Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Чтение online < Вы здесь
Рацион обозревателя
Дата публикации:  27 Ноября 2000

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Честно говоря, обозревать литературу в сети - занятие двусмысленное. Гораздо более двусмысленное, чем обозревать, например, периодику. В первую очередь потому, что газета или журнал все равно выйдут, что ты с ними ни делай, а вот обновится ли сайт - это еще бабушка надвое сказала. А если даже и обновится, то ведь тоже неизвестно как и чем, и заранее никогда не знаешь, о чем придется писать. Хорошо если произойдет, к примеру, какой-нибудь скандал или опубликуют много-много критических статей, желательно ругательных, что в известном смысле - тот же скандал, а ну как нет? Что, собственно, и произошло на этой неделе.

Из более-менее скандального - только "Литературный дневник" за 24 ноября. Материал, вызывающий одновременно и умиление, и удивление. Умиление - потому, что Дмитрий Кузьмин с упорством, достойным лучшего применения, продолжает писать о том, что ничто не ново в подлунном мире, в том числе и сетевая литература. Аргументы становятся все утонченнее и утонченнее, методы - все диковиннее и диковиннее; по сути дела, Кузьмин уже и нонселекцию освоил, и все ради того, чтобы вписать в контекст русской литературы так полюбившийся ему артефакт (как он сам выражается). Удивление же - потому, что я, если честно, не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь всерьез утверждал, что сетевая литература отличается от литературы несетевой какой-то особенной поэтикой. Я, по крайней мере, такого точно не говорил. И Макс Фрай не говорил. И даже Пирогов не говорил. С кем в таком случае спорит Кузьмин - совершенно непонятно. Ощущение такое, что каждый играет в свой собственный маленький футбол. Причем сам с собой.

Остальное даже и таких условно скандальных черт лишено.

Дан Маркович представил на "Сетевой словесности" повесть "Остров". Ничего вроде бы из ряда вон выходящего - снова огромный, с трудом воспринимаемый при чтении с экрана медленный текст, под завязку нагруженный воспоминаниями, разбирая которые, никогда не можешь с уверенностью сказать, настоящие это воспоминания или симуляция. Это можно сказать о прозе Дана Марковича вообще и особенно об "Острове", и в этом есть нечто пугающее - во всем проекте, в постоянной, навязчивой кодификации воспоминаний, в непрерывно устанавливаемых и непрерывно саморазрушающихся иерархиях воспоминаний, в потерянных ключах, необитаемых островах, одиночестве и старости.

"Старых не любят, раньше душили или топили, или оставляли умирать одних, и теперь оставляют, а если не оставляют, они сами остаются, нет другого пути, приходит момент - пора, а дальше ни топота, ни скольжения, ни смеха за спиной".

Если тексты Марковича больше напоминают оболочки мумий, и, разматывая слой за слоем ветхий материал, изначально догадываешься, что внутри будет пустота, что смысл этого действия именно в разматывании и состоит, то тексты Пирогова на "обсЕрвере"- мясная лавка. Оболочки нет вовсе, даже кожи нет, все, что есть, - мясо, кровь и ту еще не спустили. Бесформенность в данном случае не является недостатком, поскольку кусок мяса не должен обладать формой, смысл мяса - в его непосредственном существовании, в нем самом, в запахе и цвете. Вглядывающийся в кусок мяса рано или поздно понимает, что кусок мяса вглядывается в него.

Тем, у кого сырое мясо вызывает несварение, можно с некоторым сожалением порекомендовать бифштекс. В меру прожаренный и, надо сказать, достаточно стандартный, что, впрочем, не делает его менее привлекательным. Здесь каждый должен сам решать, какая оппозиция для него важнее: есть сырое/приготовленное или быть вегетарианцем/мясоедом.

"В районной газовой камере по старому обычаю, введенному еще на заре Евразии пресвятейшим инфернальным князем, звучит музыка Баха. Анатолий Федорович не знает этой музыки, потому что, согласно обычаю, музыка Баха звучит только в газовой камере, а имя самого композитора предано забвению".

Кроме этого:

На "Сетевой словесности" рассказ Валерия Суси "Вещунья". Слишком много условностей; на мой взгляд, пистолет, дающий две осечки подряд, - это уже чересчур. Такие пистолеты сняли с производства самое позднее в XIX веке.

На "Яхте "Лопе де Вега" открылась каюта для оргий, в смысле - эротический раздел. То, для обозначения чего (следуя этому источнику), в русском языке имеется более 1000 эвфемизмов, здесь используется в качестве курсора. Идея для литературного сайта, мягко говоря, радикальная. Многообещающая ссылка "Киберсекс" никуда, надо заметить, не ведет. Насчет же литературы, эротики и порнографии здесь уже писалось. И здесь тоже.

Так что предлагаю считать, что это был десерт.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Кирилл Куталов-Постолль, Кронос, порно, паутина /23.11/
Враги не дремлют, мы тоже. Ненастоящий (плохой) Кирилл Кобрин на "Кроносе". Настоящий (хороший) Кирилл Кобрин в "Митином журнале". Русский писатель за рубежом: мечты об изнаночной паутине. Анекдот на рассвете. Ого-го-рный.
Кирилл Куталов-Постолль, Приятные новости и одна странная /20.11/
Любимый поэт Бродского на русском. Японская проза в качестве подготовки к зиме. Новый тренд в ресторанной критике. Народное творчество бисексуалов. Олег Павлов, РЛС и Анна Ахматова.
Кирилл Куталов-Постолль, Такая неделя /16.11/
Недоумение первое: Вознесенский на "оЗоне". Недоумение второе: Линор Горалик на "оЗоне". Вариант второго недоумения: Сергей Дунаев на "Сетевой словесности". Хорошие новости: свежие тексты на "ОбсЕрвере" и Берроуз в "Митином журнале".
Кирилл Куталов-Постолль, Несколько слов о телах /13.11/
Нужно ли писать о Париже? Алексей Смирнов: тело как внутренний враг. Моник Виттинг: уничтожение мужчин. Денис Яцутко: сочинитель тел. Как русская литература скрипт поломала.
Кирилл Куталов-Постолль, Комната с видом на войну /08.11/
О вреде праздников и о тех, кто отбивает у нас хлеб. Не все то порнография, что блестит (несколько слов о сути явления). Просмотр новостей как современная версия чтения. Современная военная проза: состояние и потенциал.
предыдущая в начало следующая
Кирилл Куталов-Постолль
Кирилл
КУТАЛОВ-ПОСТОЛЛЬ
kutalov@lenin.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Чтение online' на Subscribe.ru