Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 95
"НЛО" #55

Дата публикации:  19 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Пифон или Тифон; новый гуманитарий в поисках идентичности: благородная девица широкого профиля и история мальчика-онаниста

55номер "НЛО" посвящен 100-летию Григория Александровича Гуковского, и, кажется, в академической своей части это один из самых удачных и последовательных выпусков журнала - за текущий год по крайней мере.

Юбилейный блок (это половина номера - около двухсот страниц) называется "Роль личности в истории филологии", и в нем легко усмотреть некий концептуальный поворот сюжета, особенно если читать теоретические подачи "Нового литературного обозрения" в известной последовательности.

Последние номера выработали очевидную инерцию в том смысле, что, как нам в свое время приходилось отмечать, социология здесь правила бал. Уже в предыдущем, 54-м номере с некоторым опережением "выстрелил" сюжет о Гуковском - в "продолжающемся" проекте "История и социология академических элит", открывавшемся тогда статьей Александра Дмитриева об "академическом марксизме", которая в свою очередь "наследовала" замечательной работе В.М.Алпатова "Филологи и революция" из #53. Там имело место законное "теоретическое" отстранение и сама история Гуковского рассматривалась в контексте истории филологических учений, своего рода подавления филологии идеологией: центральным мотивом при таком порядке вещей был разрыв Гуковского с формализмом и дальнейшая "сдача и гибель...". В новой подаче "НЛО" ракурс смещается в сторону личности как таковой, и если воспользоваться известной формулой, то есть применять к автору те законы, которые он сам для себя выбирает, этот "личностный" подход кажется здесь органичнее и способен объяснить гораздо больше (звучит парадоксально, но это так). В 55-м номере "мемуарист" сменяет "социолога-теоретика", и в конечном счете мы, наверное, оказываемся ближе к "устному Гуковскому" (своего рода оппозицию "устного - печатного" Гуковского вводит здесь Илья Серман, и восходит она к цитате из Юрия Лотмана:

"Гуковский обладал совершенно несравненным чувством стиля, оттенки которого в анализируемом стихотворении он передавал слушателям и анализом, и интонацией, которая была одним из важнейших элементов его лекторского мастерства. Печатный облик его работ - книг и статей - совершенно бессилен передать шарм свободной непредсказуемости его устных импровизаций <...> Нынешний читатель работ Гуковского, лишенный возможности вообразить его интонации, воспринимает Гуковского так, как представляет себе облик ископаемого животного наш современник, видящий окаменевшие отпечатки следов никогда им не виданного мощного существа").

Тот же Илья Серман (его статья, к сожалению, не оцифрована и в сетевой "Журнальный Зал" не попадает, между тем собственный сайт "НЛО" в последнее время и вовсе не желает себя обнаруживать) размышляет об исторических аналогиях, характерных для филологии 1920-х, и - по тыняновским лекалам - выстраивает свою "социологию" научных поколений:

"Люди 30-х годов еще искали, тогда как люди 40-х годов твердо знали, что все уже найдено и понято. Люди 30-х годов еще хотели понять и добросовестно искали истину, хотя результат их поисков оказался совсем не тот, какого можно было ожидать, судя по началу, настойчивости и энтузиазму искателей".

О настоящей имманентной аналогии - между литературной ситуацией XVIII-го и начала XX вв. и о ее конкретных применениях в работах Гуковского - маленькая статья Филиппа Дзядко "Карманная история литературы...". Илья Серман проводит другого порядка аналогию: между идеологическими направлениями 1830-х и 1930-х, между сменами эпох, когда личность и индивидуальность вытесняется "нормой" и "множеством". Позволим допустить, что подобного рода аналогия, равно, выражаясь в терминологии персонажа, - "стадиальность" имеет место и в истории научных течений, и нынешнее торжество социологии легко находит себе "историческую рифму". Тем замечательней в такой перспективе "личностный блок" последнего номера. Кроме концептуальной статьи Ильи Сермана, здесь очень живые мемуары о Гуковском-учителе Руфи Зерновой и Лидии Лотман. В "Публикациях" поздняя работа Гуковского "О стадиальности истории литературы", которую предваряет большая статья В.Марковича ""Концепция "стадиальности литературного развития" в работах Г.А.Гуковского 1940-х годов". Там находим попытку установить преемственность между "стадиальностью" Гуковского и "структурализмом" Лотмана, равно "синтезировать" всех и вся. Гораздо убедительнее теоретических изысканий выглядят наблюдения этого автора над изменением стиля Гуковского - от ранних работ, "строго профессорских", к поздним - многословно риторическим. Впрочем, В.Маркович полагает (и кажется, небезосновательно), что поздний - "риторический" - Гуковский ближе к себе самому "устному".

Наконец, последний "историко-литературный" раздел "гуковского блока" выглядит несколько парадоксально. Две статьи - К.Лаппо-Данилевского и Е.Вилька - объединяет сюжет о Тифоне. В первом случае автор "поправляет" Гуковского-комментатора Державина: речь о "Любителе художеств" и соответствующем пассаже:

...Я вижу, вижу Аполлона
В тот миг, как он сразил Тифона
Божественной своей стрелой.

После Гуковского установилась традиция полагать здесь "ошибку" Державина, перепутавшего Тифона с Пифоном. Автор настоящей статьи ("Пифон или Тифон?") приводит все контексты державинского стихотворения - от художественных и научных до масонских, показывая тем самым, что ошибки не было, что в самом деле был ... Тифон. И тот же Тифон стоит за эпиграфом к радищевскому "Путешествию..." - это уже статья Е.А.Вилька ""Чудище стозевно" и Тифон". Далее "НЛО" выступает в устном жанре, и мы имеем две "беседы". Одна - эпическая, на много-много страниц, с затейливым подзаголовком: "Театрализованное научное действо в нескольких картинах, с интермедиями, прологом и эпилогом", тема такого "действа" - "Новый гуманитарий в поисках идентичности" (затем вариант - "в поисках институций"). Собравшиеся в "гостеприимной редакции "НЛО"" "новые гуманитарии", достаточно причудливо аттестуясь (например, так: "некоторым образом филолог, несколько условно представляю... итд."), мучительно пытались "идентифицировать" себя и собственное место в междисциплинарном мире, покуда "культуролог" Наташа Самутина из Института европейских культур не поставила вопрос ребром: "А есть ли среди вас люди настолько радикальные, чтобы ... проблематизировать само понятие "дисциплина"?". Дальше поиски пошли живее, а преподаватель того же Института Аркадий Перлов признался, что его Институт "производит" "благородных девиц широкого профиля" и что "сами такими являемся", и что "это нормально, потому что именно эта категория востребована". Определившись с самоидентификацией, собравшиеся сошлись на том, что "кризис филологии так же перманентен, как сексуальная революция". Беседа была исключительно плодотворна, характерно, что среди присутствующих не было никого, кто представился бы просто "филологом", без "некоторым образом", притом что историки и социологи "идентифицировали" себя легко и обходились без манерностей. Возможно, все дело было в "некоторым образом составе" присутствовавших, а не в состоянии "дисциплины"? Может в консерватории что-то не так?

Следующая "беседа" происходила уже не в "гуманитарном поле", а ... как бы это поточнее выразиться, - на поле боевых действий. Это в "практическом" отделе "НЛО" отчасти те же действующие лица, но "усиленные" Екатериной Ваншенкиной, общались на тему "Литература и война". Беседу предваряли "стихи" Андрея Сен-Сенькова "Стиль года: military". Похоже, что с "годом" все же опоздали, а "милитарные" стихи выглядят так:

биатлон, второе место:
на шее -
ленточка разведенных ног
серебряной медали

И примечание: ленточка - леночка, танечка, галечка

Если верить редактору отдела, стихотворение "обозначает" нам, "из каких элементов "собирается" образ войны в современном сознании".

Коль скоро речь идет о современной литературе, то первый вопрос - что есть предмет? Таковой "предмет" для участников беседы - тексты Линор Горалик и Софьи Купряшиной. Остальная половина человечества представлена "Оправданием" Дмитрия Быкова и "медгерменевтами" с их "мифогенной любовью".

Далее следует война у древних греков в исполнении Дмитрия Никулина ("Афина и Арес: война, побеждающая войну"). В этой статье поражает техническое исполнение: кажется, впервые в такого порядка журнале греческие цитаты воспроизводятся кириллицей. Смотрится дико, но для "практического" отдела сойдет. Тем более что с "дисциплиной и дисциплинарностью" те же персонажи несколькими десятками страниц ранее уже "радикально" разобрались.

Дмитрия Никулина сменяет Данила Давыдов, обнаруживший "экстремального" поэта "новой искренности" и "нарушителя канона" в сборнике "Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне". "Нарушительница" - семинаристка Ильи Сельвинского Елена Ширман с "Последними стихами", которые автор статьи "републикует" полностью:

Эти стихи, наверное, последние,
Человек имеет право перед смертью высказаться...итд.

Вопрос лишь в том, читал ли Дмитрий Давыдов самого Сельвинского (не говоря уж о Луговском), и как он себе представляет этот самый "канон".

Самая удачная статья блока - "Частная война: голоса, которые я слышу" Игоря Вишневецкого в Сеть, к сожалению, не попала. Замыкающая раздел работа Сергея Фокина "Экзистенциализм - это коллаборационизм: Несколько штрихов к портрету Жана-Поля Сартра в оккупации" в сути своей сводится к цитате из статьи М.Фуко "Жизнь: опыт и наука":

"...В час Сопротивления именно та философия, что с виду как нельзя более далека от экзистенциальных, моральных и политических вопрошаний, принимает участие в борьбе физически. Кангилем сопротивляется, Кавайес расстрелян, тогда как Сартр и Мерло-Понти продолжают писать и делать университетскую карьеру, никак не протестуя против увольнения коллег-евреев".

