Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / < Вы здесь
Чтиво на вырост
Кристина Нестлингер "Долой огуречного короля!" - М., ОГИ, 2002. - 160 с.., илл. ISBN 5-94282-080-5. Ульф Старк "Чудаки и зануды". - М., ОГИ, 2002. - 176 с., илл. ISBN 5-94282-079-1. Андре Моруа "Толстопузы и долговязы". - М., ОГИ, 2002. - 112 с., илл. ISBN 5-94282-081-3. Константин Сергиенко "До свидания, овраг". - М., ОГИ, 2002. - 96 с., илл. ISBN 5-94282-077-5.

Дата публикации:  22 Ноября 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

"Я положила голову Исаку на грудь и смотрела ему на ноги. Его член между ног поднимался, как игрушечный надувной язычок. Он изгибался забавной дугой, словно рогалик, розовый в рассветных лучах.

- Да ты его застудил! - пошутила я и дотронулась до него. - Смотри! Он же совсем холодный!.."

Итак, дорогие читатели, теперь отгадайте: откуда эта цитата?

Порнографический роман (из серии "Бульвар крутой эротики")? Нет! Что-нибудь из передачи "Проето"? Нет! Да и не гадайте, впрочем, все равно ошибетесь. Подскажу, так и быть. Это - книга для детей.

Я думаю, последнее вряд ли придет вам в голову. Тем не менее это так. Особенно забавно то, что выпустило книгу "Чудаки и зануды", откуда взята эта цитата, издательство, пользующееся всеобщим уважением.

Отныне "О.Г.И." издает серию под названием "Дети О.Г.И. Книжки на вырост".

Пойдем по порядку. Переизданную книгу Кристины Нестлингер предваряет небольшое вступительное слово о том, что это - любимая писательница в Австрии, именно повесть "Долой огуречного короля!" "вывела писательницу на орбиту европейской литературы", за нее она получила Международную премию имени Х.К.Андерсена...

Все так, все так. Но от дифирамбов перейдем собственно к тексту. В книге рассказывается, как в одной семье - мама, папа, дед и трое детей - появляется Огурцарь. Семья распадается на два лагеря - за и против него. Плохой папа в содружестве с виновником раскола и неразумным еще младенцем, мама, дед и, натурально, старшие дети - наши, то есть хорошие. Папа как представитель враждебных сил - посрамлен вместе с Огурцарем. Такая вот добрая книжка, добро, так сказать, побеждает, сами понимаете, зло. Ханса Кристиана только почему-то жалко, помнится, в его сказках семьи не распадались. Здесь же детям преподносится, как само собой разумеющееся, что они могут вступать в коалиции с одним из родителей против другого. Типа конфликт поколений.

Особого внимания заслуживает, как сказали бы занудные филологи, язык произведения, который, по всей видимости, и должен привлечь к книге детей в возрасте от семи лет (именно детям такого возраста предлагается эта повесть). Наверное, именно так должны сейчас изъясняться и думать те, которым после семи: "Деду почти семьдесят, после недавнего инсульта у него одеревенела нога и перекосило рот. Но и с кривым ртом он такое загнуть может - почище многих с совсем прямым... Папе скоро сорок, и он заведует отделом в одной фирме по страхованию автомобилей. Мама говорит, что на службе папа имеет право орать самое большее на трех сотрудников. Поэтому-то он так разоряется дома, считает дед..."

Книжка эта не столько об Огурцаре, сколько о конфликте в семье, который постоянно тлеет, о непонимании отцом интересов своих детей-подростков и т.д. ("Нет-нет, мы не такие. Мы самая отвратительная семья! По телевизору смотри только то, что захочет папа! Ешь только то, что захочет папа!.."). Словом, помимо свежих ругательств в адрес родителей, в книге нет ничего нового и захватывающего: сюжет скучен, коллизии надуманны. В лучшем случае книгу можно почитать родителям, и не в качестве художественной литературы, а как "Введение в психологию подростка"...

Впрочем, эта повесть попалась мне первой из всей серии, и судила я о ней, пожалуй, чересчур строго. Ну подумаешь, папа - полный дурак, предает своих детей ради Огурцаря и бассейна в саду. Ну не всем же обязательно быть хорошими детскими писателями! Кому-то ведь надо писать плохо!

Следующим номером следовала повесть Ульфа Старка. Наученная предыдущим опытом, сразу обратила внимание, что эта книга предназначена для детей с одиннадцати лет - это насторожило. Впрочем, вступительное слово о том, что непросто найти общий язык с подростком, наводило на мысли о Расмусе-бродяге и Пеппидлинномчулке.

Двенадцатилетняя девочка, встретив свой день рождения, уезжает с любимой мамой жить к ее "придурку в шляпе", другими словами - любовнику. Ясное дело, комплекс отношений мать-и-дитя представлен в духе времени:

"Я выхватила что-то из сумки и швырнула в маму. Оказалось - пакет с мукой. Он угодил ей прямо в голову, треснул, и мука разлетелась белым облаком.

- Почему ты не можешь быть как все нормальные матери? - заорала я...

Слезы жгли глаза. Я схватила коробку с макаронами и метнула в нее.

- Да ты сумасшедшая! - возмутилась мама. - Что все это значит?

- Сама сумасшедшая! - огрызнулась я и запустила утюгом, но мама была уже начеку и успела поймать его..."

Ну как тут не согласится с автором вступительного слова, что книга "дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть жизни в лицо"...

Девочка Симона попадает в новую школу, и случайно ее принимают за мальчика, в первый момент она не решается сказать учительнице, что та ошиблась, а потом недоразумения наслаиваются как снежный ком. В принципе, интрига не нова, но рассказана она на современный лад. Изумило меня то, с какой легкостью на второй же день новоявленный Симон идет с новыми друзьями к писсуару, покупает мужские трусы, вкладывает в них жгутик, целуется с Катти ("Катти впилась в меня губами, и ее розовый язык, словно малиновое желе, скользнул в мой открытый рот...") и т.д.

Никак не могу поддержать здесь Андрея Семеновича Немзера (статья "На вырост"), который очень жалеет, что его старшая дочь переросла уже одиннадцатилетний возраст и у нее "такой радости не было" (имеется в виду повесть), а вот второй дочери известного критика сейчас как раз одиннадцать, и эта книга - для нее. Не могу я так же согласиться с ним, что секс детей в заброшенном сарае, равно как и "коллективное лапанье подружек", - это первая любовь...

Впрочем, своего мнения навязывать не буду, хотелось бы только предостеречь доверчивых родителей, покупающих детские книги, поддавшись на красивые слова аннотации.

Перейдем к двум другим книгам. Пожалуй, основное их достоинство - и это немало! - что они вполне безобидны для ребенка. Ни членов в предрассветных лучах не видать, ни идиотов-папашек не слышно, даже жгутики в трусах - и те повывелись.

Повесть Константина Сергиенко рассказывает о жизни бездомных собачек в Овраге. О том, как они оказались там, как выживали и не выживали. Повесть грустная и одновременно светлая. Рассказ ведется от лица пса Гордого, который, потеряв всех своих друзей из стаи, в конце книги находит своего Человека:

"Утром я ношусь по чистому снегу. Мой Человек бросает палку, я хватаю и приношу ее обратно. Мы бегаем. Веселимся. Дядюшка Овраг смотрит и тоже радуется.

- Молодцы, - бормочет он. - Кабы все так...

И обдает нас снежной пыльцой, катает на спине..."

Если ваши дети любят рассказы и повести Сетона-Томсона - это для них. Наверняка вы пустите с ними слезу в сцене, когда собак забирают на живодерню. Мне ближе рассказы о животных в духе Джеральда Дарелла или Джеймса Хэрриота, но опять же это - вопрос вкуса.

Повесть известного Андре Моруа не произвела на меня большого впечатления (наверно, это звучит крамольно), видимо, душевные силы были потрачены на все вышеизложенное. Мне она показалась нудной: два брата - толстый и тонкий - попадают в подземную страну, где существуют два народа - толстопузы и долговязы, которые воюют между собой. И если бы не помощь двух братьев, не видать бы этой стране мира, а так - дружба восторжествовала, потому что, как несложно догадаться, объем талии - не самое главное:

"И начались перемены, за которыми Эдмон и Тьерри наблюдали с большим удовольствием. Прежде всего отменили границы и контрольное взвешивание. Теперь тостопузы могли свободно пересекать Желтое море. Они прибывали в Долгоград сотнями и приносили с собой веселье и хорошее настроение. А поскольку им не возбранялось жить по своим обычаям, то в городе открылись специальные рестораны и кондитерские для урочных трапез..."

На мой взгляд, эта книга не совсем интересна семилеткам. Хотя здесь я не настаиваю и не буду возражать, если моя семилетняя дочь ее прочитает...

Хотелось бы сказать и еще об одной мелочи. Серия сделана дешево - в мягких обложках с очень плохим качеством переплета. У любого ребенка эта книга разлетится по страницам через 15 минут.

Книги изданы, как романы одноразового употребления. И даже на этом уровне - уровне издательском - они не могут воспитать никого, кроме любителей бульварного чтива.

Такое вот чтиво на вырост.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Владимир Губайловский, Правое выравнивание /21.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Сергей Завьялов (Петербург). Переводы с русского и другие стихотворения // Text Only, 2002, # 10.
Владимир Губайловский, WWW-Обозрение Владимира Губайловского /19.11/
"Журнальный зал" представляет: "Новый мир", #11. "Galaxy PLUS" и сценарий Дмитрия Галковского. Игра переходит через границы виртуального пространства и становится доминирующей стратегией реального поведения.
Петр Павлов, ЖЗЛимонова, или Полная книга воды /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. Шумят, шумят неувядаемые пубертатные лавры подростка Савенко.
Александр Уланов, Блудный подданный автомата /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. Популярность Лимонова связана с общим ростом популярности культа силы и власти. Мрачная ирония в том, что культ силы делает Лимонова родным тем, кто держит его в тюрьме.
Олег Дарк, В бой идет один подросток /20.11/
Шорт-лист Премии Андрея Белого. Эдуард Лимонов. Книга воды. - М.: Ad Marginem, 2002. От наполненной бряцаньем оружия книги Лимонова веет глубинным и очень органичным добродушием.
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100