Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск сорок пятый
"Новое литературное обозрение" #48, 2001

Дата публикации:  2 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

48номер "НЛО" вновь открывается социологической подборкой с предисловием редактора Сергея Козлова, речь на этот раз не о литературном успехе, не о культурных полях и тем более не о запахах; речь - об авторском праве. Причем первая статья (Питер Яши. "Об эффекте автора: Современное авторское право и коллективное творчество") имеет к юриспруденции, кажется, гораздо большее отношение, нежели к науке о литературе: там все больше о юридических казусах в связи с фотографическими акциями и о правовых перспективах в т.н. "урегулировании" сетевого пространства:

Грядет битва за будущее Интернета. В одном лагере - те, кто воспринимает его потенциал как угрозу традиционным представлениям о личной собственности на информацию, а выход видит в суровом насаждении традиционных принципов авторского права. Им противостоят те, кто считает, что сфера Сети может превратиться в новое культурное "общинное поле", а чрезмерный или преждевременный правовой контроль грозит задушить эту новацию. Несомненно, по мере развития сетевой сферы понадобится определенное регулирование, и авторское право определенно сыграет в этом роль. Однако идеология романтического "авторства" в потенциале скорее способна сбить с дороги, чем правильно направить руководителей и законодателей, которым предстоит созидать правопорядок для этой новой и многообещающей коммуникационной технологии.

Это были общие слова, что же до частностей, то оригинальная статья, надо сказать, была опубликована в 1994-м и во многом, что касается юридической реальности и соответствующих прецедентов, скорее всего, устарела.

Статья другого автора (на которого ссылается Питер Яши, говоря об "идеологии романтического "авторства") - Марты Вудманси ("Гений и копирайт") имеет к истории литературы непосредственное отношение: она о возникновении "авторского" и профессионального статуса литератора в Германии XVIII века. Кажется, изыскания Марты Вудманси стали реакцией на постструктуралистскую идею "смерти автора" и вся статья - ответ на заглавную цитату из Мишеля Фуко ("Каким образом автор индивидуализировался в такой культуре как наша, какой статус был ему придан, с какого момента, скажем, стали заниматься поисками аутентичности и атрибуции... и т.д.".). Наконец, последняя статья из этой подборки (Людмила Алябьева. "От имени всех авторов": Уильям Вордсворт в парламентской кампании 1837-1842 годов) - об истории прохождения "авторского закона" через английский парламент. В сети находим лишь юридические казусы от Питера Яши. Не первой свежести.

Другой блок 48-го номера - об авторских отношениях, авторских репутациях и авторских сообществах. Здесь о рожденных летать и ползать (Александр Строев. "Летающий философ: Жан-Жак Руссо глазами Фридриха-Мельхиора Гримма"), затем - по логике цитаты - об отношениях автора "Песни о Соколе" со своей карикатурой (Наталья Примочкина. "Первым своим учителем считаю М.Горького": М.Горький и Георгий Гребенщиков. К истории литературных отношений"). О другой откровенно гротескной фигуре - поэте К.Фофанове и о киевско-петербургском кружке Иеронима Ясинского статья С.Сапожкова. К сожалению, не попадает в сеть принципиальная работа Вячеслава Кошелева о фетовской текстологии, точнее - о пресловутой тургеневской правке стихотворений Фета.

В том же ключе - о писательских сообществах, но уже в гораздо более организованном - идеологически и социально - качестве: Николай Митрохин - об истории "русской партии" и Патрик Генри - о конце истории советского СП.

"Русская партия" Николая Митрохина имеет подзаголовок "Фрагмент исследования", она исключительно подробна и академична, без дурного налета публицистики, притом что цитаты зачастую говорят сами за себя:

...На заседании, посвященном борьбе с космополитизмом, ведущий - заведующий кафедрой марксизма-ленинизма <Литинститута> проф. Леонтьев - сообщил:

В президиум поступила записка, <...> в которой утверждается, будто под видом борьбы с космополитизмом наша партия ведет борьбу с евреями. <...> Убедившись, что аудитория готова внимать его объяснениям, профессор начал той самой классической фразой, к которой прибегал обычно в таких случаях во время своих лекций: - Товарищ Сталин нас учит... И раскрыв специально принесенный из дому сталинский том, он торжественно прочел заранее заготовленную цитату: "Советский народ ненавидит немецко-фашистских захватчиков не за то, что они немцы, а за то, что они принесли на нашу землю неисчислимые бедствия и страдания". И назидательно подняв вверх указательный палец, заключил: "Вот так же, товарищи, обстоит дело и с евреями".

