Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Война / Политика / < Вы здесь
Контртеррористический либерализм
Дата публикации:  4 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Уже не первый год множество теоретиков, специалистов по теории демократии и либерализма, а также и просто политиков мучает один и тот же вопрос - какими должны быть принципы современного контртеррористической политики либерального демократического государства, чтобы они позволили и эффективно бороться с терроризмом, и не вступить на путь постепенной авторизации стиля управления, то есть не нарушить либеральных демократических традиций и ценностей? Насколько полно должны учитываться права и свободы человека, если государство находится под перманентной угрозой террористических атак?

В первую очередь мы должны определить, когда мы будем считать, что либеральное демократическое государство переступило черту и не может более так именоваться, в каком случае мы перестанем считать его либеральным и демократичным? Ответ прост: в том случае, если государство нарушит принципы демократических выборов (несколько кандидатов, тайное голосование и т.д.) - оно перестает быть демократическим; если оно нарушает основополагающие принципы либерализма (например, основные права и свободы личности) - оно перестает быть либеральным. Ну, положим, что для борьбы с терроризмом нарушения демократических принципов, скажем прямо, не требуется. А вот как быть с принципами либерализма? Ведь чрезвычайно эффективно было бы и прослушивать всех подряд, и для допроса задерживать при малейшем подозрении, без всяких санкций и т.п. И вот тут настает пора осознать, что бороться с терроризмом можно на двух пространствах - внутреннем и внешнем.

Борьба на внутреннем пространстве, то есть на территории рассматриваемого либерального демократического государства, не может быть эффективной без нарушения этих самых принципов и традиций либерализма. Это очевидно абсолютно для всех и не представляет никакого сомнения.

Здесь нам на помощь и приходит борьба с терроризмом на внешнем пространстве - это борьба вне государственной территории, то есть за пределами его непосредственной юрисдикции и власти, что требует особого подхода. Здесь уже в принципе трудно будет нарушить принципы либерализма, поскольку все действия государства практически никогда непосредственно не касаются интересов граждан. Вести с терроризмом борьбу на внешнем пространстве можно несколькими способами.

Во-первых, это охота за главарями мирового терроризма, поскольку, очевидно, что обезглавленная гидра будет действовать намного менее эффективно, чем та, у которой отсекли, скажем, какую-либо конечность, чем, по большому счету, и занимаются все национальные службы безопасности, предотвращая теракты внутри страны. Не могу не отметить, что борьба эта должна проводиться, естественно, в рамках ООН или с ее разрешения, что должно позволить легитимировать данную политику в глазах мировой общественности.

Во-вторых, необходимо находить и уничтожать террористические базы, склады оружия, тренировочные лагеря и т.д., то есть планомерно разрушать саму структуру, базу международного терроризма, его основу, без которой он не сможет активно и эффективно осуществлять свою деятельность. Это не менее важное направление борьбы с терроризмом на внешнем пространстве, чем поимка его главарей, поскольку если там мы лишаем терроризм головы, то здесь - скелета. Нет нужды говорить, что и здесь, в тех же целях, необходимо непосредственное участие ООН.

И, наконец, в-третьих, чрезвычайно важно организовывать борьбу с финансированием международного терроризма. Четкое отслеживание финансовых потоков, "замораживание" счетов террористических организаций, в том числе в оффшорных зонах (как это сделать - вопрос отдельный, а сейчас речь идет непосредственно о направлениях деятельности), и далее в том же духе - главные способы сведения к минимуму возможностей террористов существенно пополнять свои финансовые запасы.

Любые действия в вышеуказанных направлениях, однако, окажутся малоэффективными, если не будет налажено четкого и продуктивного взаимодействия между разведывательными ведомствами и другими специальными службами как можно большего числа стран, что позволит свести воедино огромный объем информации и решить головоломку правильно. К сожалению, здесь есть несколько проблем. В большинстве своем, контакты между разведками носят разовый, а не систематический характер, что не позволяет ни объединять усилия лучших специалистов различных государств для максимально быстрого решения задачи, ни организовать оперативное получение информации всеми участниками, а промедление здесь бывает фатальным для многих. Также наблюдается элементарное нежелание различных разведок сотрудничать друг с другом и обмениваться информацией, как по причине старой вражды, так и из-за желания "переплюнуть" своих зарубежных коллег и самостоятельно раскрыть всю цепочку от альфы до омеги. В этих условиях, для решения первой проблемы было бы идеальным решением создание, лучше всего в рамках ООН, международного контртеррористического центра, в который бы оперативно стекалась вся информация о международном терроризме, а для решения второй проблемы необходимо немного перетряхнуть национальные разведки и постараться избавиться от людей с ксенофобией и излишними амбициями. Это, естественно, достаточно кардинальные решения, но они продиктованы настоятельной необходимостью.

Таким образом, основные направления контртеррористической политики либерального демократического государства, если оно желает таковым и дальше оставаться, должны разворачиваться на внешнем, а не внутреннем пространстве: активизация деятельности на внешнем пространстве автоматически должна привести к минимизации ее на внутреннем, поскольку, при условии эффективности этой деятельности, все больше и больше терактов будет пресекаться на корню. Бороться будут не с проведением конкретного теракта, что и происходит на внутреннем пространстве, а с возможностью его проведения. Данная схема позволит, не нарушая принципов либерализма, эффективно бороться с международным терроризмом - а это основная задача либеральных демократических государств на сегодняшний день.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Война' (архив темы):
Михаил Ремизов, Либерализм в стиле "милитари" /25.02/
Комплекс ученичества и послушничества, питавший наши робкие надежды на "вступление в Запад", вдруг перехитрил себя и разрядился в жесте "агрессивного примыкания" к цивилизации мирового гегемона. Заметки по следам недели.
Владимир Никитаев, Власть факта vs. факт власти /19.02/
В политико-медийной сфере действует власть факта. Только уже свершившийся факт - пусть даже отчасти сфабрикованный - признается здесь "упрямой вещью", способной стать необходимой и достаточной причиной того или иного действия. Не случайно эксперты в политико-медийных играх нередко значат больше, чем генералы.
Михаил Фальков, Иракская ловушка для Шарона /19.02/
Америка опутала Израиль своими сетями. Теперь, став практически заложником сотрудничества с Вашингтоном, израильское руководство активно отстаивает интересы США.
Александр Артемов, Ястребы против реалистов /18.02/
Мир рушится. У России в связи с этим возникают определенные возможности.
Николай Сысоев, Европейский ход конем /18.02/
Франция и Германия заранее готовили все свои демарши - с целью полностью вывести континентальную Европу из-под американского контроля и поставить ее под собственный контроль. Ирак - прекрасный повод.
Николай Сысоев
Николай
СЫСОЕВ

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: