|
||
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь |
Сорок третий подход Публикации о литературе в бумажных и сетевых СМИ Дата публикации: 19 Января 2001 получить по E-mail версия для печати
Сюжет "Вчера журнал "Знамя" праздновал свое семидесятилетие. Прием по этому случаю проходил в Атриуме Пушкинского музея, - сообщает Ася Лаврецкая ("Коммерсантъ-Daily"). - ...Главными именинниками чувствовали себя лауреаты знаменской премии за 2000 год. Среди них Александр Чудаков с "романом-идиллией" "Ложится мгла на старые ступени", Владимир Маканин с повестью "Удавшийся рассказ о любви", Дмитрий Рагозин с повестью "Поле боя", публицист Николай Работнов и подготовившие публикацию "Рабочих тетрадей" Твардовского Юрий Буртин, Ольга и Валентина Твардовские". Прием в Атриуме состоялся вечером, а утром газета "Время MN" напечатала интервью Ольги Тимофеевой с главным редактором "Знамени" Сергеем Чуприниным - потрясающее свидетельство человеческой слепоты (извиняюсь за сверхплановый оксюморон). "- ...Вообразим себе большой книжный магазин... Входит в такой магазин человек и оказывается среди бездны незнакомых имен и названий. Кому довериться? Рекомендациям "толстяков". Человек образованного сословия приучен к тому, что толстые журналы играют роль некоего ОТК... Журналы по-прежнему остаются витриной, в которой писатель может показать себя... Пример: мы на протяжении двух лет анонсировали роман Татьяны Толстой "Кысь". В конечном счете она предпочла сразу издать его книгой. Итог: сейчас объявлен лонг-лист профессиональной литературной премии Аполлона Григорьева, и в этом списке нет Татьяны Толстой, хотя ее роман - из главных удач года. А этот список составляют литературные критики - самые читающие из читающих людей. - Позор литературным критикам (совершенно, на мой взгляд, справедливо замечает Ольга. - Ад.М.). - Ничего подобного. Просто наиболее просвещенные читатели ориентируются в первую очередь на журналы. Книгу кто-то не успел прочесть, кто-то не смог купить, а в журнале прочли бы все, кто обязан читать. Такова реальность (выделено мной. - Ад.М.)". Что ни фраза, то маленький демагогический шедевр. Давайте послушаемся Сергея Ивановича и "вообразим себе" "просвещенного читателя", для которого ассортимент книжного магазина - сплошная филькина грамота. Или номинатора "Григорьевки", который вообще не обязан читать книги (!) и потому не удосужился купить "Кысь", зато за милую душу приобрел малотиражную брошюру стихов Натальи Горбаневской и роман Игоря Шевелева от "Галереи "7 гвоздей". Нам потребуется вся наличная фантазия, ибо в реальности этаких химер не существует. Нет в ней, вопреки утверждениям Чупринина, ни сетевых авторов, которые "готовы пренебречь Интернетом ради публикации в журнале", ни "профессиональных литераторов", которые - опять же "ради публикации в журнале" - "задерживают издание своих книг". Сроки выхода книги в свет, увы, отнюдь не автором нынче определяются, а маховиками эдиционного конвейера. Особенно если речь о каком-нибудь рыночном колоссе, чьи скорости несопоставимы с маломощными темпами "толстяков". Пример наугад: повесть Марины Вишневецкой "Вот такой гобелен" сначала была опубликована в "вагриусовском" сборнике, а потом, месяца через полтора, - в подведомственном Чупринину журнале. И эта ситуация, пять лет назад показавшаяся бы досадным исключением, нынче - правило. Никогда черепаха не догонит Ахилла. Да что я, в конце концов, цепляюсь к частностям. Фиктивна уже сама триада, лежащая в основе логических построений Сергея Ивановича. Для него книга, журнал и экран - не типы носителей художественного текста, а симптомы, жестко определяющие сорт словесности: высший, первый, второй. "Возможно, что