е, но те, которые - - -, те это понимали уже тогда); в: ну и, кроме того, - просто потому, что риторическая поэзия - обращенная к массам - да или хоть к собеседнику - просто за&бала! А это сильнейший, что бы там ни говорили, - и, может быть, вообще главный движущий мотор развития искусства и смены стилей, манер, идей и проч.: какое-то время господствует одно - а потом оно онастопиздивает, и все бросаются прямо в противоположное. И поэзия становится тем, чем она, в сущности, на самом деле и есть: бормотанием для самого себя. Лианозовцы, вот кто это не только осознали, но и осознанно выразили, и притом не только на уровне содержания, но уже и на формальном уровне - Всеволод Некрасов:
или:
или:
Стихи, обращенные абсолютно к одному себе самому, - ну а раз к самому себе, то расфуфыривать их, рифмы там стараться, упаковочные средства, размеры - никакого смысла нет. Схватил момент наличия поэзии в мире - зафиксировал его сразу наскоро - и сойдет. Себе - и так понятно, а другим объяснять... Нет никаких других! Потому и незачем. Скоропись. 6. Пригов Д. То мол и се, это мол концептуализм, критика языка, делез-лакан-деррида, витгенштейн и хайдеггер. По-моему, это все никчемное умничанье, то, что называется "понты" (которые объясняются тем, что начинал Пригов это дело еще в 1970-е, а тогда без мудреных словечек было западло - общественность бы не поняла), а на самом деле вся деятельность Пригова есть именно то самое Бормотание художественное в самом чистом виде:
или:
или:
То есть, это поэзия после Дерриды и Витгеншетйна, когда язык разоблачен и поэзия - тем более, доказана их бессмысленность, ненужность, невозможность и вредоносность ("репрессивность"), а тем не менее - хочется! Хочется чего-нибудь сказануть в рифму и чтобы было складно - никому! Хоть самому себе! То есть, это поэзия в максимально чистом виде, квинтэссенция ея: просто так - ни для чего - ни для кого - и в условиях невозможности и бессмысленности ее - а все равно! То есть - объясняю для самых глупых: про то, что:
Любите долдонить? Ну вот из этого сора и растет. Более того - именно этот сор - если приглядеться повнимательней - именно он та самая Поэзия и есть. Вот процесс превращения сора в поэзию - Приговым и зафиксирован. 7. Геннадий Лукомников (Бонифаций). Еще один автор современности, активно разрабатывающий рассматриваемую поэтическую жилу:
или:
или:
или:
или:
или:
или:
или:
или:
И проч. 8. Вишневский, Владимир: Есть такой поэт. Ситуация с ним такая: представить невозможно, чтобы какой-нибудь Новый Мир или Арион упомянул о существовании Вишневского. И - совершенно невозможно: он в МК публикуется! о чем тут еще говорить? Меж тем В., конечно, куда более настоящий поэт, нежели всякие Кублановский, или Кривулин, или Быков - профессионалы по части "тянем-тянем слово залежалое". А Вишневский - живой. И практикует он все то же направление - Б. художественное. Ибо что есть его одностишия, как не именно оно?
или:
или:
или:
или: или: или: или:
или:
И т.д. И что еще более важно - что он практикует Б. худож. уже не в порядке авангардистских поисков или концептуалистских изысков, а - уже в эстрадной форме, для чтения с эстрады и публикации в МК. Что свидетельствует о том, что линия сия в сущности окончательно победила, стала уже понятной даже и читателям МК, и - - - 9. Ну, и я туда же:
Три года спустя я с изумлением узнал, что есть народная песня о том, как стаканчики граненные упали со стола. Стало быть - се есть архетип, а не просто шуточки, как я было думал сначала. 2000, август. Курицын в своей рецензии на сборник моих стихов написал, что не очень оригинально: чувствуется Пригов и т.д. Какой Пригов? - готов был взвиться я. Но, подумав, согласился: наличествует Пригов. Вот это стихотворение - типичная приговщина: длинная складное восторженное бормотание ни о чем. Хорошо бы написать, "да я о Пригове тогда и слыхом не слыхал!" - но это была бы неправда. Десяточка полтора стихотворений Пригова я к тому времени уже прочел и это, может быть, сказалось. Или:
Приложение 1 В прозе тем же самым занимался В.Розанов: "Всякое движение души у меня сопровождается выговариванием. И всякое выговаривание я хочу непременно записать. Это - инстинкт. Не из такого ли инстинкта родилась литература (письменная)? Потому что о печати не приходит мысль: и, следовательно, Гутенберг пришел "потом". У нас литература так слилась с печатью, что мы совсем забываем, что она была до печати и, в сущности, вовсе не для опубликования. Литература родилась "про себя" (молча) и для себя; и уже потом стала печататься. Но это - одна техника". *** Еще помню, есть у Розанова рассуждение о том, что для него литература - все равно что штаны - вещь бытовая, повседневная. Но "Опавшие листья", где это рассуждение вроде бы находится, у меня сперли, и в интернете я их не нашел. Приложение 2
Ходасевич, как известно, в 20-м веке - самый главный антимодернист, самый твердый любитель ясности, точности, определенности - куда больше лишь декларировавших это акмеистов. Но и он - - -. Ибо сила течения потока движения развития искусства поэзии - заставила. Приложение 3 Г.Айги тоже, конечно, должен быть упомянут в этом ряду. Например:
Или книга 1983 года "Тетрадь Вероники", где он буквально следует завету Заболоцкого и пытается воспроизвести лепет младенца - своей дочери:
Но неохота мне было вставлять Айги в основной текст. И вот почему. Потому что те, которые рассмотрены, от Брюсова до Пригова, - те все-таки именно имитируют бормотание - в целях художественной выразительности. А вот Айги принял футуристические лозунги за чистую монету и всерьез поверил, что бормотание как таковое, само по себе, - является произведением искусства. На мой взгляд, получается очень глупо и скучно. А еще впридачу - нестерпимо слюняво, слащаво, "экстатично" и - претенциозно.
поставить закладку написать отзыв
|
nemiroff@au.ru URL |
|
||