Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Шведская полка | Иномарки | Чтение без разбору | Книга на завтра | Периодика | Электронные библиотеки | Штудии | Журнальный зал
/ Круг чтения / Век=текст < Вы здесь
Век=текст, зарубежье, выпуск 75
1999 год

Дата публикации:  31 Июля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати



О ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ | О ЛИТЕРАТУРЕ В СВОБОДНОЙ РОССИИ | СУДЬБА ЖУРНАЛА | СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА | КНИЖНАЯ ЛЕТОПИСЬ | ИНТЕРВЬЮ БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ | СТАРЫЕ ИМЕНА

О литературе русского Зарубежья

"Тема эта серьезная и сложная... Прежде всего перед нами все тот же вопрос: "Одна или две русские литературы?" Под таким заголовком на Западе проходили конференции с участием писателей и славистов многих стран...

Ныне наступила возможность не только свободного передвижения, но и широкого проникновения зарубежной литературы в печать Метрополии. Однако моя точка зрения осталась прежней. Мы - свидетели, и даже часть явления, именующегося "российской зарубежной литературой". Ее прошлое и настоящее дало имена, вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Не будем их называть, они всем известны.

Но нам, если говорить с точки зрения эмигрантских авторов, повезло. Вспомним слова Аксенова, сказавшего, что трагедия эмигрантской литературы заключается в том, что это творчество одного поколения. Совершенно верно. Но у нас образовалась преемственность: в силу причин - как политических, так в данный момент и экономических, новые эмиграции приходят на смену предыдущим. И каждое вносит в творчество что-то неповторимо свое, что-то присущее ей, ее времени, ее опыту..." (В.Синкевич. Поэзия российского Зарубежья // "Новый журнал", #216).

О литературе в свободной России. О Холине и Сапгире

"В русско-чешском ресторане "Клементинум" прошел вечер памяти... Генриха Сапгира....

Сюда пригласил своих друзей художник Виктор Пивоваров, почти 20 последних лет живущий в Праге. Многолетний приятель Сапгира, некогда москвич, Пивоваров - иллюстратор сапгировских книг для детей...

На столе перед Пивоваровым две стопки тонких поэтических сборников - сапгировские и книги Игоря Холина, тоже иллюстрированные Пивоваровым. Дружба двух поэтов продолжалась более 50 лет, они начинали почти одновременно и умерли с разницей в 4 месяца: Холин скончался 15 июня.

- Генрих Сапгир, - рассказывет Пивоваров, - много лет дружил с Иосифом Бродским. Это была дружба-соперничество. И также как Бродский представлял собой фигуру поэта в Ленинграде-Петербурге, так в нашем московском кругу фигуру поэта олицетворял Генрих. Однажды он сказал: "Бродский - поэт классический, а я - современный"...

А что представлял собой дружеский круг, упомянутый Пивоваровым?

- Этот небосклон, с одной стороны, был широк, с другой - ограничен. На этом небосклоне не было таких звезд, как Ахматова (как, например, для Бродского); но была звезда Крученых, с которым Сапгир был знаком и необычайно его почитал - не как авангардиста, а как поэта, как собрата по перу. А в круг этот входил прежде всего его ближайший друг Игорь Сергеевич Холин, Ян Сатуновский, прозаик-сказочник Геннадий Цыферов, детский писатель Георгий Балл, Евгений Леонидович Кропивницкий, Эдуард Лимонов...

Генрих очень точно сказал: мы не были диссидентами. Мы были богемой. А богема, с точки зрения власти, - это свободные люди. Их непечатанье было тогда данностью...

А Игорь Холин?

- Холин в общелитературных кругах не ценится высоко, но невероятно высокий авторитет он имел у нас, под небом, под которым жили мы. Все, что вышло при жизни Игоря Сергеевича, - это вот 4 книжечки..." ("Русская мысль", 21-27 окт.).

Россия: О крахе поколения, которое "делало ничего".

"Россия все время ностальгирует. Не успеет какое-нибудь совершенно невыносимое прошлое пройти, как тут же выясняется, что именно это и было нашим звездным часом. Едва кризис 17 августа ударил по так называемому среднему классу, только прошел первый шок от этого пыльного мешка - и отечественная пресса, в особенности молодежная, наполнилась сетованиями: уничтожено будущее России!

Ни больше, ни меньше. Вяч.Курицын в одиннадцатом номере "Октября" еще за прошлый год первым, кажется, с такой решимостью обозвал поколение 25-летних этим самым уничтоженным будущим.

Он, конечно, согласился со всеми упреками в их адрес: жизни не знали, труда не нюхали, жили компьютером и реже кокаином, промеж себя обсуждали все больше своих баб да Канары... Однако именно они-то и были лицом России 21 века, считает эссеист, провозгласивший некогда, что лучшие образцы современной русской словесности - это ресторанная критика.

Но понимаете ли, какая вещь, - совершенно мне не жалко такого будущего. То есть абсолютно. Я даже думаю, что если бы наш 21 век и впрямь имел такой вид, то низкий поклон правительству Кириенки, потому что вследствие его деятельности Россия избежала едва ли не самой серьезной опасности в своей истории...

На протяжении последних пяти лет Россия старательно делала вид, что жила. Она имитировала вхождение в цивилизованное сообщество. Как же! Все новые фильмы смотрим, долларами расплачиваемся, за квартиру платим как в Нью-Йорке...

Клубный или виртуальный период нашей истории подошел к концу... (Д.Быков. Не жалко. "Время и мы", #143)

200 лет "солнцу"

"Все-таки он наступил, этот роковой год, и мы уже пригубили апокалиптического портвейна "Три девятки". Цифры эти издавна рождали в нас суеверный страх по многим причинам, и в частности, в связи с приходящимся на данный момент самым юбилейным юбилеем, пугать которым нас начали аж прямо с 1835 года, когда в книге "Арабески. Разные сочинения Н.Гоголя, часть первая", было напечатано следующее:

"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез 200 лет". Таким образом, русскому человеку было велено к 1999 году развиться до пушкинского уровня, и сегодня нынешнему поколению постсоветских людей приходится держать ответ за невыполнение этой заведомо неосуществимой задачи..." (Новиков Вл. Год Пушкина: 22 мифа о поэте. "Время и мы", #143).

Судьба журнала

"Время и мы" начинает издаваться в Москве.

Судьба человека

3 октября умер Эммануил Штейн.

Книжная летопись

Азольский А.
Судьба голландца в России. Документальный рассказ // "Русская мысль", 7-20 окт.

Акимов И.
Стихи // "Новый журнал", #217.

Бернштейн В.
Стихи // "Новый журнал", #217.

Богачинская И.
Перевод с космического. Стихотворения, эссе, переводы. - Нью-Йорк.

Валесов В.
На все четыре стороны. Сборник стихов. - Франкфурт-на-Майне.

Виньковская Д.
По ту сторону воспитания. - Провиденс.

Гергенредер И.
Близнецы в мимолетности. Повести и роман. - Берлин.

Горенштейн Ф.
Фотография // "Время и мы", #141.

Ильинский О.
Стихи // "Новый журнал", #214.

Колкер Ю.
Ходасевич или Триединый завет Вольтера // "Русская мысль", 21-27 окт.

Коробова Э.
Мой сосед Довлатов // "Русская мысль", 4-17 нояб.).

Кресс В.
Монастырский сад // "Новый журнал", #217.

"Уже который месяц я хожу в большой монастырский сад, обнесенный высокими крепостными стенами. Время их не пощадило, тут и там выщерблены зубцы, местами отвалились целые ряды верхних кирпичей, но войти можно только через брешь громадные ворота с надстройкой. В полудиком, ужасно запущенном саду среди развалин разбросаны маленькие домики, службы и конюшни; замшелые каменные ограды делят сад на участки разной величины, а где-то далеко отсюда, за тем концом сада, виден монастырь, чистенький, сежепобеленный, с действующей церковью и чинными строгими монахинями, но я там никогда не бываю, место мое тут, в саду..."

Легкая И.
Подземная река. Стихи. - Нью-Йорк.

Либерман А.
Стихи // "Новый журнал", #216.

Липкович Я.
Академики, вы мои, академики... - Филадельфия.

Лифшиц Л.
Вопреки времени. Избранные работы. - Иерусалим-Харьков.

Михалевич-Каплан И.
Отраженные дни. Избранное. - Филадельфия.

"Отраженные дни" - четвертый сборник стихов филадельфийского поэта Игоря Михалевича-Каплана...

Поэтический мир "Отраженных дней" разнообразный и сложный. "Квадрат и зеркало - лицо в окне", - так начинается стихотворение "Автопортрет". Отраженные в зеркале и в окне образы рождают стихи, неподвластные обычным поэтическим канонам...

Михалевич-Каплан как бы следует цветаевскому совету "иноскажи", хотя стихи его совершенно другой тональности. Они, безусловно, не для читателя, для которого главное - о чем..." (В.Синкевич. "Новый журнал", #216).

Моршен Н.
Стихи // "Новый журнал", #216.

Новицкий Е.
Триумф апогея. - Нью-Йорк.

Овчинников С.
Разговоры с собой // "Время и мы", #141.

"...Есть ли в какой-нибудь другой стране столько завидующих? И в революцию мы угодили отчасти из-за того, что все общество было поражено завистью. Зависть от извечного стремления "быть не хуже других", но подниматься самому лень - и опускают объект зависти. Но не будь этой гипертрофированной склонности сравнивать и завидовать, мы невообразимо далеко отстали бы от Европы и Америке. Мы ведь ленивы и расточительны, в придачу к нашим талантам. Зависть к более развитым странам - главный двигатель прогресса в России. Вся перестройка построена на этом - правящая элита решила, что чересчур отстает по степени потребления от элит Запада".

Платова В.
Берег // "Время и мы", #141.

Пумпянский Л.
Я родился в степном городке... Поэма // "Новый журнал", #214.

Рабинович М.
Далеко от меня. - Нью-Йорк.

Рапопорт В.
Театр теней // "Время и мы", #142.

Сарафанников Н.
Открытка из Санкт-Петербурга. Стихи. - Париж.

Терновский Е.
Дневник Дмитрия ван дер Д... Повесть. - Париж.
Уроки мрака. Рассказы. - Париж.
Сновидение. Рассказ // "Новый журнал", #216.

Улицкая Л.
Василиса. Главы из романа. // "Русская мысль", 2-15 дек.

Чернецова О.
Город в Техасе. Роман. - Провиденс.

Шраер-Петров Д.
Французский коттедж. Роман. - Провиденс.

Эппель А.
Целый месяц в деревне. "Русская мысль", 15-29 дек.

Сборники:

Альманах-99 Клуба русских писателей. - Нью-Йорк.

"Альманах-99" собрал очень неоднородных авторов. И по масштабам дарования и по уровню профессионализма. Здесь можно найти и глубокую поэзию, но есть работы, не идущие пока дальше, так сказать, "домашнего музицирования"..." (А.Иохвидова // "Новый журнал", #217).

Интервью без комментариев. Олег Ильинский

Читаете ли Вы стихи современных поэтов? С какими критериями Вы к ним подходите? В чем Вы видите художественность современной поэзии?

О.И.: Сейчас в России и за рубежом стихи идут сплошным потоком, их так много, что глаза разбегаются. В любом стихотворении можно видеть человеческий документ, порой - исповедь, психологический конфликт и т.д. И меня, как и многих других, постоянно занимает вопрос о критерии художественной оценки. Критерий важен сейчас в связи с тем, что средний "технический" уровень публикуемых стихов на сегодняшний день высок. В этом обилии стихов, естественно, еще ничего не устоялось...

При оценке художественности от субъективности никак не уйдешь. Я лично сужу о поэзии также, как о живописи или о скульптуре...

При оценке стихотворения принимаются во внимание разные моменты: разнообразие ассоциаций, глубина дыхания, неожиданности поворотов образности, умение и желание максимально насытить строку внутренним движением. Вот как у Пастернака:
Море тронул ветерок с Марокко,
Шел самум. Храпел в снегах Архангельск,
Плыли свечи. Черновик "Пророка"
Просыхал. И брезжил день на Ганге.

Да, но сейчас мы говорим о поэзии наших дней. Могли бы Вы назвать несколько современных имен?

У Вознесенского сложная ассоциация органически перерастает в звуковую цепочку. Ахмадулина - прекрасный поэт... Синкевич и Фрайнберг ищут и находят художественность как таковую...

Как Вы определите свое место в современной поэзии?

Определить самого себя очень трудно. Я думаю, что для современной поэзии (и для меня лично) характерны воздействия экспрессионизма, импрессионизма, киноленты, философии Бергсона (память не как прошлое, а как постоянно длящееся настоящее, по типу вечности), строгой формы (она же художественная концепция)...
("Новый журнал", #214).

Старые имена: Дон-Аминадо. Афоризмы

Не отчаивайтесь, и вы увидите, что назавтра вам может стать еще хуже.

Пессимист - это тот, кто прибегает к самоубийству. Оптимист - это тот, кто рассчитывает на землетрясение.

Современники близоруки только в оценке исторических событий, но стоит у них попросить взаймы 100 франков, как они поражают вас своей необыкновенной дальнозоркостью...

И у последнего дурака может быть головная боль.

От труда на бирже до биржи труда только один шаг.

Верх невезения: сидеть на иголках и кашлять.

Пессимист плачет в жилет, а оптимист в декольте.

Верх роскоши: восклицательный знак в долговой расписке.

Долги надо делать в государственном масштабе, иначе их надо платить.

Если опускаться на дно, но очень весело, то можно и выплыть.

Конечно, печатное слово - великая сила, но непечатное - значительно сильнее...

(Публ. А.Иванова // "Новый журнал", #215).


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 98: 1998 /26.07/
Писатели - говнюки! Куда ушел Высоцкий. Веселый солдат Астафьев. Маканин пишет "вчера". Экзистенциализм в квадрате. Русские цветы зла. Заскок Новикова. Взгляд Айзенберга. Интимная лирика Кибирова. Самиздат века. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 74. Переименовать Макдональдс в Мак-Пушкин и продавать там Биг-Пуш. Михаил Бузник - будущее литературы. Маршрут Георгадзе. Езерская загнала Хазанова в угол. Бывало принесет лягушонка, оттяпает ему лапки, да из пипетки соляной кислотой капнет - лапки дрыг. Справедливый коммунист Михалков.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 74 /26.07/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 97: 1997 /04.07/
День рождения РЖ. Прощание с "другой" литературой. Литературную журналистику на всякий случай отучают от самостоятельности мышления и от уважения к культуре. Стрекоза, увеличенная до размеров собаки. Шампиньон моей жизни. Роман с простатитом. Обманутый Айги. Пригову самое время стать памятником. Небесное животное. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 73. Виртуозный опыт хитрости выживания рядом с безумцем. Поэты русского Китая. Умер А.Синявский. Ефим Пусик в Калифорнии. Хорошо бы, повесясь на иве, распугать придорожных ворон.
Анастасия Отрощенко, Век=текст, зарубежье, выпуск 73 /04.07/
Егор Отрощенко, Век=текст, выпуск 96: 1996 /30.06/
Семь смертей. Пелевин не стоит ломаного яйца. Исключительная мера Петрушевской. Ересь поющего Шарова. "Свое ты" Левкина. Нарбикова стремится поставить рекорд в области письма. Короткий рассказ о самоубийстве. Рассыпанный набор. Бродский творит вычитанием. Новые сведения о Карле и Кларе. Замри и не дыши. Анастасия Отрощенко Век=текст, зарубежье, выпуск 72. Документ эпохи: Мандельштам Республике не нужен. "Грани" закрываются. Парапушкинистика. Летящая кисть импрессиониста. Я - богема. Я - отщепенец, я - непризнанный гений. Няня "в венчике из роз".
предыдущая в начало следующая
Анастасия Отрощенко
Анастасия
ОТРОЩЕНКО

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

Rambler's Top100





Рассылка раздела 'Век=текст' на Subscribe.ru