престиж сетевой литературы еще при жизни нашего поколения станет равен престижу литературы бумажной, - допускает великодушный Чупринин. - Но вряд ли его превзойдет. Вполне возможно, что взаимоотношения традиционной литературы и сетевой будут напоминать отношения кинематографа и телевидения. Есть большой слой профессионалов, которые успешно сотрудничают с телевидением и, казалось бы, довольны судьбой. Тем не менее, если кому-то из них предложить сделать свой фильм... Тут все телепроекты меркнут, и человек садится делать фильм. Может, эта аналогия здесь наиболее удачна". А по-моему, эта аналогия хромает. Телефильм и кинофильм - даже не разные жанры, а разные роды визуального искусства; повесть же что на сервере, что на целлюлозе останется повестью, роман - романом. Отдельный сонет не превратится в венок. Я думаю, что толстые журналы на фиг никому не нужны, - заключит торопливый читатель. И ошибется. Журналы нам необходимы, необходимы позарез, - потому, что за последние пять лет ситуация перевернулась на 180 градусов, но отнюдь не стала на ноги. У отечественных рыб со всех сторон - голова, и чем дальше, тем она головастее; кумовской беспредел все труднее выдать за культуртрегерство, обнаглевшего рвача-нувориша - за жреца березовых каллиоп. Если даже такой осторожный критик, как Илья Кукулин, анонсируя московский клубный вечер питерского издательства "Амфора" в такой осмотрительной газете, как "Экслибрис "НГ", позволяет себе намекнуть: "Не слишком ли узок этот круг?", - значит, амбре и впрямь невыносимо. По своей буквоедской привычке придерусь к одному-единственному пассажу превосходной статьи Кукулина. Сокращенная версия романа Сергея Носова "Хозяйка истории", только что вышедшего полностью в "амфорной" серии "Наша марка", была напечатана не в журнале "Октябрь", а в журнале "Звезда". В "Октябре" же публиковался другой роман Носова - "Член общества, или Голодное время"; именно его, а не "Хозяйку", Вячеслав Курицын назвал "одним из лучших романов года". Ну и уж до кучи: с тех пор, как номер "Экслибриса" был сдан в производство, "Наша марка" пополнилась "Цареградским оборотнем" столичного прозаика Сергея Смирнова. Споро ребята работают. Так вот, для очистки атмосферы "толстяки" очень пригодились бы. Им бы только стратегию, озвученную С.И.Чуприниным, пересмотреть: "Знамя", "Новый мир", "Октябрь" - это большие универмаги, где должны быть и ситец, и парча. Несомненный плюс - мы даем картинку сразу всей современной литературы, но это же порождает и проблемы в планировании номеров, в их комплектации. Мы вынужденно отсекаем крайности - слишком продвинутую литературу, которая интересует немногих, а раздражает многих, или сознательно удовлетворяем ожидания большого круга старых подписчиков, которые привыкли к определенному типу литературы". А по-настоящему - самое время перестать тужиться, без боя отдать универмагам универмагово. И не "отсекать крайности", а на крайностях-то и сконцентрироваться. Сделаться литературным форпостом, оазисом нестяжательства. Отдушиной для тех, кого "Амфора" ни в жисть не напечатает (некоторые фамилии приведены хоть в той же статье Кукулина), - и для тех, кто к интернету по техническим причинам не подключен. Вот она, свободная, зияющая ниша; занимай не хочу. Куда там. Видят - и не знают. Покрыты мглою очеса?.. Между прочим, есть такой кинорежиссер - Александр Митта. Широкоэкранный блокбастер "Экипаж" помните? Так недавно этот Митта не погнушался и телесериал снял. Хороший сериал, говорят. Выдающийся. Вразброс Перехожу к обещанному конспекту.
Спасибо Елене. Не будь ее, я бы до утра гадала, чем затянувшийся 43-й закольцевать. поставить закладку написать отзыв
|
|
|
||