Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

События | Периодика
Тема: Социальная раздробленность / Политика / < Вы здесь
Стиль "Сталин"
Смерть вождя предопределила конец эпохи квазиклассицизма

Дата публикации:  5 Марта 2003

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Смерть Сталина 50 лет назад привела не только к смене парадигм исторического развития СССР, но и предопределила глобальные эстетические и стилевые изменения, шире - трансформацию всего культурного, идеологического и властного пространства.

Вообще, советский период истории России и соседних стран представляет собою вовсе не единый в концептуальном отношении процесс, а, как минимум, три эпохи, три фазы "революционного горения" - с принципиально различными идеологическими, антропологическими, эсхатологическими, эстетическими и прочими установками.

Первая эпоха, начавшаяся с Октябрьского переворота и продлившаяся до рубежа 1920-1930-х, демонстрировала уровень максимального напряжения в развитии революционного советского коммунистического проекта. Культура этого периода одержима апокалиптическими мотивами мировой революции, преображения, "нового Неба и новой Земли", тотального переустройства Вселенной - речь идет, например, о "космическом коммунизме", господствует эстетика авангарда и необарокко. Примечательно, что ключевые деятели большевистской партии и государства (по некоторым данным, Луначарский, Дзержинский, Ленин, Красин) являются приверженцами либо последователями идей Николая Федорова о "воскрешении отцов". По всей вероятности, акцию с бальзамированием тела Ленина и культом мавзолея следует рассматривать именно в перспективе федоровских идей "общего дела".

Искусство этого периода в эстетическом плане еще не сковано "генеральной линией" партии, в нем идет поиск новых форм и средств выражения, условно его можно определить как "соцреализм-до-соцреализма". Характерные для эпохи культурные деятели: Эйзенштейн, Маяковский, Довженко, Андрей Платонов, Кандинский, Малевич, Мейерхольд, Курбас, Заболоцкий, Дзига Вертов и т.д. Именно из подобного барочно-авангардно-символистского эсхатологически ориентированного искусства и рождается соцреализм. Вообще, соцреализм в искусстве и литературе представляет собой вовсе не пропагандистскую технологию тоталитарного режима, как это некоторые считают, а разноплановое, исторически трансформировавшееся, крайне любопытное в эстетическом отношении явление магической культуры.

В структурно-типологическом отношении Советский Союз той эпохи вполне можно сравнить с допетровской Московской Русью: столь же явно была выражена эсхатологическая устремленность, представление о себе как о "катехоне", "последней крепости" "истинной веры". Знаковым событием раннесоветского стало также возвращение столицы из Петрограда в Москву. Любое проявление мещанства, индивидуального начала (за исключением периода НЭПа) с точки зрения государства воспринималось как измена "общему делу".

Вторую эпоху следует отсчитывать от начала 1930-х: именно ее называют "сталинской" - она завершается вместе со смертью генералиссимуса. На смену эсхатологической устремленности приходит имперская четкость и определенность, завершенность общего замысла, идея "Порядка". Принципиален отказ от поддержки III Интернационала, отказ от тезиса о мировой революции, переориентация на внутригосударственные процессы.

Сталин решил проститься с революционной по своему духу и утопической по характеру идеологией, а заодно и с ее носителями - "ленинской гвардией". Едва ли кто-нибудь из живших на этом свете уничтожил большее количество "настоящих" (то есть "истинно верующих") большевиков, чем Первый секретарь ЦК ВКП(б).

Соответствующий поворот был намечен и в эстетике: от грезившего о Земном Рае, малопонятного народным массам авангарда к "пролетарской простоте" и доступности, к нормативной поэтике социалистического реализма, синтезировавшей, как это точно определил еще в конце 1950-х Андрей Синявский, традиционную реалистическую культуру XIX века и классицистическую XVIII века. После I съезда советских писателей, вполне тоталитарными методами внедряется новая "регулярная" эстетика, воспроизводящая парадигму классицистического мышления, новый канон "академизма": стиль "Сталин" (по определению Бориса Гройса).

Складывается новый тип культурного героя - "человек риторический". Положительные герои вроде Павла Корчагина, персонажей "Молодой гвардии" Фадеева, "Поднятой целины" Шолохова, "Повести о настоящем человеке" Полевого, повестей Гайдара или пьес Корнейчука - это "люди-монументы". Характерна одномерность их рефлексии, им присуще черно-белое видение мира: есть только "хорошие" и "плохие" - "свои" и "враги", раздвоением личности "страдают" только отрицательные персонажи, а философические мотивы, как правило, не выходят за пределы темы классовой борьбы. Такие герои моделируются примерно теми же средствами, что и персонажи агиографии (житий святых).

Стиль "Сталин" апеллировал уже не к парадигмам эсхатологического мышления Московской Руси, а к "регулярному" стилю империи Романовых - вплоть до частичной легализации церкви, возвращения в оборот национальной исторической мифологии, "знаковых" имен из дореволюционного прошлого (Суворов, Кутузов, Петр I, Иван Грозный, Богдан Хмельницкий), офицерской формы и т.д. Эсхатологическая устремленность в политике, идеологии и искусстве заклеймены как "троцкистский уклон".

Возможно, именно антиэсхатологической установкой в идеологии может быть пояснен самый большой нонсенс послевоенной сталинской политики: почему политический режим не воспользовался той колоссальной, невероятной энергией народа-победителя, той витальной эйфорией и невиданным пассионарным подъемом, имевшими место после Победы? Вместо того чтобы осуществить грандиозные по масштабу, неведомые ранее планы государственного строительства, многие советские люди из Германии направились прямыми рейсами в сибирские лагеря, на освоение архипелага ГУЛАГ.

Смерть Сталина и последовавшая за тем эпоха "Оттепели" предопределила и смерть стиля "Сталин". На некоторое время Хрущев, отказываясь от политического наследия своего предшественника, пытается возродить досталинский идеологический климат, однако в хрущевском исполнении это приобретает гротескные черты. Несомненно, эпопея с разведением кукурузы, укрупнением заводов, строительством "массового" жилья, освоением Целины, обещанием коммунизма к 1980 году - это проявление эсхатологически ориентированного мышления 1920-х (пусть и извращенного), недаром Хрущев считался скрытым троцкистом. Пропагандистская кампания вокруг успехов в освоении космоса неявно апеллировала к учениям Николая Федорова и Константина Циолковского. Потом, при Брежневе, будет наблюдаться некий "откат" к культурным знакам сталинизма. Даже само определение брежневской эпохи как "застоя" указывает на отсутствие эсхатологического вектора исторического развития.

В постсталинский период соцреализм обогащается новыми идеями, новыми художественными приемами, новым мироощущением. Можно говорить о постепенном вырождении прежней тоталитарно-монументальной разновидности соцреализма - он вырождается именно как ритуальное искусство, как воплощение коммунистической эсхатологии. Герои соцреализма из "риторических фигур", из "монументов" эволюционируют если не в живых людей, то по крайней мере в манекены, агиография превращается в биографию. В литературе усиливаются философские мотивы, психологизм, происходит заметная лиризация эпического повествования. Но уже в 1960-х годах, когда в литературу, кино, изобразительное искусство приходит новое поколение - "шестидесятники", - становится очевидным, что оно не имеет ничего общего с эстетикой соцреализма ни в одном из трех ее исторических воплощений и что основной вектор творчества этих людей - модернизм, развитие которого было искусственно прервано в 1920-х годах.

Постсталинское искусство соцреализма можно определить как декаданс, что очень хорошо увязывается с духом эпохи - хрущевским квазиэсхатологизмом и брежневским квазимонументализмом.

Нагляднее всего это проявилось в архитектуре: архитектурным выражением раннесоветского мироощущения стал конструктивизм, выражением сталинского "регулярного" мышления стали монументальные высотные здания и центральные станции метро в Москве, киевский Крещатик, апофеоз стиля - ВДНХ. Постсталинский же период существования советского искусства породил убогий, эклектический, подчеркнуто функциональный стиль, символом которого (из-за своей распространенности) может считаться пятиэтажная "хрущевка". "Хрущевка" - как символ освобождения от тотального и всепроникающего стиля "Сталин". Стиля, за которым есть мощь "Порядка", но нет ни банальной человечности, ни эсхатологического титанизма.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие статьи по теме 'Социальная раздробленность' (архив темы):
Юрий Солозобов, Мобилизационный пакет /04.03/
Мобилизация рискует оказаться слишком сильным испытанием для обветшавших технологий власти. Может статься, что на призыв "Вставай, страна огромная!", во-первых, никто не встанет; во-вторых, и страна окажется сразу не такой огромной; и главное, может не быть страны. Повестка дня для "президентского большинства" - получить простое суггестивное правило, руководствуясь которым можно определить Ось Мира.
Сергей В. Бирюков, Франсиско Франко: уроки для демократии и для России. Окончание /03.03/
Созданная Франко система стремилась не подчинить правящей партии и ее идеологии все ключевые политические и социальные институты с целью их дальнейшей "перековки" (что делалось в Германии при Гитлере и в меньшей степени - в Италии при Муссолини), а консолидировать их для осуществления стабилизирующего курса.
Михаил Гефтер (1918-1995), Сталинизм: вечное возвращение /03.03/
Сталиным и на Сталине закончились (одновременно!) история России в ее четырехвековом охвате, с XVI-го по XIX-й и одиссея ее вхождения в Мир - преодолением самое себя. Закончилась история революций ХХ века, по размаху и содержанию - не только российских, но и мировых.
Михаил Ремизов, "Государственники" против Государства /03.03/
Проблема не в том, что людям "нравится" президент. Проблема в том, что статистическому большинству приписана функция государствообразующего. Воспроизводя себя под знаком "рейтинга симпатии", государственная власть дезавуирует свое качественное превосходство перед другими видами власти. Заметки по следам недели.
Наталья Богданова, Как Сталин и Богданов матросов разоружили /28.02/
"Молодец Богданов! Одним брюхом разоружил матросов!" - И.В.Сталин. Вместо сказки на ночь - документальная быль с приложениями и предположениями.
Андрей Н. Окара
Андрей Н.
ОКАРА
aon@mccinet.ru

Поиск
 
 искать:

архив колонки:

архив темы: