Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение online < Вы здесь
Несколько слов о телах
Дата публикации:  13 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Так иногда случается - история складывается сама собой.

Обычно это происходит в ситуации, когда вообще новости есть, но нет главной, вокруг которой и следует все располагать.

Так в этот раз и получилось.

ЕЖЕ-правда (надо отдать должное) была переполнена анонсами "Русской фантастики", "оZона" и непосредственно "РЖ", хоть сам себя обозревай.

"Обсервер" обновился Читом с рассказом про отель "Одесса" на одноименной улице в Париже. Не знаю, как, скажем, Пирогов, но я, когда читаю в первых строках "Кафе, бульвар, вечер...", почему-то ищу, за что бы такое схватиться. Не то чтобы за пистолет, но за что-то похожее. Хотя, наверное, это сугубо личное вроде рефлекса или просто нервная дрожь, пробивающая всякий раз, когда вспоминаю о времени, потраченном на прозу Газданова.

Сама же история началась с "Сетевой словесности", где на днях появилось сразу полдюжины текстов Алексея Смирнова, чей "Натюр морт" номинирован в "Тенета" (о "Натюр морте" писали, например, здесь). Из опубликованного интересен в первую очередь рассказ "Антигримаса, или Осторожно, март!". Интересен в том числе и тем, что на его примере очень хорошо видно, как может повредить художественному тексту излишек авторского усердия, вызванного желанием сделать нечто большее, чем просто рассказ (в данном случае все опубликованное тяготеет скорее к циклу). Фабульный костяк прямо-таки воткнут в живое, притом что сам рассказ, то, о чем в нем повествуется, к так называемой "завязке" никакого отношения вообще не имеет. Рассказ-то на самом деле о страхе перед собой, своим телом, о непрозрачности, непостижимости и пугающей плотности этого самого тела, о признании собственного бессилия перед ним, об абсурдности тела. Тела, которое всегда есть граница разума, граница рационального, тела, которое всегда есть граница вообще, тела-инструмента, пользуясь которым, никто не знает, как этот инструмент функционирует. Тела, которое, вдобавок ко всему, еще и живое, что, если в это вдуматься, способно испугать уже само по себе.

"На службу отправился в новых ботинках и темном костюме, предварительно ощупав каждый доступный телесный дюйм - нет ли где беды? Пришел, поздоровался в отделе с коллегами, сел... Раздался ужасный звук! Кошмарный, непристойный, неприличный, вгоняющий в краску, изгоняющий из общества, затворяющий двери домов, порождающий гогот и клекот..."

Кроме "Антигримасы" советую обратить внимание на рассказ "Дух и веревочка". Милая страшилка: домовой жалуется, что веревочку у него отобрали, что теперь повеситься не на чем, а раз так, то будет он теперь всех прятать.

"- Так вам веревочка удавиться нужна? - спросил он шепотом.

- Удавиться. Привалишься спиной, подсунешь голову, потянешься к свету - хр-ррр!.. - Старичок, вспоминая доброе, огладил бороду, заулыбался.

- А..а дальше?

- Экий дурной! Дальше - снова живу, понял?"

Возвращаемся к теме тела. Сайт "Митиного журнала" в рубрике "Женские истории" пополнился еще одной статьей Моник Виттинг: "Женщинами не рождаются". Тело - конструкт слишком привычный для того, чтобы не быть опасным: с одной стороны, именно в силу своей непроницаемости, с другой - в силу своей очевидности. Двусмысленность тела - это двусмысленность границы и одновременно поля битвы, которое является полем только до тех пор, пока на нем различимы надписи и маркировки, в которых, по определению, ничего телесного, то есть биологического, как раз и нет (вообще сложно представить себе биологическую маркировку).

"...это наша, и только наша историческая задача - определить, что мы называем угнетением в материалистическом смысле, сделать очевидным, что женщины - это класс, то есть заявить, что категория "женщина", как и категория "мужчина" - это политические и экономические, но не вечные категории. Наша борьба имеет целью подавить мужчин как класс, не посредством геноцида, а политическими средствами".

К тому же любопытное сочетание: "субъективный материализм".

Далее. В гестбуках "Тенет" обнаружилась занятная ссылка, напомнившая мне про один достаточно давно известный, но как-то никуда не вписывающийся и оттого обходимый вниманием обозревателей проект Дениса Яцутко "Зад божества". Кто еще не видел - очень рекомендую, проект красивый, хотя и несколько мрачноватый, к тому же не являющийся сугубо литературным; очевидно, логоцентричный автор "Русского языка с Денисом Яцутко" здесь свой логоцентризм в известном смысле компенсирует, отдавая высказывание на откуп изображению (в том числе и изображению текста, как, например, здесь). Один из разделов носит название "Тело"; присмотревшись к ссылке, можно найти недвусмысленное указание на первоисточник, мне даже показалось, что введение к разделу я именно в этом первоисточнике и читал:

"мы, не верящие в душу, замещаем связанные с ней процедуры пространством своего тела, ибо тело есть одна из известных нам наиболее подлинных сущностей. все, что дано нам в ощущениях, дано нам именно в ощущениях тела"

Хотя с уверенностью не скажу. В то же время говорить о следовании замыслу этого самого первоисточника не приходится, поскольку вообще любое изображение, тем более постановочное, есть не каталогизация тела, но именно что удвоение сущностей, сочинение тел. Вместе с тем чувствовать себя сочинителем тел должно быть приятно.

И напоследок. К литературе это, правда, имеет достаточно опосредованное отношение, зато, полагаю, будет полезно писателям, по той или иной причине скрывающим свою настоящую фамилию. Здесь находится сайт, на котором совершенно бесплатно можно проанализировать фамилию, псевдоним, название фирмы, брэнд-, извините, нэйм и так далее. Сперва я долго развлекался с обеими своими фамилиями (результаты по "куталов" - ярко выражен фоносемантический признак "мужественный", что приятно; результаты по "постолль" - ярко выражены фоносемантические признаки "тихий, быстрый, короткий", что настораживает; результаты по всему вместе - нет ярко выраженных фоносемантических признаков, что и вовсе повергает в уныние). Затем же, допустив, что к брэнднэйму можно приравнять и название литературного конкурса, я провел следующий эксперимент: последовательно ввел в форму названия "букер", "антибукер", "премияандреябелого" (ни прописных букв, ни пробелов в проекте не предусмотрено) и даже "дебют", храни его Аллах.

Удивительное дело, но ни одного ответа скрипт мне не прислал. Не справился то есть. А может быть, даже сломался. Что, безусловно, говорит о том, насколько велика и могуча русская словесность.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кирилл Куталов-Постолль, Комната с видом на войну /08.11/
О вреде праздников и о тех, кто отбивает у нас хлеб. Не все то порнография, что блестит (несколько слов о сути явления). Просмотр новостей как современная версия чтения. Современная военная проза: состояние и потенциал.
Кирилл Куталов-Постолль, За себя и за того парня /02.11/
Вот пуля пролетела - и ага. Одна на двоих тайна доц. Сердюченко и Д.Дорфмана. Пустота в искусстве. Виолончель на "Словесности". Крестовый поход на "Редакторе.Ру".
Кирилл Куталов-Постолль, Смутное время /30.10/
Обмен "Русской правды" на Ясу (начало цитаты). Ненормативный Сапгир. Неудачники рунета. Садизм обыкновенный. Сайт, который меня удивил. История КПСС. Обмен "Русской правды" на Ясу (конец цитаты).
Кирилл Куталов-Постолль, Свербит, но не чихнешь /26.10/
Чувства приговоренного к расстрелу. Что нам сделать для человечества? Нелюди не матерятся. О том, чему уподобить чтение сетевых альманахов. Хельм или Хольм? Приятная мерзость.
Кирилл Куталов-Постолль, Дубль два - дубль два /23.10/
Удвоение сущностей: Хельм Ван Зайчик как Павел Крусанов и Ремонт Приборов как Бахыт Кенжеев (и пицзю как пиво). Неадекватный обзор актуального поэта. Вовремя найденные товарищи по оружию. О смысле и значении.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Куталов-Постолль
Кирилл
КУТАЛОВ-ПОСТОЛЛЬ
kutalov@lenin.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение online' на Subscribe.ru