В продолжающемся цикле Ильи Кукулина "О русской поэзии 1990-х" на этот раз "Эзотерическая амнистия песни". Здесь речь, главным образом, о Псое Короленко, и как первая (кажется?) попытка "тематизировать" творчество "молодежного филолога и акына", статья интересна чрезвычайно, хотя смешение еврейского "комплекса гетто" и русской традиции юродства (по А.М.Панченко) выглядит, пожалуй, чересчур ... эзотерически. Но коробит другое: есть традиционно неразложимые "имена-фамилии", - Аполлон Григорьев, например. Что же до псевдонимов, то они неразложимы по определению. Нельзя человека, поименовавшего себя Псоем Галактионовичем Короленко, на протяжении десяти страниц обзывать "Короленко". (В принципе, как Лесю Украинку невозможно представить себе названной где бы то ни было "Украинкой", но зачастую пафосно именумой "Леся", так, наверное, и Псоя Короленко можно было бы писать "Псоем").

В библиографическом отделе вторая часть "Заметок о теории" Сергея Зенкина и развернутая рецензия Екатерины Дмитриевой на "московский номер" парижского журнала "Critique". Остроумно задуман маленький цикл "Семантика утилитарной книги", где рецензии на пособия по этикету и разного рода "предсказательную литературу" (вот только "исполнение" не всегда адекватно "намерению").

В этом номере "НЛО" целых три больших рецензии на тартуские издания (третья, правда, - "хроника" февральского Лотмановского конгресса), что для "Библиографии" "НЛО" нехарактерно. До сих пор принято было полагать (и не без оснований), что библиографический отдел "НЛО" склонен последние тартуские сборники игнорировать. Теперь лед тронулся. Рецензия В.Кошелева на вторые "Пушкинские чтения" красноречиво называется "В нашей Суздали...", М.Строганов, недовольный, по всему судя, вторым "Тютчевским сборником", пеняет А.Осповату и Омри Ронену за то, что они не задумывались над "более простым объяснением всех этих интертекстуальных связей", не заметили "подводных камней" и не подозревали, вероятно, что "имя апостола Петра означает "камень"", наконец, Р.Войтехович и Л.Казарян многословно и не без куртуазности описывают "Лотмановский конгресс", уподобляя его "работе коллективного интеллекта".

А открывает последний номер "НЛО" нечастая здесь "Изящная словесность", в каковой "Словесности" М.Павлова представляет отрывки из ранней поэмы Федора Сологуба "Одиночество" и "психофизиологический очерк" автора. Ранний Сологуб находится под влиянием Некрасова, народников и передовых гигиенистов своего времени. Поэма имеет подзаголовок "История мальчика-онаниста", и, правду сказать, несмотря на посвящение Некрасову, отдает ... Лермонтовым и Надсоном в гораздо большей степени:

"Тоской младенческой души
В моей семье пренебрегали,
А были чудно хороши
Порывы грусти и печали;
Мои неясные мечты
Так были полны красоты,
Наивности и увлеченья,
Что если б я до юных дней
В потоке темного паденья
Души ослабленной моей
Их не растратил - те стремленья... итд."


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Костырко, Обозрение С. К. # 118 /14.08/
Философические игры Дмитрия Галковского в историософию и конспирологию - антиутопия "Друг утят" в "Новом мире".
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 94 /12.08/
"Октябрь" #6, #7. Тайны зеленой тетрадки и двойник императора. "Нацбестселлер": за стеклом.
Ревекка Фрумкина, "Нельзя согласиться с забвением..." /12.08/
"Неприкосновенный запас" 2(22), 2002. "НЗ" 2/22 воспринимается как выпуск прежде всего "политический". В первом тематическом блоке анализируется тоталитарный опыт Европы и его отражение в общеевропейской культурной памяти. Второй блок посвящен еще более острой и мучительной проблеме - русской культурной памяти о "наших" революциях - феврале 1917 и августе 1991. В разделе "Культура политики" освещаются выборы во Франции как отражение расстановки политических сил в общеевропейском доме.
Сергей Костырко, Обозрение С. К. # 117 /07.08/
Сетевое - об "оскаровском" каталоге сайтов, о мифах и мифологии в Интернете, а также о представлении в сети "Велесовой книги".
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 93 /05.08/
"Новый мир" #7, 2002. Хвост плезиозавра, Чехов сегодня, "Уткоречь" от Галковского и Балабанов non-stop.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru