Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
Варианты ответа
Дата публикации:  25 Октября 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Упоминание Бушем программной статьи американского политолога Сэмюэля Хантингтона "Столкновение цивилизаций" (1993) отнюдь не было оговоркой. Это было вполне конкретное указание на смену геополитической доктрины Америки и Запада (замечу кстати, что сторонником этой доктрины является нынешний замминистра обороны США Пол Вулфовиц). При администрации Клинтона в жизнь проводилась мондиалистская доктрина "нового мирового порядка" (Киссинджер, Бжезинский, Фукуяма), когда Запад, опираясь на идею "универсальной цивилизации" и используя международные организации, военную мощь и финансовые ресурсы, насаждал по всему миру западные в своей основе политические и экономические ценности. Хантингтон перечисляет их: индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека (многие говорят даже об "империализме прав человека"), равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства.

При этом сравнительные исследования показывают, что "ценности, имеющие первостепенную важность на Западе, гораздо менее важны в остальном мире" (прежде всего речь идет об исламской, конфуцианской и буддистской цивилизациях). Более того, беспрецедентное давление Запада вызывает, в частности, в исламе, встречную враждебную реакцию, которая способствует укреплению собственных исконных ценностей.

После начала западной интервенции в Афганистане, которую даже не пытаются представить как "гуманитарную", как в случае с Югославией, исламский мир получит сильный заряд адреналина. Во что этот заряд может преобразоваться? Что представляет собой сегодня исламский мир на международной арене?

Мирный ответ

Первое, что надо иметь в виду, говоря об исламском мире - его неоднородность. Он делится на мощные этнические альянсы - тюркоязычный (во главе с Турцией), персидский (во главе с Ираном) и арабский (во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ). В некоторых регионах геополитические интересы этих геостратегических центров пересекаются, как, например, интересы Турции и Ирана в зоне нынешнего конфликта в Средней Азии. Поэтому начиная с 60-х годов прошлого века лидеры исламского мира пытаются создать параллельную "западной" систему международных организаций. Цель этих попыток - создание "единого исламского мира" Так, Организация Исламская конференция (52 государства) является неким исламским аналогом ООН. Кроме того, были созданы Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца (аналог Красного Креста), Исламский банк развития (аналог Международного банка развития), Исламская организация по образованию, науке и культуре (аналог ЮНЕСКО), Исламская федерация спортивной солидарности (аналог Международного олимпийского комитета) и др. Более того, даже "семерке" (ныне "восьмерке") индустриально развитых стран Запада в 1996 году по инициативе президента Турции Неджметтина Эрбакана была создана своеобразная альтернатива - "исламская восьмерка" (Турция, Иран, Пакистан, Египет, Бангладеш, Малайзия, Индонезия, Нигерия).

То, что при необходимости этот единый - пусть и виртуально - исламский мир может эффективно противостоять давлению Запада, доказывает история с "исламской атомной бомбой", созданной и испытанной в Пакистане в 1998 году. Тогда США ввели против Пакистана санкции, предусматривавшие, в частности, замораживание почти $1.5 млрд. многосторонних займов. В ответ лидеры Саудовской Аравии и ОАЭ заверили пакистанского премьера Наваз Шарифа, что окажут Пакистану финансовую помощь на сумму $3 млрд, а осенью того же года Исламский банк развития и консорциум исламских банков приняли решение об учреждении специального Фонда в размере $1.5 млрд. для оказания помощи Исламабаду. Так, лишившись "западных" кредитов, Пакистан получил от благодарных братских исламских государств компенсацию, втрое превышающую потери.

Этот пример доказывает, что если западная коалиция не сможет провести военную акцию в Афганистане хирургически тонко и если, тем паче, проведет интервенции против других исламских государств (почему не бомбят Ирландию или Басконию, задают резонный вопрос мусульмане?), то исламский мир найдет в себе силы подняться над этническими разногласиями и проведет в отношении Запада ответный удар.

Сегодня нет оснований говорить о том, что ответ со стороны исламского сообщества будет обязательно военным. Лидеры исламского мира понимают, что они не готовы к тотальному военному противостоянию Западу. Но финансово-сырьевой удар, на который вполне способен исламский мир, может оказаться для западного мира еще более болезненным. Если на Западе начнется нефтяной кризис, то, во-первых, ему будет уже не до контртеррористических операций, а во-вторых, Запад, ограниченный рамками своего цивилизационного кода, не сможет применить силу к "невооруженным торговцам". Так что в перспективе только лишь средствами экономического давления исламский мир сможет вызвать жесточайший кризис во всем мире. И стрелять нет необходимости. Однако есть в исламском мире силы, которые признают насилие единственным средством в достижении своей цели - исламизации всего мира.

Военный ответ

Международное объединение с гибкими организационными связями, которое принято называть ваххабитско-талибским альянсом, представляет собой уникальное и самое опасное для Запада исламское движение. Это движение наследников учения Мухаммада бен Абд ал-Ваххаба (XVIII в.) было в особенном фаворе у США, Саудовской Аравии и Пакистана во времена советской интервенции в Афганистане, когда на базе этого учения создавался исламский экспедиционный корпус. Руководить этим корпусом после палестинца Абдаллы Аззама стал саудовский подданный Усама бен Ладен. Так что корпус изначально задумывался как "интернациональный".

Именно поэтому ваххабитско-талибский союз, которому присущ особенно агрессивный прозелитизм, является той формой объединения мусульман, которая в силах дать Западу вооруженный отпор - при молчаливой поддержке "умеренных" исламских государств и организаций. Вообще, на фоне добродушной расслабленности Запада джихадистский ислам особенно впечатляет, так как он не только готов к насилию, но и ставит его во главу угла.

Не считая возможных террористических атак на большие западные города или стратегические объекты типа атомных электростанций, ваххабитско-талибский альянс может для начала спровоцировать эскалацию конфликта. Можно пунктиром обозначить этот страшноватый сценарий. Восток: гражданская война в Пакистане, в результате которой часть армии поддерживает талибов и к власти приходят радикалы ваххабитско-талибского толка; конфликт по инерции переносится на северо-запад Индии - в Кашмир; индийская армия начинает военные действия, а в это время у нее в тылу начинаются беспорядки, спровоцированные лидерами "индийского ваххабизма". Запад: выдавливаемые с территории Афганистана, талибы прорываются в Иран, который, в силу этнического родства (персы), вступает в военные действия на стороне таджиков (читай - Северного альянса). Северо-восток: через небольшой участок афгано-китайской границы талибы прорываются в провинцию Синьзнянь и провоцируют вооруженное выступление китайских мусульман - уйгуров; в конфликт втягивается китайская армия. Север: талибы прорывают линию обороны Северного альянса и выходят к таджикской и узбекской границам; в конфликт вынуждены вступить таджикская, узбекская и, главное, российская (201-я дивизия) армии; в спину российской дивизии бьют вооруженные формирования таджикской и узбекской оппозиции. Таким образом, в конфликт вокруг Афганистана оказываются втянутыми практически все главные игроки в регионе - Россия, Иран, Индия и Китай. Тут же США с союзниками. Это уже не контртеррористическая операция. Это - мировая война. И весь этот сценарий надо помножить на официальную или, скорее, негласную поддержку талибов со стороны большей части мусульманского мира, особенно его арабской части.

Кроме того, не надо забывать о возможном действии в странах Запада "пятой колонны" ислама. Даже по приблизительным данным только в Западной Европе проживает на сегодняшний день более 20 млн. мусульман (во Франции - 5 млн., в Германии - 4 млн., в Великобритании - 3 млн. и т.д.), да в Северной Америке - более 5 млн.

Вообще, Западу следует быть осторожнее и, главное, внимательнее прислушиваться к исламскому миру. Нельзя забывать, что на сегодняшний день ислам - самая пассионарная, по определению Льва Гумилева (английское соответствие - "драйв"), религия в мире. Если в 60-х годах прошлого века каждый пятый житель планеты исповедовал ислам, то в настоящее время это каждый четвертый, а к 2030 году будет каждый третий. Численность мусульман на планете уже превысила миллиард. Так что - и к этому призывает даже Хантингтон, автор доктрины "столкновения цивилизаций", - Запад должен научиться понимать исламский мир и выработать формы сосуществования с ним без конфронтации.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Война' (архив темы):
Террористы открывают Америку /19.10/
Стратегия Америки осталась прежней. Но пока от нас отстали с поучениями, надо как можно скорее решить чеченский вопрос. О судьбах России и мира беседуют Сергей Ознобищев, Шамиль Султанов и Владимир Луценко.
Максим Брусиловский, Паранойя как адекватная реакция /18.10/
Действия Сталина во время войны с точки зрения политической необходимости.
Георгий Кузнецов, Война наций лучше войны религий /16.10/
Предложение по разделу Афганистана. А затем - Пакистана. И даже - Турции... Распри между этносами сейчас предпочтительнее, нежели их единство под зеленым знаменем.
Глеб Павловский, У террористов уводят аудиторию /11.10/
Еще вчера шли споры, куда расширяться военно-политическим блокам, опасны они или не опасны. А выяснилось, что они просто не эффективны в своей прямой роли: военно-политических машин.
Семен Добрынин, Брестский Буш /08.10/
До сих пор не ясно, кто разрушил Нью-Йорк. Ответ мы узнаем лишь по результатам "раздачи слонов".
Александр Казаков
Александр
КАЗАКОВ
ale-kazakov@yandex.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: