Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Gateway | Невод | Интер(офф)вью | Бессрочная Ссылка | НасНет | ГлобусНет | Интер(акти)вью | Дурацкий Музей | Кафедра | Русская сеть: истории | Конец прекрасной эпохи
/ Net-культура / НасНет < Вы здесь
НасНет: выпуск 51
Дата публикации:  13 Июля 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Макулатура

За то время, что я пишу различные колонки в РЖ, в голове у меня накопилось некоторое количество ненаписанных заметок. Часть из них я считал не особо интересными, часть - откладывал на попозже. Недостатком их была полная вневременность - почему на этой неделе, а не на следующей? Лучше уж про что-то злободневное, строго сетевое. Новый сайт, новый скандал, новая книжка на худой конец.

И вот теперь, готовясь к долгому расставанию с читателем, я решил, что пора подвести итоги и написать все то, что я не собрался написать раньше. Жанр, вероятно, будет чем-то средним между "поскреби по сусекам" и "неведомые шедевры". Боюсь, однако, что куда ближе к первому.

Чтобы не слишком завышать планку, начну с текста вообще не моего. Это - вкладка к выпущенному Третьяковской галереей пазлу. И я прошу читателя прочесть ее до конца, несмотря на очевидное желание ее пролистнуть.

Текст озаглавлен так:

СЕРЕБРЯКОВА

Зинаида Евгениевна

(1884-1967)

За завтраком (1914 г.)

(фрагмент)

Картина, прошу отметить, выбрана с умом. Например, Google о ее существовании вообще не догадывается, также как и Яндекс. Впрочем, один выдает вот такую ссылку, а другой - такую. Из любви к Носику попробуем поискать Рамблером - и находим ничего.

Итак, картинки не будет. Описывать ее словами я не буду, чтобы не вступать в конкуренцию с анонимным автором аннотации. Пусть читатель пришпорит свою фантазию и постарается догадаться, что там нарисовано. Или сходит в Третьяковку, в конце концов.

Потому вернемся к тексту.

Создать детский портрет - трудная для художника задача. Ребенок обычно не может долго сидеть на одном месте, его настроение быстро меняется, и портретисту нужно мгновенно схватить самые неожиданные выражения лица, позу, настроение. Одним из лучших произведений в жанре детского портрета стала картина "За завтраком". У Зинаиды Серебряковой, автора этого произведения, было четверо детей: Женя, Шура, Таня и Катя. Как и многие другие работы Серебряковой, это не просто портрет, а портрет-картина. Художница написала своих детей, сидящих за столом в ожидании еды. А почему работа называется "За завтраком", ведь если на столе находится супница, то это уже обед? В семье придерживались французского режима: в 8 утра - маленький завтрак - булочка и молоко, а в 12 часов - большой завтрак, как наш обед.

Заметим, как сервирован стол. Это не милая сердцу клеенка, а белоснежная скатерть. Наверное, и фарфоровая супница - не ежедневный гость на сегодняшних обедах. А ведь ее присутствие более красиво, чем кастрюля, поставленная прямо на стол. Эти предметы и еда на столе - все рассказывает о жизни спокойной, размеренной, без затей, такой, какую сегодня называют "здоровым образом жизни".

А кем стали все эти дети (и Катя, которая была слишком мала в момент написания картины и поэтому не сидит за столом)? Женя стал архитектором, все остальные - художниками. Правда, Таня сначала собиралась быть балериной и даже училась в балетной школе в Петрограде. Но случилась неприятность: она сломала ногу и после выздоровления танцевать уже не могла. Таня начала заниматься живописью и, спустя годы, стала известным художником-декоратором в Московском Художественном Театре.

Вот и все, дорогой читатель. Не правда ли, очень интересно обнаружить такой текст на обороте пазла?

Когда-то я написал, что именно такие жанры - объявления в газете, тексты на обороте, реклама на пакете молока (вы помните англичанина Томаса Пара?) - это и есть прообраз Интернета. Злые языки говорят - информационный мусор. Кто-то жалуется на отсутствие иерархии и предлагает ее - иерархию - любой ценой создать. А я вернусь к искусствоведческому эссе про Серебрякову - потому что если иерархии нет, то все равно, о чем писать.

Так не говорил Ролан Барт.

Но, вероятно, так он думал.

Итак, если присмотреться, мы видим, что на самом деле это вовсе никакое не искусствоведение: в тексте нет ни слова о картине как объекте искусства. Скорее можно подумать, что речь идет о фотографии: кто изображен, что стоит на столе, что это значит и что было потом. Реально даже не идет речь о столь излюбленном критиками старой формации "настроении": так, фраза "дети, сидящие за столом в ожидании еды" очевидно вызывает у читателя образ голодных детей - тогда как дети, изображенные на картине, во-первых, не голодные, а во-вторых, вообще не ждут еды: один мальчик ест, другой рассматривает стакан, а девочка смотрит куда угодно, только не в сторону, откуда к ней спустится тарелка. Можно было бы гадать, почему двое из троих изображенных на картине детей так насторожено смотрят на зрителя, но поворот в эту сторону был бы нечестен по отношению к читателю, который картины не видел. И потому вернемся к тексту.