Автор прослеживает пути "передачи традиций русского национализма в Литературном институте", определяя "историю русской партии" не только поколенчески: от "борцов с космополитизмом" до "молодогвардейцев", от "шолоховедов" и "павловцев" до "учеников" Ярослава Смелякова с одной стороны - и М.Бахтина или А.Ф.Лосева - с другой; но и "идеологически", по "кружкам и урочищам", редакциям и издательствам, отделам ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. Кстати, в истории этой неминуемо возникают Бобковы - старший и младший, что наводит на мысли о том, как смешалось все в доме Гусинского. Наконец, возникает сюжет чисто экономический: финансовые потоки, "госзаказы" и "потиражные", прекратившиеся и ушедшие в песок с наступлением известных времен. Автор приводит более чем характерную цитату из М.Лобанова:

Никогда как сейчас не знал, что такое нищета, и был свободен от "власти денег". <...> Деньги как бы сами собою шли ко мне. Солидная зарплата доцента Литинститута (работаю там с 1963 гг.), дополнительные заработки (внутренние рецензии в издательствах, отзывы как члена приемной комиссии Союза писателей и т.д.) да еще пенсия инвалида Отечественной войны - выходила зачастую немалая сумма в месяц. Ничего из этого я в сберкассу никогда не клал, деньги как-то расходились незаметно <...> А в сберкассу переводился гонорар с книг, так что за десятилетия набралось там накануне "реформ" девяносто тысяч рублей.

Описанные в следующей затем статье Патрика Генри перипетии борьбы за "писательское наследство" - собственно продолжение "экономического сюжета". Герои там зачастую те же, хотя попадаются и совершенно неожиданные "теневые" и, кажется, лишенные "тщеславия" фигуры, как то Тимур Пулатов или фактический победитель - "унаследовавший" имущество Литфонда Владимир Огнев.

В этом же "партийно-тщеславном" блоке обретается Дмитрий Кузьмин со своим "Вавилоном". Создатель и автор истории "Вавилона" сам полагает себя "субъектом истории", о чем во первЫх строках и сообщает. Кроме самодельных дефиниций и самопровозглашенных иерархий здесь характерно еще одно признание, свидетельствующее собственно о началах и, скажем так, "канонах" этой - новейшей литературной истории:

Название "Вавилон" было выбрано тайным голосованием ... Отсылка была не прямо к Писанию и уж тем более не к нечитанному тогда Борхесу, а к Борису Гребенщикову:

Вавилон - город как город,
печалиться об этом не след:
Если ты идешь, то мы идем в одну сторону -
другой стороны просто нет.

Это и была для нас формула эстетического плюрализма.

А чуть ли не самая концептуальная статья этого номера - в разделе "Библиография": ее автор - Б.М.Витенберг, и называется она эффектно "Кто придет на смену "Форду"?". Ответ столь же эффектен: на смену рекламному "форду", который в свою очередь сменил мемориальный броневичок у фасада Мраморного дворца и олицетворял собою первозданную капиталистическую эйфорию, пришел отныне пресловутый "комод" (на котором бегемот, на бегемоте идиот, на идиоте шапка и т.д.), - то есть памятник Александру III Паоло Трубецкого, тот, что прежде томился во внутреннем дворике Русского музея. А статья - о новой "рекламно-глянцевой" историографии Александра III, что под стать "Сибирскому цирюльнику" и метит на пустующее место идеологической модели.

"Появление императора в "Сибирском цирюльнике" - нечто значительно большее, чем просто сцена фильма. Это - воплощение мифа об Александре III, медленно вызревавшего на протяжении 1990-х гг. и ныне претендующего на заметное место в общественном сознании, прежде всего в сознании так называемого "правящего класса".

