Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Новости < Вы здесь
Курицын-weekly от 28 марта
Слэм # 4: состав участников. Книги, претендующие на "Нацбестселлер": Солженицын, Носов, Тучков, Гришковец, Левкин, Проханов. Театр.doc: репертуар апреля.

Дата публикации:  28 Марта 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Биться +

2 апреля в восемь вечера в Москве в потаповском "О.Г.И." состоится четвертый турнир "Русского слэма". В битве примут участие Александр Вознесенский, Дина Гатина, Вадим Месяц, Парис Перкер, Андрей Родионов, Сергей Соколовский, Юрий Шабашидзе, Алена Яковлева, Алексей Ярский. Двое из перечисленных выступают под псевдонимами, и не потому, что им папина-мамина фамилия так уж отвратительна, а потому, что фамилии настоящие у них начинаются на А у одного, а у другого на Б. Таким образом хитроумные слэмовики хотят избежать первой позиции в списке выступающих (по правилам, поэты выступают по алфавиту). Это на заметку социологам литературы: вот еще и по таким причинам возникают псевдонимы. Сирин вот появился, чтобы в "Руле" не было слишком много Набоковых (там и отец печатался), а Перкер - потому, что Бергер на Б. Ну-ну.

Бергер, кстати, войдет в историю русского слэма тем, что станет первым поэтом, вторично вышедшим на сцену битвы (правила допускают, что чел может в ходе одного сезона принять участие в двух турнирах, если на то согласится оргкомитет). Господи, как я плохо пишу сегодня... войдет... тем, что... вышедшим.. так неуклюже все и глупо... вчера слишком сильно перебрал, слишком сильно, а сегодня в Питер ехать... ох.. Не хочу, а ехать надо... Трудно мне жыть, трудно...

А правила-то про алфавит и изменить можно. А то так все поэты станут на букву Я.

Сопротивляться режиму

Я состою в так называемом большом жюри "Национального бестселлера". Там надо написать короткие отзывы про сколько-то книжек и поставить две оценки: тройку и единицу. Татьяна Набатникова, координатор премии, приготовила для меня эти сколько-то книжек (из числа непонятных авторов - мне было занятно почитать непонятных), я должен был зайти за ними в "Лимбус", но забыл, разумеется, а когда вспомнил через месяц и зашел, книжки были розданы другим членам. В результате я настучал несколько отзывов на то, что было читано раньше и ближе всего в голове лежало. Эти заметки я, со свойственной мне скаредностью, решил тиснуть и в уиклях: они такие ничего получились, энергетические и со смыслом.

Александр Солженицын, "Двести лет вместе". Удивительным образом до работы Солженицына не существовало капитального труда на тему "Евреи в России". Под капитальностью я подразумеваю не энциклопедичность - в частности, и потому, что не могу о ней судить. Многочисленные критики "Двухсот лет..." обращают внимание на то, что Александр Исаевич пользовался достаточно ограниченным кругом источников, причем зачастую "не тех". Понимая, что в 90 процентах случаев эти претензии есть закамуфлированная форма сакраментальной еврейской обиды (есть такой неприятный тип еврея, делающего смыслом жызни поиск антисемитизма во всем, что движется), мы, однако, понимаем и то, что Солженицын не является выдающимся источниковедом. Капитальность - это воля к последовательности (сжато дать историю вопроса - большое дело), умноженная на концептуальность (излагаемую последовательность следует морально-нравственно осмыслить) и приперченная брендом: ясно, что такую книгу (вокруг которой после возможна в том числе и содержательная дискуссия) должен был написать человек с длинным именем. Он и написал.

Сергей Носов, "Дайте мне обезьяну". Совершенная в буддистской закольцованности выводов пелевинская книга про поколение симулякр-технологий ложно закрыла тему; на самом же деле, о выборах - о сей страннейшей культуре, неведомой иным эпохам, порождающей особый полукочевой быт, особый тип людей, отдельную нравственность и пр.; короче, культура и культура - хочется читать и других романов. Для Сергея Носова выборная ситуация важна скорее не как этнографическая (дать нравы, показать, как там внутри странно все шевелится), а как повод к фокусу: человек вступает в брак по причинам, далеким от тех, кои описаны у Островского или же Павленко. Выборы дают Носову ход его, носовского, типа: в двух других романах автора мы сталкивались с подобного рода фигурами сюжета, ноги которых растут не из Павловского, а из Кржижановского, например. Но одним этот роман отличается, и очень сильно, от двух предыдущих: в "Обезьяне" самый уютный герой. Он отчетливо социально близок, с ним хочется (можется) отождествиться, он попросту похож на Носова. Попсовый выигрышный фон позволяет такую операцию: массовый читатель может и не сообразить, что эта книга излишне тусовочна. Однако самому Носову полезно это знать: так можно и расслабиться. А анаграммы вроде "Просмердит ветчина рыночников" хороши; хочется их использовать как-то вне романа, вне рецензий... А, ну на выборах!

В.Я.Тучков, "Танцор" в 3 тт. Долгие годы хвалил я сочинения Владимира Тучкова, взывал к массам как литобщественности, так и читателей: пусть он будет популярен средь вас, это же так естественно! Результат налицо: Тучков популярен. Книги выходят должными тиражами, в недрах ящика зарождается сериал. Теперь настает пора ругать: сага о Танцоре не только уступает шедеврам Тучкова (навроде "Русских книг для чтения" или "Розанового сада"), это бы ладно. Но она вообще слишком как-то нехороша, какой-то сильно разведенный компот. Тучков раньше-то длиннее трех с четвертью страниц не писал, а тут романы. Монотонность сюжета хороша в концептуальной школе: Андрей вошел в комнату. Небрежность слога уместна в необязательных жанрах, там она может, при совпадении везения с погодой, оказаться афористичной. Тучков пишет свои романы, как в компьютерные шарики или как там тетрис играет, как бы между делом, отвлекаясь от чего-то серьезного. От работы там. Но работы как раз и не видать. Обидно. Не за Тучкова. Он уже написал то, с чем его пустят куда надо, пусть теперь за денежкой погоняется. За героя обидно. Танцор как герой остросюжетного сериала - ход прекрасный. Точнее, идеальный такой, голливудский. Все остальное в проекте - девальвация. Обидел Тучков героя. Не был добр.

Евгений Гришковец, "Город". С текстами, которые созданы, чтобы звучать, есть непременная проблема: наличие или отсутствие голоса исполнителя в читательской голове. Я сначала увидел Гришковца на сцене - и лишь потом прочел "Город". Когда я читаю: "Бывают такие моменты в жизни, ну, например, приходишь домой чуть позднее, чем обещал, в смысле - обещал прийти в девять, а пришел в одиннадцать: не позвонил, не предупредил, ну вот, заходишь, начинаешь извиняться, ну, мол...", у меня типа внутри жывет интонация спектакля, рядом витает ангел Гришковца, мне уже хорошо. Но непонятно, как это воспринимает восприниматель, представлений не видевший. То есть это такой приличествующий вопрос без ответа, а по схеме все коротко: это такой как-то избыточно и волшебно ласково победивший постмодернизм. Гришковец не только вполне соответствует мудреной и загнувшейся теме "искусства-о-собственном языке", но вдруг ее ожывляет и обогащает; причем понятная конвертация некогда элитарной идеи в популярную происходит без никаких потерь. То же самое с темой "локального дискурса" - просто апофеоз. А люди смотрят при этом, плачут, я тоже смотрю-плачу. А в роще сидит волк.

Андрей Левкин, "Голем. Русская версия". Первый роман Андрея Левкина: ясный пень, событие у фанатов (у Левкина именно фанаты, как у "Спартака"; я из них). Первый роман. Читал с придыханием. Сначала хорошо так: пожиже, чем обычно, повоздушнее; добрый трип героини Левкина последних лет, московской улицы, из имеющей адрес в художественную; милая затея рассказать про каждый дом по номерам, как в английском детективе (вообще, что может быть приятнее, чем описывать улицу?); возможность подольше не расставаться с героем, ведущим лучший на свете образ жызни - прогулки по местности. Но как-то все рассосалось. У Левкина всегда рассасывается, будто и не читал, но в рассказах густо и можно перечитать, а роман - другое. Историю давай! Но все рассосалось: истории не случилось, так, казус, Голема трудно отличить от рассказчика и невозможно от самого жыворожденного Левкина.

Александр Проханов, "Господин Гексоген". "Ад маргинем" в качестве издателя - это не только интеллектуальная провокация: дескать, после Дерриды и Сорокина Проханов, какие у нас веселые леваки. Это еще и м-м.... Например, редактура: роман сократился в полтора раза и выиграл от этого (желающие могут сравнить версию газетную и книжную). Но главное "еще": смычка левоинтеллектуального издательства и краснокоричневого писателя в деле сопротивления. Мы живем в неприятное время, мы наблюдаем, как подавляющее большинство дееспособных граждан из числа публичных вытягивается по стойке смирно перед Путиным и его гэбэшным окружением. В такой ситуации сама по себе воля к сопротивлению оказывается величайшей ценностью. Мы никогда не узнаем, взрывал ли Путин дома в Москве, но версия такая должна существовать, муссироваться, обсуждаться. Путин должен знать: мы верим, что он мог взорвать дома. Потому что он хоть и симпатичный, но гэбэшник. Мы этого ему еще не простили: от таких вещей отмываться нужно долго... Ну вот эффект: хотел писать про роман, про литературу, и ту же сбился на политику. А книга-то и "сама по себе" хороша: прекрасный сюрреализм, которым Проханов еженедельно лупит врагов в передовицах "Завтра", наконец-то конвертировался в большой стиль.

Короче, Проханову я поставил 3, а Гришковцу - 1.

Играть саму жызнь

Есть такая штука - документальный театр. Это когда играются типа реальные тексты из жызни. Штука модная за кордоном, у нас тоже есть, а теперь даже есть помещение, где только такое и играют. В том доме, где Театр луны и где было нулевое "О.Г.И.". Называется "Театр.doc". Я туда хожу: так, вставляет. Место силы. Я аж сам решил спектакль забацать, приходите 26 апреля. Сайта своего док пока не имеет, и потому я пока буду в уиклях расписание выкладывать.

5, 6, 12, 19, 28 апреля

21.00

"Сны"

Молодой иркутский театр "Пространство игры" преобразовался этой весной в Москве в "Театр Ивана Вырыпаева" и играет на сцене <те@тр.doc> пьесу, отмеченную на Неделе русских пьес в Лондоне 2001 и на Фестивале в Ди (Франция). Спектакль о наркотиках и о тех, кто от них зависит.

Режиссер и драматург Иван Вырыпаев (Иркутск).

16 апреля

21.00

"Цейтнот"

Спектакль на документальном материале, собранном в госпитале, где проходят реабилитацию воевавшие в Чечне солдаты. Автор пьесы - Екатерина Садур, режиссер - Георг Жено ( выпускник РАТИ, мастерская М.Захарова).

13 апреля

21.00

"Рыбалка"

Спектакль-манифест

Илья Фальковский

Пьеса представляется с использованием коллекции аутентичных предметов В.Архипова.

26 апреля

20.30

"Москва сегодня"

Спектакль Вячеслава Курицына и его друзей.

"Фольклорная экспедиция 1983 года"

Фолк-вербатим-шоу о российской колхозной и перестроечной деревне...

О времени спектакля будет объявлено дополнительно.

Cправки по телефону: 233 4064.

Адрес - Трехпрудный переулок, 11-13, строение 1.

Метро Маяковская, Тверская, Пушкинская.

Тел. 233-40-64


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 18 марта /18.03/
274 лучших русских поэта.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 6 марта /06.03/
Нежный Соколов. Любимые поэты Л.Зубовой, И.Мизрахи, Ю.Неволиной, В.Курицына, И.Петрова, В.Приходовой, В.Сорокина, И.Шевелева, И.Зотова. Предисловие Воденникова к книге Медведева.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 1 марта /01.03/
Третий слэм выиграла девушка. Воденников. Голынко и Парщиков написали стихи. Сорокин задал льда. Проект "100 к 10": любимые поэты Александра Уланова, Льва Усыскина, Елены Фанайловой, Макса Фрая, Алексея Цветкова-мл., Александра Шабурова, Елены Шварц, Глеба Шульпякова, Татьяны Щербины, Михаила Эпштейна, Михаила Ямпольского, Александра Анашевича, Андрея Белашкина, Светланы Богдановой, Евгения Бунимовича, Татьяны Вольтской, Александра Гаврилова, Александра Гениса, Дана Дорфмана, Сергея Завьялова, Евгения Иза, Ирины Каспэ, Ольги Курапцовой, Кирилла Медведева, Арсена Мирзаева.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 22 февраля /22.02/
Снова слэм, "Фэст-фуд" на бумаге, смерть Руслана Элинина, снова НРК и проект "100 к 10": любимые поэты Могутина, Морева, Немзера, Немирова, Ольшанского, Орлицкого, Павловой, Пильщикова, Пирогова, Плуцера-Обсценного, Пригова, Рыклина, Рождественской, Скидана, Тучкова и других. И загадочные фамилии на Невском.
Вячеслав Курицын, Курицын-weekly от 14 февраля /14.02/
Слэм, НРК и проект "100 к 10": любимые поэты Б.Кенжеева, И.Клеха, А.Корецкого, Псоя Короленко, Е.Костылевой, С.Костырко, Л.Костюкова, Г.Кружкова, И.Кузнецова, С.Кузнецова, Д.Кузьмина, Б.Кузьминского, И.Кукулина, В.Кукушкина, К.Куталова, А.Левина, А.Левкина, М.Левченко, Р.Лейбова, Ю.Лейдермана, М.Липовецкого, Г.Лукомникова, С.Львовского, М.Меклиной, В.Месяца.
предыдущая в начало следующая
Вячеслав Курицын
Вячеслав
КУРИЦЫН
slava@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Новости' на Subscribe.ru