Текст неявно предполагает, что главное в картине - ее связь с реальностью. Неявно предполагается, что изображенная сцена имела место в действительности и что семья художницы действительно вела "жизнь спокойную, размеренную, без затей, такую, какую сегодня называют "здоровым образом жизни". Эпизод завтрака всего лишь один из череды событий, среди которых найдется место и Таниной травме, и будущей успешной работе и многому другому.

Автор текста видит не картину, а фото в семейном альбоме. Не здесь-и-сейчас, которое занимало Серебрякову, а часть диахронической анфилады эпизодов. И принадлежность утра за белой скатертью течению времени для него (для нее?) важнее всего прочего.

То же самое происходит и с Интернетом. Любой документ - особенно старый - существует как бы в двух модусах: с одной стороны, он предваряет собой множество других документов, написанных позже, а с другой - отличается от них, вызывая вопросы типа "если это завтрак, то почему суп?", то есть, скажем, "а при чем тут голубая ленточка?"

Скажем, идешь по ссылке и за 4 октября 1997 года видишь заметку Настика Грызуновой, в которой она анонсирует новую форму для интерновостей. Читая сами новые интерновости, каковых вышло всего два выпуска (4 октября 1997 и 16 января 1998 г.), задаешься разными вопросами. Ну, например, Настик пишет:

Практически все домены .ru, делегированные за последние две недели (из тех, которые уже имеют какой-никакой контент), принадлежат коммерческим фирмам. Например, занимающимся поставкой реактивов. Или какому-нибудь "Норильскому никелю". Исключение составил только www.billiard.ru, да и то - "Русской пирамиде" только имя придумали, а существует она уже очень давно.

И что? Что это значит? Точнее, что значило это в 1997 году? Я тогда уже тут был и, хоть убей, не могу понять. Виделось ли в том, что домены делегируются коммерческим фирмам признак скорого удушения утопии коммерцией? Или - нечистоплотности РосНИИРОС? И что делает супница за завтраком?

Впрочем, очевидно, что это красивее, чем кастрюля, поставленная прямо на стол.

С другой стороны, дальше читаем:

16 октября 1997. Государственная Дума признала глобальную сеть Интернет

Согласно информации, любезно предоставленной депутатом Государственной Думы Ириной Хакамадой, 16 октября впервые в постановлении, принятом Государственной Думой, появилось упоминание о глобальной сети Интернет. Создана специальная Комиссия по контролю за информационным представлением Государственной Думы в глобальной сети Интернет.

"Историческое" постановление заслуживает того, чтобы с ним познакомиться, но еще большего внимания, видимо, заслуживает проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о средствах массовой информации, недавно подготовленный депутатами членами Комитета по связи и информационной политике совместно с депутатом Шенкаревым О.А., где, в частности, предполагается распространение понятия средства массовой информации на электронные и компьютерные источники, со всеми вытекающими отсюда последствиями...

И тут мы можем сказать, что упомянутая в тексте Ирина Хакамада впоследствии вошла в СПС, которое выступало заказчиком Глеба Павловского, который как раз в этот момент перекупал Женю Горного у того самого Zhurnal.ru, который мы и читаем теперь.

А Настик Грызунова начала заниматься новостями и, спустя годы, стала известным обозревателем в Русском Журнале и других изданиях.

Проект девяностые:

Имя

E-mail


Эстетические впечатления:

Имя

E-mail



поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 50 /05.07/
Я вступил в "Братство Найта" - нечто среднее между грантом и масонской ложей - и подписался на прекращение журналистской деятельности в течение года. 8-й выпуск от конца, осталось еще 7. Вербицкий не вносил "секс" в ключевые слова. Мусульмане кровь неверных на святую землю не проливают: они их забивают камнями или палками.
Сергей Кузнецов, НасНет : выпуск 49 /27.06/
Они стремятся остаться малыми. Они не преследуют никаких политических целей. Они не рвутся себя чему-то противопоставлять. Многие их участники работают в мэйнстримных местах и даже принадлежат к истэблишменту...
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 48 /13.06/
Сделал обрезание - а чем гордиться? Евреи - совсем другое дело, нежели казахи. Пусть непальские боги примут души погибших. Как гласил небезызвестный баннер, ... - хитрые, жадные и богатые.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 47 /31.05/
"Проект : девяностые" начинает истощаться. Только в России качественная поп-культура становится массовой культурой, но чем массовая культура отличается от поп-культуры? Backstreet Boys и Бритни Спирс по-прежнему показывают по MTV, но публика их игнорирует.
Сергей Кузнецов, НасНет: выпуск 46 /24.05/
Опять спецвыпуск, на этот раз об искусстве. Modern art, начало девяностых, наследие тоталитаризма: светлый лик Железного Феликса. Новые куплеты к песне про Элис: Пенкин - отличный парень, несмотря на то что. Почему Филипп не может подарить Алле НОРМАЛЬНУЮ машину?
предыдущая в начало следующая
Сергей Кузнецов
Сергей
КУЗНЕЦОВ
kuznet@russ.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'НасНет' на Subscribe.ru