Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Чеченский вопрос / Политика / < Вы здесь
"Я сам являюсь кунтахаджинцем"
Интервью муфтия Чечни

Дата публикации:  6 Августа 2002

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Русский Журнал: Пожалуйста, обрисуйте ситуацию в Чечне так, как вы ее видите.

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Чечня ждет мира. Мы надеемся, что наконец-то наступит время, когда люди будут мирно жить на этой территории. Это мечта каждого чеченца.

РЖ: А мир, по-вашему, близок?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Мы продвигаемся вперед, с одной ступеньки на другую, и потихоньку идем к этому мирному процессу.

РЖ: То есть в настоящее время наблюдается не ухудшение ситуации, а наоборот, улучшение? Все идет к миру?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: К миру, да.

РЖ: А что сегодня препятствует миру в Чечне? И от чего все зависит?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Все зависит от политиков, которые начали - и которые должны закончить.

РЖ: Кто сейчас может закончить войну?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Это уже я не пророк, на эти вопросы только, наверно, отвечают пророки. Народ сам может закончить эту войну.

РЖ: А какова в мирном процессе роль духовенства?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Роль духовенства тоже большая очень. Духовенство старается объединить людей. У нас одни воюют, другие стараются какие-то мирные задачи решать. Но у нас главная задача - объединить эти обе силы, установить политический диалог. Многие разоружаются уже ребята. Я и раньше говорил, что мы этот диалог будем продолжать, и наконец-то все поймут, что чеченцы - это не террористы, не бандиты и не звери, как нас обрисовывают везде. И я думаю, после завершения всех этих процессов, когда все в свое русло войдет и когда, допустим, будут заведены определенные следственные дела - "чеченского следа", я думаю, будет меньше, чем других следов.

РЖ: К чеченскому народу сейчас действительно многие относятся предвзято. Планируется ли какая-нибудь работа по элементарной пропаганде чеченцев за пределами Чечни? Например, пропаганда чеченского искусства, музыки...

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: У нас есть диаспоры во всех регионах России, они вот как раз проводят эту работу, показывают всему миру, что собой представляет "злой чеченец", как нас называют, или "бандит-чеченец". Издавая книги, выпуская газеты. Показывают нашу культуру, наше гостеприимство. Конечно, сейчас мы занимаемся этим не на все сто процентов. Пока большинство людей на нас не так смотрят, как должны бы были смотреть. Мы все хотим мира, мы гостеприимны, у нас есть уважение. У нас такой же образ человека, как и у всех. И никаких дурных мыслей, дурных целей мы никогда не преследовали. И мы добиваемся, чтобы больше было выступлений на телевидении. Сейчас я как духовный лидер приезжал в Москву, общался со многими политиками, встречался с руководством и просил, чтобы здесь действительно выходила у нас газета, показывая образ чеченца, что он собой представляет. Я думаю, что со следующим моим приездом мы этот вопрос решим. И если дагестанцы издали здесь какой-то журнал, мы так же можем издавать свой журнал. Будем просить также определенное время в СМИ для выступления чеченцев, во всех регионах. Как духовный лидер, я это буду представлять сейчас. Буду создавать свое представительство во всех регионах Российской Федерации.

РЖ: У вас налажены нормальные отношения с Центральным Духовным Управлением, да?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: У меня прекрасные отношения с самыми близкими соседями. Это Дагестан, Ингушетия, Северная Кабарда и т.п. Мы создали координационный центр муфтиев Северного Кавказа и совместно работаем. И во всех исламских ВУЗах России учатся ребята из Чечни. Это тоже показывает, что мы дружим, что у нас отношения нормальные и что мы не отделяемся друг от друга. У нас одна цель, одно воспитание, духовное воспитание личности.

РЖ: Сейчас ходят разговоры о некотором расколе в исламе в России. В частности, между шейхом Равилем и шейхом Талгатом...

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Оба - уважаемые люди, я обоих уважаю. В свое время, в самое трудное время, мне Равиль протянул руку и помогал во всех отношениях и оказывал помощь Чечне. Так же ислам не может разделиться. Течения разделяются, но ислам - единая религия. Хотя мы его разделяем, но он сам не может разделиться. Я думаю, мы придем к общему языку. Нас хотят разделить. Так же, как Чечню, какие-то политики заинтересованы в разделении ислама, но мы сами стараемся объединиться. Потому что у нас в Коране написано, чтобы мы не разделялись, а объединялись. Чтобы мы проводили одну линию. Поэтому мы будем как раз выполнять тот священный Коран, который послан Всевышним, который сказал, чтобы мы не разделялись, а соединялись.

РЖ: А как Вы относитесь к пацифистскому учению Кунты хаджи?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Я сам являюсь, как говорится у нас, кунтахаджинцем. О Кунте хаджи много сказано, много написано. Простой пример: он без никаких войн сделал, чтобы в Ингушетии приняли ислам. Это был человек, который учил, чтобы все вопросы решались мирным путем, а не военным путем. Путем убеждения и путем своего примера личного. Шамиль не мог покорить Ингушетию, а Кунта хаджи своей проповедью, своей речью... Просто благодаря этому человеку в Ингушетии был принят ислам. Единственное можно сказать, и больше ничего не надо говорить о человеке, который такой народ повернул к себе.

РЖ: Будут ли какие-то книги изданы про его учение?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: Про его учение издаются книги у нас.

РЖ: В Москве эти книги можно достать?

Шейх Ахмед хаджи Шамаев: А вот это тоже мы постараемся. Мы сейчас ищем спонсоров. Они обещали, что к следующему моему приезду помогут. Для газеты помогут, для журнала, для выпуска этой литературы.

Интервью брал Кирилл Якимец


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Чеченский вопрос' (архив темы):
Наталья Серова, Чеченские университеты. Окончание /22.05/
Можно ожидать чего угодно, вплоть до превращения Чечни в поле сражения между проамериканскими и проарабскими бригадами.
Наталья Серова, Чеченские университеты. Продолжение /20.05/
В возможность терактов в России не верили прежде всего потому, что не верили власти. Аргументы чеченской стороны звучали куда логичнее. У гражданской войны, однако, своя - особенная - логика.
Михаил Фальков, Наташа Каневская, "Чеченские арабы" уезжают домой /20.05/
Для объединения исламского мира необходимо развалить все прочие миры - чем и занимаются спецслужбы Саудовской Аравии.
Наталья Серова, Чеченские университеты /16.05/
Чечня почему-то с самого начала была воспринята как "чужая" территория. Сработали советские идеологические клише: начинающий войну на чужой территории, согласно традиционным представлениям, считался агрессором.
Михаил Кочегаров, Российско-чеченская политкорректность /18.04/
"Каждый житель Чечни или выходец из нее должен ощущать себя полноценным гражданином Российской Федерации" (из Послания В.Путина Федеральному Собранию). Евразийский внутренний PR-проект.
Шейх Ахмед хаджи Шамаев
Шейх Ахмед хаджи
ШАМАЕВ
Муфтий Чечни

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: