Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / < Вы здесь
Истоки стагнации, или Почему форумы становятся менее интересными
Дата публикации:  26 Сентября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Из всех преимуществ, предоставляемых Интернетом, возможность почти неограниченной коммуникации, пожалуй, наиболее значима для рядового пользователя Сети. Неудивительно, что количество статей, посвященных виртуальному общению, так же неумолимо стремится к бесконечности, как и число потенциальных контактов обитателя пресловутой "глобальной деревни". Вместе с тем, общий вид на открывающиеся горизонты уже перестал поражать своей новизной, а кажущееся сближение людей посредством новых технологий оборачивается еще большей разобщенностью. Обнаруживается, что вопрос об эффективности коммуникации для Сети не менее актуален, чем для оффлайнового мира.

Форумы - одно из средств осуществления коммуникации в Сети. Изначально предполагается, что общение в форумах обладает большей смысловой насыщенностью, чем в чатах: в форумах четко определена тематика, высказывания фиксируются, а время на их обдумывание возрастает. Потому для человека, достаточно разборчивого в общении, форумы представляют несомненно больший интерес, чем чаты. Найти форум, отвечающий конкретным потребностям отдельного индивидуума, не очень просто, но, в принципе, возможно. Однако коммуникативным ресурсам свойственно меняться, и эти изменения чаще всего трактуются их старожилами как стагнация. Они ведут к разочарованиям и поискам нового места для эффективного общения, то есть общения, удовлетворяющего потребностям пользователя. Постараемся определить истоки этого процесса.

Форумы различны по тематике, структуре, степени демократичности, программному исполнению и оформлению. В соответствии с этими и некоторыми другими параметрами (например, географическим расположением сервера) у них формируется аудитория. Существуют региональные, тематически не ограниченные форумы, такие как forum.tomsk.ru или www.vladivostok.ru/forum.php, и центральные, типа довольно неповоротливого www.talk.ru. Формируются сообщества вокруг электронных версий традиционных СМИ и онлайновых изданий: www.webforum.ru (форум lenta.ru), www.vremyamn.ru/wwwboard.html ("Время МН"), www.russ.ru/forums (форумы "Русского журнала"). Активно обновляются форумы с политической тематикой: Либеральный форум (www.libforum.ru), форумы партии "Яблоко" (www.yabloko.ru/Forums). На тематических сайтах нередко исполняют роль форума гостевые книги, в которых может обсуждаться все что угодно, функционируют на них и собственно форумы. Один из довольно своеобразных гестбуков расположен на сайте писателя Владимира Сорокина (sorokin.rema.ru/guestbook), а в качестве примера энергично пополняемого форума на сайте узкой тематики назовем www.rifle.ru/board, посвященный оружию. У каждого из этих форумов, разумеется, свои собственные особенности, но есть и общие тенденции. В частности, остаются практически неизменными причины обращения посетителей к виртуальной коммуникации в форумах.

Каковы же основные мотивы пользователей? Если исключить интерес к самой технологии, достаточно новой, чтобы возбуждать любопытство, окажется, что центральной причиной обращения к виртуальной коммуникации являются недостатки общения в реальности. К этим недостаткам относится не только нехватка повседневной, поверхностной коммуникации, хотя для людей, по каким-либо причинам выключенных из социального контекста, такая нехватка является существенной проблемой. К этим недостаткам принадлежит и невозможность удовлетворения потребности в более глубоком общении и познавательного интереса. Некоторые люди приходят на форумы с целью получить оперативные, подробные и персонально ориентированные ответы на свои вопросы; дать объявление о продаже или покупке. Отдельные завсегдатаи испытывают удовольствие от игры словами, тренируются в искусстве вербализации собственных мыслей. Очень часто посетители ищут сочувствия, отклика, теплой компании; возможности выплеснуть эмоции, в частности, накопившуюся агрессию. Ищут и самоутверждения. Вопреки собственным высказываниям, люди нередко относятся к виртуальной коммуникации до крайности серьезно, именно потому, что она выполняет достаточно важные для них функции. Восприятие дистантного общения как игры с образами, масками и симулякрами встречается куда реже, чем того хотелось бы некоторым теоретикам, исповедующим карнавальное мироощущение по Бахтину. Именно разница мотивировок и коммуникативных установок людей, участвующих в общении, является главной причиной многих возникающих проблем и противоречий.

Чрезвычайно серьезно относясь как к себе, так и к другим участникам коммуникации и к самому ее процессу, иные фигуранты начинают требовать того же от всех остальных. Проявляться это может по-разному. Самые радикальные сторонники ответственности призывают к тому, чтобы все пользователи подписывались собственными именами. Такой способ ведения беседы, несомненно, может быть уместен в некоторых ситуациях (скажем, при организации виртуальной научной конференции), но чаще всего вызывает активное неприятие большей части жителей Сети, которых в силу многих причин привлекает относительная анонимность. Другим проявлением стремления к некоторой безопасности общения может стать требование сохранения личностью единственного ника хотя бы в пределах одного форума или темы. Чаще всего образы, складывающиеся в процессе коммуникации, наделены некоторыми чертами индивидуума, скрывающегося за ником. Мало кто последовательно следит за построением собственной виртуальной личности, отслеживая малейшие несоответствия. Постепенно складывается некий симулякр, связанный с определенным ником, и рано или поздно он начинает восприниматься так же стереотипно, как люди в повседневной жизни. Если завсегдатай меняет ник, чтобы проявиться с другой стороны, избавиться от рамок, налагаемых ником, наконец, сменить роль, его стараются опознать хотя бы по манере письма и таким образом снова заключить в кандалы привычного симулякра. Это, безусловно, до некоторой степени обедняет виртуальную коммуникацию, поскольку лишает ее компонента игры. Личность, стремящаяся ко всесторонней реализации, порой вынуждена искать новые ресурсы только для того, чтобы вырваться из жестких рамок собственного имиджа.

Довольно часто в форумах сталкиваются те, кто компенсирует в Сети недостаток повседневного общения, и те, кого увлекает собственно дискуссии, а возможно, и поиск некоей истины. Первые нередко уходят от тематики обсуждения, переключаясь на ритуальные разговоры о погоде, фильмах, музыке или на беседы "за жизнь". Это раздражает тех, кого интересует собственно предмет обсуждения. Впрочем, высказывающиеся по теме, в свою очередь, частенько не пытаются вникнуть в реплики своих собеседников, удовлетворяясь публикацией собственных суждений. Бывает, понимание осложняется тем, что полемистам трудно вербализовать свои мысли, причем сами они могут даже не осознавать неудачность своих формулировок. Наконец, случается и такое, что обсуждающим просто нечего сказать по делу, как бы они этого ни хотели. Если в "разговоре глухих" существует шанс, что кто-то из участников вникнет в суть всех реплик, то при общей скудности мысли вникать просто не во что. Между тем, люди, которые не испытывают особых трудностей с вербализацией и действительно имеют, что сказать, в такие беседы не вступают. У них отсутствуют мотивировки: нет потребности в самоутверждении, нет стимулов для работы по формулированию мыслей таким образом, чтобы они стали понятны всем. Если уровень знаний в какой-то области определенного индивидуума значительно превосходит общий уровень, ему скучно участвовать в дискуссиях.

Итак, для продуктивной беседы необходима схожесть целей и хотя бы приблизительное равенство в умении излагать свои мысли, в общем развитии и в знании обсуждаемой темы. Абсолютное равенство тоже не способствует интересному разговору, такие люди могут просто понимающе молчать; к счастью для форумов, такого, пожалуй, не бывает.

Еще одна довольно важная проблема - модерация. На некоторых форумах исповедуется полная свобода в высказываниях, реплики не редактируются и не подвергаются цензуре (постулат Либерального форума: "Лучший модератор - совесть оратора"), на других в той или иной степени обсуждения редактируются модераторами. Существуют разные точки зрения на вопрос о контроле за уровнем беседы, есть те, кто проповедуют полную анархию, но есть и те, кто за абсолютную монархию. Носители этих полярных позиций имеют мало шансов договориться. Очевидно, что для разного типа общения актуальна и различная степень демократичности. К тому же Сеть дает нам возможность самостоятельно выбирать ресурсы. Известно и то, что чрезмерное количество нецензурной лексики и ассоциирующейся с ней агрессии не только отпугивает многих посетителей, но и рано или поздно приедается почти всем участникам коммуникации. Даже незаурядный в некоторых отношениях эксперимент под названием fuck.ru достаточно быстро потерял свою привлекательность - и большую часть своей аудитории. С другой стороны, чрезмерная "причесанность" коммуникативного ресурса может привести к его своеобразной стерильности, а в конечном счете - и некоторой убогости. Некоторые персоналии предпочитают общаться в узкой виртуальной компании надежных, проверенных временем личностей, страхуя себя от появления индивидуумов, удивительным образом находящих удовлетворение в бессмысленном и бесконечном флуде и флейме. Но теми же действиями они лишают себя шанса встретить новых интересных людей.

Форумы нередко развиваются по кругу: одни люди уходят, приходят другие, и появляются те же темы, и уже другие люди обсуждают те же вопросы и проблемы. Напрашивается вывод, что меняются не столько форумы, сколько сами люди, которых перестает интересовать тот или иной ресурс, - зато на их место приходят другие, мало чем от них отличающиеся по своей сути. Некоторая часть бывшей аудитории форумов вовсе теряет вкус к виртуальной коммуникации, другие удовлетворяются еще более персонифицированным общением посредством электронной почты. Но это уже совсем другая история.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Солоух, Польты /24.09/
И все же счастлив тот, кто будет помнить, что детские и сладкие два слога кино и мульти-пульти не склонялись, а кофе было некогда мужского рода.
Татьяна Данилова, Рецепт от мифоманки /24.09/
Седьмая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "...Супружеская измена по почте создает ничуть не менее напряженный сюжет, чем реальная. Разгадывание корреспондента несет в себе детективное начало. То есть частное электронное письмо есть способ обращения общества к литературоцентризму и к генерированию бесконечных слов и мифов".
М. А-к, Невидимая на первый взгляд, назначенная судьбой опасная и трудная служба /24.09/
Шестая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "... у электронного бога есть свои апостолы. Хоть у вас Мышь, хоть Взгляд - все настройки всегда в ваших руках, - и у паука в тенетах шмель пробьется, а муха увязнет".
Мария Фридрих, Емелино мыло /18.09/
Пятая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "...В сетевых вообще и почтовых, в частности, делах мне лично не хватает персонифицированности и основательности. И потому я в мыло не верю. Я мылом своего личного не отправлю ни в жизнь. Я выбираю - Емелю".
Сергей Вальмус, Суахили, письма и канадский профессор /17.09/
Четвертая статья осенней серии НетКультуры "Мыльно-почтовая опера": "...Снежная зима 1810 и холодная осень 1941 связаны с жарким летом 2001 посредством листов бумаги, с написанными на них чернильными и карандашными строками. Это последние связующие нити. Когда порвутся и они, когда цифра останется без основы, когда исчезнет самое понятие о мирах живых и неживых - вот тогда, наверное, придется начинать все с самого сначала".
предыдущая в начало следующая
Алена Абросимова
Алена
АБРОСИМОВА
alena-@mail.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки: