Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Проблемы Евразии / Политика / < Вы здесь
Святая Земля: в ожидании "третьей силы"
"Православно-ватиканский проект" для Иерусалима

Дата публикации:  8 Апреля 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Израильтяне и палестинцы вновь перешли от слов к делу. Поскольку за последние несколько десятилетий это происходит далеко не в первый раз, все уже привыкли. Очередные "выражения глубокой обеспокоенности" иностранных наблюдателей скрывают очевидную усталость от выходок "горячих ближневосточных парней". Появившаяся было после окончания "холодной войны" надежда, что с прекращением финансирования "ястребов" сверхдержавами-антагонистами конфликт утихнет, давно развеяна в прах. Уже и сами сверхдержавы трансформировались в "коспонсоров мирного процесса", для которых былое противостояние в этом регионе давно превратилось в головную боль, а война все идет.

Особая пикантность ситуации состоит в том, что, увещевая арабов и евреев "сесть за стол переговоров" и призывая к уступкам, и русские и американцы ни минуты не сомневаются, что сами не потерпят ничего подобного. Жесткая реакция России и США на теракты общеизвестна, а уж в том, как они повели бы себя, случись какому-нибудь супостату оккупировать часть их территории, сомневаться не приходится. Так что даже сами иностранные миротворцы в глубине души, видимо, считают редких сторонников мира среди самих палестинцев или израильтян национал-предателями, пусть и временно полезными.

Основа современной безвыходной ситуации была заложена еще в 47 году, когда Святую Землю и город трех религий разделили на две части. Удовлетворяя иудеев и мусульман, отцы-основатели проекта (среди которых Сталин был одним из наиболее активных, вряд ли он не понимал, какую свинью подкладывает будущим поколениям) ущемили положение христиан, как ближневосточных (пусть и не очень многочисленных), так и христиан всего мира. На тот момент ситуация это позволяла. Европейские католики и протестанты были частично дискредитированы явным или мнимым сотрудничеством с нацизмом, православные томились под советским игом и, конечно, не могли подать голос поперек воли генсека. Да и сама послевоенная ситуация отнюдь не способствовала взвешенным решениям. Требовалось быстро замирить Палестину, где резко активизировались еврейские организации, в том числе и подпольно-террористические, и найти пристанище для толп евреев постнацистской Европы, не желающих вновь возвращаться в ненавистную Польшу или Германию. Неприятности начались позднее, когда, вместо построения еврейского социализма и тихого существования в кибуцах, Израиль развился в мощное и амбициозное государство, а палестинцы получили поддержку всего арабского мира плюс советское оружие. Стало окончательно понятно, что ужиться мирно им не удастся.

На сегодняшний день радикально изменить абсолютно тупиковую ситуацию может лишь появление "третьей силы", которая примет на себя территории и полномочия, которые сами воюющие стороны не могут ни прочно удерживать, ни передать противнику. Должен быть создан христианский сектор, охватывающий часть Иерусалима и некоторые дополнительные земли. Например, логично будет, если в него войдет Вифлеем. Ведь для иудеев и мусульман это всего лишь маленький провинциальный городок, а для христиан именно здесь началась Новая Эра. Это будет справедливо - Палестина и Иерусалим являются главнейшими христианскими святынями, и голоса и интересы христиан (как христиан-арабов, так и христиан других стран и национальностей) должны быть учтены. И это будет полезно - христианский сектор станет буфером между противоборствующими сторонами, а его управленческие структуры смогут принять некоторые функции третейского судьи. Возможно, Иерусалиму (в полном объеме или только старому городу) следует обрести статус экстерриториальности, наподобие Ватикана, с собственной независимой администрацией.

Конечно, для достижения подобных целей должно быть создано мощное "христианское лобби", поскольку пока что общее положение мирового христианства далеко не впечатляющее, особенно по сравнению с исламом, хватающим все новые звезды с неба. Протестантизм слишком увлечен ролью своей этики в поддержании духа капитализма. Католики под руководством "чудесного поляка" стараются скорее окучивать просторы бывшего СССР, нежели всерьез заниматься Святой Землей. Московская Патриархия, так и не порвав с сергианским приспособленчеством, предпочитает "синицу в руке" - сговорившись с арафатовцами, захватывает храмы в Хевроне и Иерихоне, вместо того чтобы, будучи над схваткой, действительно влиять на ситуацию. Зарубежная церковь потрясена расколом. Пожалуй, сейчас можно говорить лишь о будущем - создании новых организаций, активно вмешивающихся в процесс переустройства мира. Современные "братья-христиане" теоретически могли бы занять главенствующее положение в нише не исповедующих ислам противников тотальной глобализации. В России может быть использован опыт Катакомбной церкви: ее преемница РПАЦ (Автономная Церковь) проводит в последнее время экспансивную миссионерскую политику. В прошлом году ей даже удалось привести под знамена православия еще несколько приходов в США, хотя все же она слишком мала, чтобы добиться серьезных успехов без господдержки.

Как показывает практика, иудеям и мусульманам договориться с христианами куда проще, чем друг с другом. Для первых связующим звеном служат деловые связи, для вторых арабы-христиане (в том числе и православные), которые одним братья по крови, другим братья по вере. Объединение христиан в единое "лобби" должно состояться не на началах абстрактного экуменизма, являющегося с точки зрения догматов чистой ересью, а на основе практической - для "работы в Святой земле". Смогли же разные христианские конфессии как-то скооперироваться для "совместной эксплуатации" Храма Гроба Господня. Кстати, сторожами и ключниками этой святыни в течение последних нескольких столетий являются члены одной мусульманской семьи. Христианские старейшины, таким образом, предпочли доверить эту почетную должность иноверцам, вместо того чтобы регулярно из-за нее биться между собой. Так почему бы теперь христианам не стать ключниками и хранителями самой Святой Земли?

Не следует забывать и то, что вплотную заняться палестино-израильской проблемой для России прямой резон, вспоминая мудрые слова Высоцкого, что "там на четверть бывший наш народ". То есть примерно миллион наших бывших граждан. Ну и где эта четверть окажется, если дела пойдут совсем плохо, скажем, к какому-нибудь местному праздничку добрый дедушка бен Ладен подкинет подарочек в виде химического или бактериологического оружия? Времена крепости Мосада прошли, самолично резать своих жен и детей, дабы они не достались врагу и за "победу мирового сионизма", мало кто отважится. Большинство предпочтет вернуться в бывшую "империю зла", да не в родные Черновцы или Еврейскую А.О., а непосредственно в "центры цивилизации" - Москву и Питер. Тем более что в демократические девяностые был принят закон о неправомочности лишения советского гражданства выезжающих в Израиль. Стало быть, де-юре они все еще наши граждане, остается только заново получить паспорт. (Спешно созданные юридические заслоны не спасут: кто ж поверит, что хитроумные израильтяне не смогут их обойти?) Так что бедственным положением экс-соотечественников нужно озаботиться. И в первую очередь патриотам-почвенникам и прочим сторонникам этнической чистоты, иначе евреев вдруг может оказаться столько, что мало никому не покажется. Да и представителям творческой интеллигенции, свободных профессий и всяческих шоу-бизнесов расслабляться тоже не стоит, им придется подвинуться в первую очередь. (И страшно подумать, сколько среди "новых возвращенцев" найдется авторов проектов под общим названием "Как нам обустроить Россию"!)

Сражения за контроль над Святой Землей идут столетиями. В свое время крестоносцы не преуспели. Видимо, потому что их действия были слишком далеки от христианских заповедей. Или геополитическая обстановка была неблагоприятной. Возможно, усилия современных христианских миротворцев окажутся более плодотворными. В любом случае, попробовать стоит - ведь в случае успеха его творцы получат награду не только земную, но и небесную.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Проблемы Евразии' (архив темы):
Раанан Гисин, А нам и не хотелось /25.03/
- продолжать военные действия. Раанан Гисин входит в круг ближайшего окружения Шарона и готовит для него практически все публичные выступления. Интервью М.Фалькову - с комментариями по поводу двусторонних отношений Вашингтона и Иерусалима и ближневосточной политики Белого дома.
Натан Щаранский, "Нам посоветуют довольствоваться меньшим" /21.03/
Пойдет ли история (Израиля) вспять? Интервью для М.Фалькова
Сергей Маркедонов, Россия в Закавказье: к новому доминированию /13.02/
Ключи к северокавказским проблемам находятся в Закавказье. И наоборот. Россия не обеспечит свою территориальную целостность, если не расширит свое "колониальное" присутствие.
Яна Амелина, Владимир Горюнов, Конфликт двойного гражданства. Окончание /11.02/
Украина и Румыния борются за установление влияния в Приднестровье. Россия заняла положение "над схваткой".
Михаил Фальков, Россия - лучший друг Израиля /08.02/
- так считает секретарь израильского правительства Гидон Саар. Евреи, похоже, вновь мигрируют: из зоны американского влияния в зону российского влияния.
Максим Брусиловский
Максим
БРУСИЛОВСКИЙ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: