Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Периодика < Вы здесь
Журнальное чтиво: выпуск 107
"Октябрь" ##9,10

Дата публикации:  2 Декабря 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

ктябрь" - журнал неровный, хоть и непоследовательным его не назовешь. Но литературная политика его в какие-то моменты становится необъяснимой. Нигде кроме, как в "Октябре", вы не найдете таких романов, бессмысленных и беспредельных, исторических, экзотических и Бог весть каких еще.

Лето напролет здесь солировали популярные телеведущие, но ближе к холодам пошли африканско-карибские мотивы, и в #10 "Октябрь" помещает очередные "продолжающиеся главы" "Весны в Карфагене" Вацлава Михальского. Предыдущее "продолжение" было полгода назад, а тянется вся эта история уже два года. Если кто читал, то уже забыл. Между тем "Октябрь" настойчиво рекомендует своим подписчикам приобретать "карфагенский" роман по оптовой цене.

"Продаются картины по сто песо, русские новеллы по пятьдесят за десяток и запеленатое дитя камня - по договоренности", - это уже объявление, что на вилле "Могила улитки", а вилла принадлежала сеньоре Ракель-Дездемоне Горбач, которая больше всего на свете боялась, что Люксембург отделится от Руссии, и куда-то отправилась лечить подагру. А на вилле поселилась синьорита Лиз из штата Огайо, но с русскими корнями и с художником Карлосом Хосе Абрахамом, который был "сальтоатрас", т.е. "прыжок назад". "Дитя камня" здесь означает "подкидыш", и все эти забавные экзоты обретаются в "Карибских рассказах" Александра Дорофеева. "Карибские рассказы" в #9, а в #10 "Египет" Михаила Задорнова. "Египет" помещается в рубрике "Дневник писателя", в первых строках автор сообщает, что верблюд - корабль пустыни, а арабы - надоедливые попрошайки. А где-то ближе к середине тот же автор разгадывает тайну пирамид.

Из всех этих заморских сочинений предпочесть, наверное, стоит "Карибские рассказы", но если всерьез говорить о прозе "Октября", то здесь есть другая тема, и она вполне последовательна и концептуальна: это ленинградский литературный и окололитературный андерграунд 60-70-х. Еще прежде, в мартовском номере "Октябрь" поместил заключительную часть "энциклопедического" (в "онегинском" смысле) романа Анатолия Наймана "Б.Б. и другие", затем последовали главы из мемуаров Дмитрия Бобышева "Я здесь", очередное продолжение бобышевской "версии" в #9. Эта "версия" субъективна, скажем так, но зато без "мемориального глянца". "Юный Бродский" здесь называется "Жозеф" в честь какого-то африканского "антигероя". Это характерная проговорка - для автора он и есть "антигерой": "нервный, распираемый вдохновением и тщеславием юноша" со стихами, которые "мог писать и Жора Прусов". Все что угодно, но никак не будущий нобелиат.

По большому счету, бобышевская версия все же из разряда "окололитературных историй литературы", и вот ключевая цитата:

"В сущности, мы занимались литературными сплетнями, вовлекая в них и таким образом оживляя мертвых, наряду с живыми. Кроме любви, ничего интереснее, чем это занятие, на свете не существует. Не потому ли дело было не в любви?"

Из той же ленинградской жизни, но все же из других миров - "Стрела Голявкина" Людмилы Бубновой, мемуарный "роман домохозяйки". В определении Андрея Немзера это "очень "голявкинская" повесть о замечательном писателе и невероятном человеке". В определении автора все несколько иначе:

"- Пока ты отмывал свое белье, я успела написать роман.
- Шутишь? Глупость какую-нибудь написала? Даже плохой роман написать очень трудно.
- Ну и глупость! Ну и что! Разве домохозяйка должна быть умной? Какая есть, так и написала.
- О чем же? - обеспокоенно настаивает он.
- Долго рассказывать: ведь целый роман. Не шутка. Не короткий рассказик в половину странички, как у тебя...

<...>

- Я вообще-то писать романы не умею: нет у меня романного мышления, не получается правильно вести сюжет, одно с другим не стыкуется... Я не профессионально написала роман - профессионально я в это время делала в доме уборку... <...> Роман получился не трагичным - никто не погиб, не страшным, не детективным, не эротическим. Он специально мыслился с благополучным концом. Домохозяйка - человек созидательный и надеется внушить положительные идеи другим. Не всегда же крах устраивать!"

Проза в самом деле "голявкинская", главным образом потому, что главный герой ее - Голявкин. Там, кстати говоря, есть любопытная история о состоявшейся-несостоявшейся встрече Голявкина со своим литературным учителем:

"- Что понесло тебя к Зощенко?
- Зощенко был лучший рассказчик в Ленинграде. Я хотел услышать его мнение о моих рассказах.
- Ты знал постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград"? Там говорилось о Зощенко и Ахматовой.
- Ну конечно. Об этом писали все газеты.
- Откуда ты узнал адрес Зощенко?
- Подошел к киоску "Справочное бюро" и узнал.
- А ты не боялся? Репрессий и прочее? Все боялись к нему ходить. Переходили на другую сторону улицы, чтобы с ним не встречаться.
- Я тогда ничего не боялся.
- А газеты, небось, на уличных стендах читал? Как и я.
- Бывало, - говорит Голявкин.

На звонок в дверь Михаил Михайлович открыл сам (конечно, не жену же посылал!). Стоит перед ним совершенно незнакомый парень боксерского вида. Кто знает, что от него можно ждать? О встрече не договаривались.

- Михаила Михайловича нет дома, - говорит Зощенко. Находчивость его не подвела".

То был "роман домохозяйки", в отделе поэзии 9-го номера сочинения совсем иного рода, вернее - иного персонажа. "Не-домохозяйки" - наверное, так. Короче говоря, в 9-м "Октябре" "Стишки" Умки, причем здесь тоже имеет место быть жанровое определение-предисловие автора:

"Я вообще-то не собиралась обнародовать эти тексты - как профессионалу мне слишком хорошо известно, что такое стихи. <...> В отличие от "песенок", моего главного занятия в последнее время, это другой жанр - стишки. В общем-то, не более чем побочный продукт, отхожий промысел. Реакция мозга на жизнь тела":

Свобода стала роком
Свобода стала раком
И вот, забытый Богом,
Скитайся по клоакам
С осыпавшимся маком
В опущенной руке
И Джеком Керуаком
В потертом рюкзаке.

Наконец, последний женский "опыт" в этом обзоре - "Опыт принадлежания" Марины Вишневецкой. Андрей Немзер видит его (а также "Опыт любви" в 11-м "Знамени") едва ли не первой позицией журнальной прозы последних месяцев.

В "Литературной критике" 9-го "Октября" воспоминания разных лиц о Фридрихе Горенштейне. Большинство мемуаристов - выпускники Высших сценарных курсов, а персонаж (это Михаил Левитин в своем мемуаре скажет о нем: "Он не герой - он персонаж, исключительный персонаж") в советскую бытность зарабатывал тем, что писал сценарии "для этих Тарковских-Кончаловских". О том, что автор сценариев "Соляриса", "Первого учителя" или "Рабы любви" - Горенштейн, сегодня мало кто помнит, да и откуда - имени в титрах как не было, так и нет.

И в том же разделе "Литературная критика" в #10-м тоже никакого отношения к литературной критике как таковой не имеющие "Записки усомнившегося" Л.Арсеньева. По цели и смыслу это, скорее всего, конъектурные поправки к изданиям Баратынского, Анненского и Заболоцкого.

В отделе "Воспоминания. Документы" "Письма литераторов Л.Н.Толстому" под малоудачным заглавием "Гений не замедлит откликнуться гению". Толстой "откликается" здесь на письма Н.И.Стороженко (который и не литератор по большому счету) и английского писателя Джорджа Мура (был такой романист в начале прошлого века). Публикатор этой переписки, похоже, большинство цитат приводит из вторых источников, иначе трудно объяснить, каким образом Ю.Д.Левин превращается здесь в даму.

Между тем, отметим "Путевой журнал" с замечательным москвоведением Рустама Рахматуллина ("Красная площадь: опыты метафизики").

Наконец, в non-fiction 10-го "Октября" апокалиптическая публицистика Ярослава Шимова "Четвертый Рим, или Бессилие сильных". "Четвертый Рим" - это североамериканская цивилизация, заплывшая лево-либеральным жирком и забывшая свои духовные основы. Перед лицом очевидно обозначившейся угрозы с Юга "Западу действительно нужна консервативная революция" - полагает этот автор. А традиционно "нелиберальная Россия", переставшая быть "Третьим Римом", призвана стать "выдвинутым далеко на Восток форпостом Рима Четвертого".

Последняя и решительная цитата из Ярослава Шимова вот:

"Альтернативой <бессмысленной помощи странам третьего мира> является активное участие развитых стран в разрешении проблем стран развивающихся путем экономической, частично также политической и военной экспансии. <...> Можно, конечно, назвать такую политику неоколониализмом, однако в действительности речь идет лишь о сугубо прагматических мерах, направленных на обеспечение стабильности в тех регионах мира, дестабилизация которых могла бы привести к негативным последствиям в глобальном масштабе. Такие меры, несомненно, будут способствовать укреплению господства крупнейших транснациональных корпораций, экономическому и политическому доминированию Запада. Однако реальной альтернативы такому положению <...> нет".


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 106 /25.11/
"Звезда" ##8, 9, 10, 11. Почему они не любили Чехова и почему она (Лидия Гинзбург) не любила их.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 105 /18.11/
"Новый мир" ##10, 11. Обреченная Клео, поэты и бедуины, колхозные наяды и суп из языка.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 104 /11.11/
"Новое литературное обозрение" #56. История как прием, все врут календари и катафатическая деконструкция Сорокина.
Ревекка Фрумкина, Великие иллюзии /06.11/
"Отечественные записки", #7, 2002. Очередной номер ОЗ посвящен науке, но не вообще науке как социальному институту, а науке российской, и притом - в ее современном состоянии. Состоянии бедственном.
Инна Булкина, Журнальное чтиво: выпуск 103 /05.11/
"Неприкосновенный запас" #4, 2002. Законы обустроенных народов и огонь холодной войны; литературные скандалы и литературные репутации.
предыдущая в начало следующая
Инна Булкина
Инна
БУЛКИНА
inna@inna.kiev.ua

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Периодика' на Subscribe.ru