win

koi
www.russ.ru
mac

dos

Литература

Кино

Сцена
Арт
Музыка

Люди

Разное

Медиа

Монокль
предыдущий выпускНовости культуры от Сергея Кузнецоваследующий выпуск


Выпуск от 3 февраля 1998 года

"Новый" фильм Орсона Уэллса
Выполнима ли "Декларация обязанностей человека?"
Два главных американских скандала
Обратная связь Наркозакон
Предуведомление


Кино

Прикосновение добра?

Кинематографическая судьба одного из величайших режиссеров всех времен и народов - Орсона Уэллса - складывалась нелегко. Поначалу казалось, что фортуна улыбнулась бывшему музыкальному вундеркинду: после знаменитой радиопостановки "Войны миров" (вся страна поверила, что это прямой репортаж и все дороги оказались запружены эвакуирующимися американцами, - самый эффектный радиорозыгрыш за всю историю!) в Голливуде ему предоставили беспрецедентный карт-бланш - дали возможность снять фильм безо всякого контроля продюсеров! Уэллс сполна воспользовался шансом - снятую им картину едва ли не полгода не могли выпустить на киноэкраны: всесильный газетный магнат У. Р. Херст увидел в ней шарж на себя, и в результате Уэллсу и представителям студии пришлось выступать с публичными опровержениями, извинениями и так далее. Когда же фильм в конце концов вышел на экран, то ни одна газета Херста ни сказала о нем ни слова - чтобы не делать рекламу. Уэллс был режиссером, соавтором сценария и исполнителем главной роли. Фильм назывался "Гражданин Кейн" - и до сих пор регулярно оказывается на первом месте при различных опросах как "лучший фильм всех времен и народов".

A Touch of Evil На этом везение Орсона кончилось: "Гражданин Кейн" остался едва ли не единственным фильмом, вышедшим на экраны в том виде, в котором его задумал автор. Большинство его поздних картин было перемонтировано и сокращено продюсерами. Среди них - фильм 1958 года "Печать зла" ("Touch of Evil").

Фильм достался Уэллсу почти случайно: студия "Универсал" предложила ему сыграть в нем (он согласился), а потом стала заманивать актеров, пользуясь именем Уэллса как приманкой. Чарльз Хестон, очень популярный тогда, сказал, что снимется в чем угодно, если это будет режиссировать Уэллс. Делать нечего, "Универсал" взял Уэллса в режиссеры, но не заплатил ему больше обычной актерской ставки (он также сыграл одну из главных ролей) и ближе к концу съемок стал ставить палки в колеса, стремясь отстранить его от руководства. Уэллс тем не менее фильм доснял, но к монтажу не был допущен. Ряд важных эпизодов выпал, и происходящее в фильме было временами просто непонятным. Несмотря на это, "Печать зла" получила приз на Всемирной выставке в Брюсселе - правда, Уэллс говорил, что "Универсал" уволил сотрудника бельгийского филиала, выпустившего фильм на экран.

Почти через двадцать лет нашлись люди, вставившие в "Печать зла" снятые Уэллсом, но вырезанные студией эпизоды - немолодой уже мэтр одобрил, сказав, что неплохо сделать что-то подобное и с другими его фильмами.

И вот теперь сама студия "Универсал" берется за то, чтобы привести "Печать зла" к состоянию, еще более адекватному оригинальному: планируется перемонтировать фильм в соответствии с 58-страничными записями Уэллса, сохранившимися с пятидесятых годов. То, что получится, будет названо "режиссерской версией" - хотя в этом, разумеется, есть своя ирония: ведь сам Уэллс никогда в глаза ее не видел. Как всякая практика "переделывания фильмов задним числом", планы "Универсал" провоцируют на разговор о симулякрах и копиях, выдающих себя за оригиналы. Но на этот раз мы, пожалуй, от подобных разговоров удержимся.


Люди

Еда как секс

Два судебных процесса сотрясают сегодня Америку: это история о "лжесвидетельстве" Президента Клинтона и история о "предвзятой" передаче Опфры Уинфри, в которой она призвала американцев не есть говядину, чтобы не заразиться коровьим бешенством. Пусть адвокаты сторон выясняют, действительно ли Президент обнажал свой член (подробно описанный Полой Джонс) и в самом ли деле Опфра произвольно сократила выступления сторонников употребления говядины в пищу. Нам же во всей этой истории интересным представляется прежде всего то, по каким поводам в сегодняшней Америке бушуют страсти (Америка интересна не потому, что мы так уж любим эту страну - просто в силу ее влияния, которое можно оценивать по-разному, она выступает своеобразным индикатором глобальных культурных процессов).

Ясно, что оба случая реально никак не затрагивают интересов обывателя: речь не идет о том, что Клинтон разбазаривал деньги налогоплательщиков, а Опфра Уинфри, скажем, отравляла мясо коров. В худшем случае Президент - в бытность свою губернатором - допустил некую сексуальную вольность, а телеведущая несколько тенденциозно подала факты. Вряд ли американцы всерьез озабочены тем, что Клинтон соврал под присягой (если он действительно соврал): думаю, они отлично понимают, что политики вообще не говорят правды.

Думается, причина всеобщего волнения по этим двум столь разным поводам заключена в том, что и там и там оказываются затронуты одновременно животрепещущие вопросы современной культурной политики (грубо говоря, феминизм и экологическое мышление) и вопросы, напрямую связанные с бытием каждого человеческого существа: секс, еда, насилие и смерть. Интересно, как сексуальная компонента клинтоновской лжи диффундирует в историю телеборьбы с говядиной: угрозы Опфры Уинфри могли превратить поедание гамбургера в подобие секса без презерватива: занятие увлекательное, но чреватое смертью (от СПИДа или коровьего бешенства соответственно).

Как известно, именно эпидемия СПИДа заставила власти всерьез озаботиться сексуальной политикой и начать налаживать контакты с сексменьшинствами. Результатом стало возникновение политкорректности - возможно, если бы производители говядины не остановили Опфру, история с коровьим бешенством могла бы вызвать столь же значительные культурные последствия.


Разное

Еще раз о добре и зле

Русский Журнал сообщил о планах внеправительственной организации Interaction Council, объединяющей бывших ведущих государственных деятелей стран всех континентов и возглавляемой Гельмутом Шмидтом, добиваться принятия ООН Декларации обязанностей человека. Идея подобной Декларации очевидна - без обязанностей права остаются пустым звуком, поскольку необходимо не только чтобы я имел право на (нужное вписать), но и то, чтобы кто-то был обязан мне это право предоставить. Тем не менее, как всегда, благие намерения разбиваются о суровую реальность нашей - то есть человеческой - жизни.

Я даже не говорю о том, что и в случае принятия ООН соответствующей Декларации нет никакого механизма, обеспечивающего ее выполнение. Меня скорее интересует некая концептуальная ущербность этого документа, очевидная на исходе ХХ века.

Так, один из пунктов Декларации гласит:

Но, предположим, я мазохист и хочу быть выпоротым. Или поклонник различных наркотиков, которые хотел бы принимать почаще. Или - как персонаж популярного рассказа Борхеса - хочу умереть под открытым небом с оружием в руках. Должен ли я в этом случае пороть своих близких, заражать городской водопровод диэтиламидом лизергиновой кислоты и, выдав нож своим знакомым, расстреливать их под открытым небом? Первое - классический пример обратимости мазохизма в садизм ("Я хотела бы пасть жертвой жестоких страстей разврата" - де Сад), второе - искреннее желание многих теоретиков шестидесятых (ни разу, впрочем, не осуществленное), третье же - вовсе одна из психологических (теоретических?) предпосылок фашизма (мол, необходимо обеспечить людям достойную жизнь и смерть. Любой ценой).

Еще более очевидные вопросы возникают со ст. 5 вышеупомянутой Декларации:

Как же быть с теми же мазохистами? Или с людьми, ратующими за эвтаназию? Можно, конечно, вписать: "Никто не имеет права наносить увечья другому лицу, пытать или убивать его без добровольных просьб с его стороны" - но это уже какой-то анекдот.

Причина всех несчастий заключена не только в том, что благими намерениями вымощена дорога известно куда, но и в одной из первых статей Декларации:

Собственно, именно это невозможно - прежде всего потому, что "каждый человек" имеет различные представления о той смутной области, где добро и зло перекрываются.


Feedback

Обратная связь

В прошлом выпуске "Монокля" я писал о принятом Законе по борьбе с наркотиками. Несколько человек прислали мне ссылку на полный текст - одна воспроизведена в "исправленной и дополненной" версии предыдущего выпуска, другая приводится ниже (прислана Григорием Белонучкиным через Ивана Паравозова:

Несколько человек также поинтересовались, каким образом можно противодействовать этому закону, заметно ущемляющему гражданские права всех нас. Вряд ли среди моих читателей найдутся желающие поиграть в Алину Витухновскую, потому вся надежда - на серьезные правозащитные организации, которые должны сказать свое слово по этому вопросу (апелляция в Конституционный Суд и так далее). Было бы хорошо, если бы кто-нибудь из моих читателей, знающих подобные организации, обратил их внимание на сомнительные места в обсуждаемом законе (меня в особенности интересует место о "пропаганде". Является ли, например, таковой грядущая публикация журналом "Иностранная литература" книги Ирвина Уэлша "Экстази", демонстрация фильма "Трейнспоттинг" или баннер "Legalise It!", которым увешан весь Рунет?).


предыдущий выпуск Гостевая книга следующий выпуск

© 1997 Сергей Кузнецов E-mail: kuznet@russ.ru
© 1997 Русский Журнал E-mail: russ@russ.ru

Rambler's Top100