Сам миф - о "сильной руке" и "верховном военном вожде", укрепившем "властную вертикаль" после смутной эпохи реформ, - по мысли автора статьи приходит в противоречие с традиционной историографией Александра III: "Напомним, что этот курс, который детально исследован в работах С.Н.Валка и П.А.Зайончковского, характеризовался наступлением на либеральную печать, ликвидацией университетской автономии, переходом от имперской, относительно умеренной национальной политики к политике демонстративных национальных, национально-культурных и вероисповедных ограничений национальных и религиозных меньшинств, проведением т.н. контрреформ, т.е. пересмотром или ограничением некоторых реформ Александра II...".

В том же библиографическом отделе блестящая статья Виктора Кривулина о книге Евсея Цейтлина "Долгие беседы в ожидании счастливой смерти". Книга и статья - о судьбе "литовского Иерусалима".

И здесь же очередные "размышления" А.Плуцера-Сарно над "русской порнографической литературой", суть которых, кажется, в изобильном цитировании... и только.

А центральная "глава" этого номера "НЛО" - "In memoriam", она в сети практически не представлена, по крайней мере, той своей частью, что посвящена ушедшему из жизни в начале этого года-века-тысячелетия Владимиру Аллою, энтузиастическому издателю историко-архивных альманахов и сборников. Другой герой "мемориальной главы" - Юрий Буртин, более известный как "прогрессивный публицист" и "прораб перестройки", здесь предстает в первую очередь как один из разработчиков словаря "Русские писатели. 1800-1917". Статья о нем Юрия Левады открывается эпиграфом: "Время дано, это не подлежит обсужденью. / Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нем".

О том, что, оказавшись в одном непреднамеренном ряду, эти столь разные люди вдруг обнаруживают принципиальное сходство позиций и судеб, и сходство это оказывается характеристикой времени, сказал уже в своем обзоре Андрей Немзер:

"При очевидном различии духовных обликов, устремлений и судеб Владимира Аллоя и Юрия Буртина люди эти были в чем-то схожи: они плохо вписывались в любые "формальные" структуры, отличались внутренней неуступчивостью, резкостью и истовой преданностью своему делу. Созданные коллективными усилиями портреты двух гуманитариев позволяют увидеть русскую культуру последних десятилетий более объемной, противоречивой и, увы, печальной".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
"Золотой век" умер, Золотой век бессмертен... /29.06/
Интервью с Владимиром Салимоном о самоликвидации журнала "Золотой век" - литературного, художественного и издательского проекта, ставшего заметным событием в русской культуре последнего десятилетия ушедшего века и в год своего десятилетнего юбилея прекратившего существование.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск сорок четвертый /18.06/
"Арион" - журнал демократический и принимает на свои страницы всех, в том числе заядлых традиционалистов, которые не устают писать про осень и лето, про луну и закаты, про "цвет неба вчерашнего дня", без конца заводя разговор о погоде и о поэзии. (отзывы)
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск сорок третий /13.06/
"Звезда" - один из самых последовательных журналов в том, что касается традиций, привычек и пристрастий. Из предсказуемых хитов номера 5 - очередной неизданный Бродский (двухактная "Демократия") и примыкающее к нему жизнеописание Джона Донна.
Ревекка Фрумкина, Неприкосновенный запас #2, 2001 /09.06/
Журнал сменил стилистику и уточнил свои задачи: отныне его содержание - не "очерки нравов культурного сообщества", а "дебаты о политике и культуре".
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск сорок второй /04.06/
"Новая русская книга" #6. Об "НРК" писать приходится нечасто, но сюжеты всякий раз диктует вебмастер. Поначалу в сетевой версии на курицынском сайте не было никаких рубрик, и неряшливо все это выглядело. Затем появился сайт в "Журнальном зале", где все наоборот: адреса есть у рубрик, а у статей адресов нет. Тогда идем к Курицыну, читаем как удобно, а потом сверяемся по "Журнальному залу".
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru